АУБ на защите конституционных прав и свобод — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

АУБ на защите конституционных прав и свобод

Фондовый рынок
96
Проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам предотвращения легализаци (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", внесенный на рассмотрение Верховной Рады Украины Народным депутатом Осыкой С.Г. (регистрационный № 4190 - 1), на взгляд Ассоциации украинских банков, опасен для общества.
Каждый законопроект обязан учитывать необходимость безусловного обеспечения конституционных прав и свобод физических и юридических лиц, не допускать их ухудшения.
Вместе с тем изменения в статью 209 Уголовного кодекса Украины значительно расширяют круг правонарушений, которые будут подпадать под действие Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"(далее - Закон об отмывании).
Изменения в статью 209 УК Украины относят к опасным противоправным действиям, которые предшествовали легализации (отмыванию) доходов, действия, за которые по Уголовному кодексу предусмотрены наказания от одного года и большее (а не три и больше лет, как это предусмотрено законом, который действует сейчас). Таким образом, под эти преступления подпадут также преступления небольшой тяжести, которые, как правило, совершаются лицами с низким правовым сознанием.
То есть станет возможным привлечение лица к ответственности за преступление большей тяжести чем оно совершила, что по мнению Ассоциации, не будет отвечать эффективности криминального преследования реального преступления.
Одновременно законопроект значительно расширяет права Государственного департамента финансового мониторинга(далее - ГДФМ) и разрушает заложенные в действующий закон подходы к построению системы работы ГДФМ с субъектами первичного финмониторинга.
Так, дополнение статьи 13 Закона об праве ГДФМ проверять выполнение субъектами первичного финансового мониторинга требований относительно идентификации лица, порядка регистрации финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу, представление о них информации, сохранение документов, которые касаются идентификации лиц и финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу и т.п.. Предоставление ГДФМ упомянутых прав не только будет дублировать деятельность соответствующей структурной единицы Национального банка Украины, на которую действующим Законом об отмывании возложены указанные функции, а и безусловно приведет к значительному росту количественного состава ГДФМ, ляжет значительным финансовым бременем на государственный бюджет.
Законопроект также предлагает изменить хорошо прописанную с точки зрения обязанностей субъектов первичного финансового мониторинга редакцию статьи 5 Закона об отмывании. В частности, она предусматривает обязанность банков ввести процедуру установления факта принадлежности лица к политическим деятелям, получение разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга на установление деловых отношений с такими лицами, принимать меры для определения источников происхождения их доходов и т.п..
Законопроект предлагает дополнить Закон об отмывании статьей 12 п.1, которые, в частности, предусматривают право банка остановить финансовую операцию в случае возникновения мотивированного подозрения, что она может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов и обязанность остановить на срок до двух рабочих дней финансовую операцию, если его участником или вигодополучателем по ней есть лицо, которое включено в перечнь лиц, связанных с террористической деятельностью. Это не отвечает содержанию пункта 13 Сорока рекомендаций РАТР, которые предусматривают при указанных условиях только немедленное сообщение подраздела финансовой разведки. Следствием ведения этого положения будет ответственность банков за убытки (вред), причиненные участникам финансовой операции, поскольку понятие "мотивированное подозрение" не является конкретным. По мнению Ассоциации, право и обязанность остановки финансовой операции должны быть предоставлены ГДФМ из предусмотрених в бюджете соответствующих средств на возмещение убытков (вреда) субъектам предпринимательства в случае установления, что задержанная финансовая операция не связана с отмыванием "грязных" средств.
Таким образом, положения законопроекта не только не отвечают конституционным принципам правового государства, а и безусловно введут в дополнительные бюджетные расходы, многочисленных судебные процессы, связанные с безосновательным раскрытием банковской тайны и ответственностью за причиненные этим убытки (вред).
По материалам:
Деловая Неделя
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас