Марта Черничка: с шиком «насвинствовали». Как китайские миллиардеры рейтинг Forbes на свиньях оседлали — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Марта Черничка: с шиком «насвинствовали». Как китайские миллиардеры рейтинг Forbes на свиньях оседлали

Аграрный рынок
1726
Только за два месяца 2020 года около 100 богатейшх людей мира потеряли в сумме $408 млрд. Остается только догадываться, каким было выражение лица главы Amazon Джефф Безоса или самого богатого европейского бизнесмена Бернара Арно (президент группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy – авт.), когда за один только день каждый из них недосчитался на своих счетах как минимум $5 млрд.
Именно во время пикового падения рынков 24 февраля этого года еще 500 их коллег по богатствам лишились в общей сложности $139 млрд из-за паники на «американских горках» бирж. Однако в китайской версии «аттракциона на банкротство» действуют другие, непредсказуемые законы логики. Пока технологические гиганты прячут в биткоины остатки своих «подтянутых» кошельков, другие бизнесмены комфортно выезжают на передовые места в финансовых рейтингах… на свиньях.
Что позволяет производителям свинины в КНР ежеминутно увеличивать свои банковские счета? Ценник на мясо, который еще с 2018 года начал расти в геометрической прогрессии. Язык до Киева доведет, а свиньи – до рейтингов Forbes: 45 место в Bloomberg Billionaires Index, 9 место в списке самых богатых людей КНР. Состояние в сумме 20,2 миллиарда юаней – наглядный факт беспрецедентной истории успеха одного из китайских «свинопасов».
От посредственного бизнесмена до «свиного» магната
Всего за два года глава компании Muyuan Foodstuff Co Ltd (сейчас 2-й крупнейший производитель свинины в КНР – авт.), благодаря росту цен на поголовье, поставил на ноги «мясную империю», которая своим мгновенным успехом стала неким китайским эквивалентом яблочной империи Стива Джобса.
Марта Черничка: с шиком «насвинствовали». Как китайские миллиардеры рейтинг Forbes на свиньях оседлали
Только для понимания масштаба прогресса бизнесмена: за один 2019 год прибыли свинопаса выросли более чем на 1000%. По Индексу миллиардеров Bloomberg среди 500 самых богатых людей в мире богатство владельца Muyuan Foodstuff Co Ltd в настоящее время занимает первое место по скорости прироста капиталов. С 2018 по 2020 год состояние компании увеличилось на 341%.
Мистер Очевидность или Гениальный стратег?
Ключ к такому финансового скачку находился не в плоскости очевидных решений. Для многих инвесторов еще 3 года назад трудно было распознать запах зеленых долларовых купюр в примитивном свиноводческом бизнесе: 50% производства свинины в стране приходилось на мелкие фермы. Годовой оборот менее 500 голов. Больших прибылей такая отрасль в долгосрочной перспективе явно не обещала. Основной фокус «искателей выгодных вложений» был сосредоточен в основном на китайском рынке технологий. Не исключено, что к легкому успеху может привести и новейшей девайс, но в Поднебесной свиньи неожиданно оказались не менее «удобным транспортом» на этом пути.
То, что китайцы – на сегодня величайшие гурманы свинины, не вызывает сомнения, ведь потребляют более половины мирового производства. Вдвое больше, чем потребление в США.
Хорошо жить не запретишь, но платить за мясное удовольствие китайцам приходится. Цены на свинину в 2019 году выросли более чем на 110% по сравнению с прошлым годом. Здесь китайцы и поняли: их кошельки – не безразмерны… Логический парадокс: на момент поразительного роста цен в 2018 году КНР занимала 1 место в мире по производству свинины.
Сейчас страна опустилась до 6 места в рейтинге, а цены все продолжают пробивать потолок максимумов.
Нет худа без добра
Обвинять в ситуации стоит африканскую чуму свиней, которая в 2018 году привела к сокращению поголовья скота в КНР на 40%. Поскольку вакцина против вируса так и не была изобретена, ценовые краски на мясном рынке мгновенно сгущались: за первые 11 месяцев 2019 года импорт мяса Китаем подскочил на 63% процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Вероятно, свинья и в дальнейшем продолжит быть талисманом удачи и богатства для игроков мясной индустрии: подталкивает цены восходящий импорт, который за четыре месяца 2020 года увеличился еще на 170% по сравнению с прошлым годом.
Такая «положительная динамика» стала победной фишкой для Muyuan Foodstuff Co. Однако выиграли не только они: с 2018 года доходы крупнейшего производителя свинины в мире Wens Food Group подскочили в 5 раз. Их соперники из New Hope Liuhe Co Ltd на этом фоне оказались настоящими «неудачниками»: состояние компании увеличилось всего-навсего в два раза. Как говорится, все познается в сравнении.
Какую сторону медали увидите?
Что получили бенефициары в качестве приза? То, что отдали им менее успешные производители на китайском рынке. Проще говоря, выиграли от «поросячьего кризиса» только те, кому позволили это сделать. Мелкие и средние хозяйства оказались первыми жертвами африканского вируса, который уничтожил большую часть их поголовья.
Однако власти спасать обанкротившихся производителей и компенсировать их потери даже не собиралась, подписав им смертельный приговор. Видение Правительства КНР на развитие мясного производства было сформулировано достаточно четко еще задолго до кризиса: до 2025 года получать от промышленных производств не менее 65% свинины (доля малых домохозяйства в таком случае составила бы всего 35% по сравнению с 80% на 2017 год – авт.). Именно поэтому вспышка болезни оказалась для правительства удобным плацдармом, чтобы переиграть ситуацию: в 2018 году правительство предложило субсидии крупным свинофермам из государственного бюджета (от 500 000 до 5 миллионов юаней). Выжить суждено было только самым влиятельным…
Голодные игры с привкусом свинины
Между тем угроза повторной вирусной волны никуда не исчезла и к экспорту китайской свинины бывшие покупатели относились настороженно: производителям мясной продукции приходилось заново завоевывать доверие потребителей.
Сделать это можно было путем строгих требований к сертификации продукции. Потянуть такую ​​ношу смогли не все… Отсутствие финансовой поддержки власти для покрытия убытков, завышенные требования к тестированию продукции требовали от мелких хозяйств дополнительных инвестиций.
Вряд ли рядовой фермер мог позволить себе автоматизированные системы стерилизации, новейшие холодильные центры и системы удаленного контроля. В 2019 году почти половина владельцев китайских мелких свиноферм заявили, что окончательно свернули производство свинины ввиду риска повторного заболевания и увеличения потерь.
Казалось, план правительства был даже перевыполнен: все выигрышные козыри оказались в руках тех немногих промышленных гигантов, чьей финансовой подушки хватило для выживания, а их многочисленные мелкие конкуренты были «естественным образом» устранены. Все играло на руку основным лидерам: стоимость свиньи увеличилась почти втрое по сравнению с докризисным периодом.
Фермы в виде многоэтажных небоскребов, каждый из этажей которых вмещает около 1000 свиней, системы распознавания голоса и движений животных, которые разрабатывают индивидуальную программу желаемой физической активности для каждой из особей – не картины долгосрочных перспектив, а реальность сегодняшнего дня.
Марта Черничка: с шиком «насвинствовали». Как китайские миллиардеры рейтинг Forbes на свиньях оседлали
Так, китайская компания JD.com использует роботов, чтобы кормить свиней правильным количеством пищи в зависимости от стадии роста животных, а SmartAHC использует искусственный интеллект для разработки мобильных мониторов для животных, которые могут предсказать время овуляции свиней.
Марта Черничка: с шиком «насвинствовали». Как китайские миллиардеры рейтинг Forbes на свиньях оседлали
Для малых хозяйств такие прогрессивные технологии недоступны, ведь здесь действует принцип: сначала вложения – потом эффект. Примерно 70 000 – 1,5 млн долларов нужно для того, чтобы привести свиноферму в соответствие с новым словом техники.
Еще одна опция, к которой прибегли состоятельные владельцы свинофабрик в кризисной ситуации – искусственная гибридизация скота. Почему бы с помощью новейших технологий не увеличить стандартный размер свиньи со 127 до 500 кг, генетической инъекцией сделав их нечувствительными к определенным видам инфекций.
В дополнение такие промышленные гиганты имели бы большую производительность, большие темпы роста и более отборное мясо. Все, что пожелаете, за ваши деньги – 1400 долларов один такой промышленный мутант станет украшением вашего стола.
Банкету быть! Или нет…
Банкет «поросячьих счастливчиков» будет продолжаться. Цены на свинину в феврале 2020 года выросли на 135,2% по сравнению с 2019. На смену африканской чуме пришел Covid-19. Однако не стоит считать конкурентную игру на мясном рынке как имеющую однозначный конец, ведь ход событий развивается очень ситуативно.
Сейчас специалистов поражают цифры перспективного роста импорта свинины когда-то крупнейшим его поставщиком – прогнозируется рост на 42% в 2020 году. С уверенностью можно утверждать одно: ситуация с африканской чумой в последнее время только обостряется, поэтому цены будут двигаться по кривой роста.
План преобразования мясной отрасли в «элитный клуб для немногих» правительство КНР воплотило успешно, однако злоупотреблять ситуацией чиновники не стали: власти выпустили на рынок 40 000 тонн замороженной свинины из своих центральных резервов в мае-июне 2020 года, чтобы сдержать цены на продукт.
Продолжать «небольшую революцию по перестройке хозяйства» обойдется слишком дорого в нынешних условиях. Индекс потребительских цен вырос на 4,5% по сравнению с 2019 годом, стоимость потребительской корзины на 17,4%, в 2019 инфляция достигла своего наибольшего значения за последние шесть лет, темпы роста годового ВВП были наименьшими с 1990 года.
Марта Черничка, студентка Института международных отношений КНУ им. Тараса Шевченка
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас