68
На крупнооптовом рынке нефтепродуктов в дефиците бензин А-95
— Энергетика
В начале месяца, после подписания меморандума между правительством и нефтяными компаниями, цены на топливо начали постепенно снижаться, хотя параллельно ухудшалась ресурсная база рынка нефтепродуктов. В то же время, в течение второй июньской недели отгрузки несколько увеличились, но стоимость топлива снова стала расти. Рынок продолжает ощущать нехватку высокооктановой бензиновой группы, что может привести к дальнейшему росту цен.
Охарактеризовать динамику цен на топливо на протяжении второй июньской декады достаточно сложно - котировки менялись практически ежедневно. В результате к 18 июня, по данным UPECO (www.upeco.com), отпускные цены на оптовом рынке зафиксировались на уровне: А-76 - 2 600 грн./т; А-92 - 2 900 грн./т; А-95 - 3 200 грн./т; ДТ - 2 300 грн./т.
Наиболее напряженной остается ситуация с высокооктановыми бензинами. Трейдеры отмечали трудности с отгрузками как бензина марки А-95, так и А-92, который традиционно был в излишке. Участники рынка предполагают, что повышенный спрос на "двойку" в основном вызван дефицитом бензина А-95. Его ограниченное предложение уже привело к тому, что в ряде регионов владельцы АЗС были вынуждены приостановить торговлю данной маркой за наличный расчет и ограничить отпуск по безналичному расчету.
Следует отметить, что с начала месяца средние розничные цены на бензины марки А-76 незначительно повысились (до 2,09 грн./л), в то время как стоимость марок А-92, А-95 и дизтоплива несколько сократилась: А-92 - до 2,79 грн./л, А-95 - до 2,94 грн./л и ДТ - до 2,30 грн./л.
Однако в некоторых регионах стоимость топлива по-прежнему остается высокой. Максимальная цена бензина марки А-76 (80) зафиксирована в Севастополе (2,23 грн./л); А-92 - в Житомирской области (2,75 грн./л), а А-95 - в Днепропетровской, Житомирской, Закарпатской, Николаевской и Тернопольской областях (на уровне 3,50 грн./л).
В результате автозаправками заинтересовался Антимонопольный комитет (АМК). Проверки начались в 7 областях, в том числе в Запорожской и Днепропетровской, где нефтетрейдеры занимают доминирующее положение на рынке. Напомним, в октябре прошлого года АМК оштрафовал "Авиас" и "Сентоза Ойл" (оба - Днепропетровск) на 52,374 млн. грн. и 46,403 млн. грн. соответственно, признав их виновными в монополизации рынка светлых нефтепродуктов в Днепропетровске и искусственном завышении цен на бензин и дизтопливо.
К концу нынешней недели ситуация в рознице выглядела следующим образом. Цены на бензин марки А-95 находились на уровне 2,90 грн./л, что обусловлено соглашением правительства и нефтепереработчиков. Стоимость низкооктановых марок бензина подтягивалась к этой цене, в то время как цены на бензин марки А-98 значительно превысили 2,90 грн./л.
Ситуация на крупнооптовом рынке начала понемногу стабилизироваться только 9 июня. Этому в некоторой степени способствовал "Континиум", возобновивший поставки А-92 и А-95 по цене 3 450 и 3 850 грн./т соответственно. К концу недели компания снизила стоимость бензина марки А-95 на 200 грн. за тонну, хотя тут же приостановила отгрузки. Такой шаг лишний раз подтверждает давно известную истину: попытки остановить рост цен искусственным путем порождают лишь уход продукта из рынка и его дефицит.
Между тем, А-80 и ДТ Дрогобычского НПЗ, подешевевшие с 7 по 14 июня на 20-40 грн. за тонну, в начале нынешней недели росли в цене, достигнув 18 июня 2 530 и 2 350 грн./т соответственно (+30 и +50 грн).
Кроме того, 11 июня "Промэкспорт" повысил цену на А-76 на 100 грн. - до 2 700 грн./т и одновременно снизив стоимость дизтоплива на 50 грн. - до 2 500 грн./т из-за стремительного роста запасов этого продукта. В то же время предложение по высокооктановым маркам бензина было ограниченным. Подобная ситуация наблюдалась на Шебелинском НПЗ. За период с 7 по 17 июня цены на дефицитные высокооктановые марки этого завода снизились на 40-60 грн за т.
Не принес на крупнооптовый рынок реальных предложений и возобновивший отгрузки "ЛиНОС". Между тем, "Торговый дом "ТНК-Украина" успел трижды внести коррективы в официальный прайс-лист. В результате, оптовые цены компании оказался на уровне кременчугского топлива, за исключением стоимости ДТ, которая была выше на 50 грн./т (2 550 грн./т). Эксперты UPECO отмечают, что лисичанские нефтепродукты могут появиться на рынке вагонных партий уже к концу июня, поскольку на данный момент все отгрузки идут в адрес партнеров по региональной сбытовой сети.
В аналогичном положении находится и ТД "Альянс-Украина". Ремонт Херсонского НПЗ был закончен еще 18 мая, однако оптовых предложений по херсонским нефтепродуктам до сих пор не поступало.
Вместе с тем, несколько лучше обстоят дела с дизельным топливом, чему способствовало значительное увеличение запасов НПЗ (в частности, на "Укртатнафте"). Так, по состоянию на 13 июня остатки ДТ на заводах оказались рекордными в этом году - почти 63 тыс. т, увеличившись вдвое в течение одной недели.
Большинство участников рынка соглашаются с тем, что в ближайшее время стоимость нефтепродуктов в крупном опте будет плавно расти. В частности, ожидается повышение стоимости кременчугского топлива компанией "Промэкспорт".
Сообщения о росте цен на нефть и действующий режим ограничения розничных цен на нефтепродукты, по мнению аналитиков UPECO, не будут способствовать увеличению переработки украинскими заводами. С одной стороны, ограничение стоимости бензина А-95 делает импорт данного продукта невозможным, несмотря на ощутимое падение цен. С другой, объемы отгрузок высокооктановых марок бензина с украинских НПЗ пока не покрывают текущей потребности в топливе.
Что касается дизельного топлива, то его стоимость пока снижается. Впрочем, остается ряд факторов, способных изменить подобную тенденцию. Во-первых, в третьей декаде июня ожидается начало уборочных работ. Во-вторых, в связи с напряженностью на внутреннем рынке, основные производители приостановили или существенно ограничили экспорт. Тем не менее, экспорт ДТ остается выгодным для украинских нефтепереработчиков фактически при любых условиях, а потому возможность его возобновления исключать не стоит.
По материалам: Контекст
Поделиться новостью