Центробанк спешит на помощь
В связи с ситуацией вокруг Содбизнесбанка и Кредиттраста, а также высказываниями отдельных должностных лиц, на межбанковском рынке сложилась нездоровая ситуация. Среди участников рынка стали обращаться «черные списки» банков, подозреваемых в отмывании денег, а пример двух вышеуказанных банков является отличным примером того, к каким последствиям могут привести такие подозрения. В условиях неопределенности и неуверенности банкиров в «чистоплотности» своих контрагентов, многие банки начали сокращать и закрывать лимиты друг на друга, что не могло не отразиться на рынке МБК. На первый взгляд, стоимость межбанковского кредитования осталась неизменной, вместе с тем, произошло разделение участников рынка на несколько отдельных групп. Если крупнейшие банки и дочерние структуры иностранных банков легко занимают деньги друг у друга под 3.5 –4.5% годовых, то для банков второго круга получение кредитов стало проблемой, разрешить которую не всегда удается более высокой ставкой. Банки второго круга подвергаются тщательному, практически индивидуальному отбору. В третьем же круге (куда входит подавляющее большинство мелких региональных банков) говорить о каком-либо межбанковском кредитовании не приходится.
Банку, столкнувшемуся с проблемой собственной ликвидности или испытывающему необходимость закрытия кассового разрыва, будет крайне сложно найти необходимые ему средства на рынке МБК. Как следствие, банк пойдет на другой рынок – фондовый. Реализация ценных бумаг из портфеля банка станет одним, если не единственным, способом преодолеть временные трудности. Однако, любая продажа на фондовом рынке (тем более ослабленном 30%-ным падением) ведет к снижению котировок и дальнейшему сползанию вниз. Достаточно напомнить, что акций в инвестиционных портфелях российских банков более чем на $3 млрд, облигаций – более $10 млрд. В связи с этим, скорейшее разрешение кризисной ситуации в банковской среде является одним из условий скорейшего восстановления российского фондового рынка.
В конце прошлой недели Центробанк России предпринял ряд шагов, направленных на нормализацию ситуации с банковской ликвидностью. Во-первых, расширился перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита. В него были включены облигации Москвы и Санкт-Петербурга, что позволит банкам в случае необходимости занять дополнительно порядка 30 млрд руб.
Вторым механизмом повышения ликвидности, задействованным ЦБ РФ, стало снижение норматива обязательного резервирования по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и валюте, а также по вкладам физлиц в валюте с 9% до 7%. Исходя из данных об объемах привлеченных депозитов и вкладов российских банков (Бюллетень банковской статистики №5, 2004 г.), снижение ФОР на 2 п.п. позволит увеличить банковскую ликвидность еще на 17 млрд рублей. При этом, если расширение ломбардного списка предоставляет банкам возможность привлечь необходимые средства, то снижение ФОР имеет прямое воздействие, вызволяя средства из резервов и предоставляя их в распоряжение банков.
Третий шаг Центробанка, снижение ставки рефинансирования с 14% до 13% годовых, к сожалению, не оказывает никого влияния на экономическую ситуацию и может рассматриваться только как мера психологического воздействия. В отличие от западных стран, изменение величины учетной ставки в России так и не стало эффективным инструментом кредитно-денежной политики.
Итого: банковская система в результате инициатив ЦБ сможет получить порядка 50 млрд рублей ($1.7 млрд), что является неплохим подспорьем перед выполнением банками налоговых платежей в конце июня. Можно предположить, что увеличение ликвидности положительно отразится и на фондовом рынке, уже вторую неделю топчущемся на одном уровне.
По материалам: Файненшл Брідж
Поделиться новостью