56
На приватизированные предприятия поступило 1,88 млрд.грн. и $450,9 млн. инвестиций
Пополнение отечественного бюджета принято считать чуть не единым делом, которым занимается Фонд государственного имущества Украины. Вместе с тем, без внимания общественности остается не менее важная задача – привлечение эффективного собственника на украинские предприятия. Эффективного – это значит такого, что может улучшить экономическое состояние предприятия, вложить деньги в его развитие, создать новые рабочие места, а итак выполнить все те условия, которые перед ним поставило государство при продаже предприятия. Недавно Фонд госимущества сделал достоянием гласности результаты проверки выполнение условий договоров купли-продажи в 2001 году. И эти результаты ярко свидетельствуют о том, что на предприятия приходят добросовестные собственники, а так есть большие перспективы их развития.
Скажем, что за 6 лет (с 1995 года) приватизации предприятий на конкурсах. общий объем внесенных покупателями инвестиций составил 1,88 млрд.грн. и $450,9 млн. Это почти столько, сколько поступило в бюджет от продажи пакетов акций (около 6 млрд. грн). Председатель Фонда Александр Бондарь считает, что работу его ведомства нужно оценивать не только за выполнение плана поступлений средств от приватизации в бюджет, а и за привлечение инвестиций на предприятия. По его мнению, это будет более обєктивная оценка процесса приватизации.
Тем более, что в Фонде отмечают значительный рост объемов инвестирования предприятий за эти 6 лет. Так, в 1995 собственники приватизированных предприятий вложили в них 6,8 млн.грн. и $3,5 млн.долл., в 1996 году - 68,7 млн. грн. и $70,8 млн., в 1997 - 109,3 млн. грн. и $108,4 млн., в 1998 году – 147,1 млн. грн. и $116,6 млн., в 1999 – 399,9 млн. грн. и $78,3 млн., а в 2000 году внесено 669,7 млн.грн. и $24,4 млн. За 9 месяцев 2001 года объем инвестирования составил 484,6 млн.грн. и $47,8 млн. Всего условиями договоров предусмотрено внесение инвестиций на период с 1995 по 2006 год на общую сумму почти 3,7 млрд. грн., большее $1 млрд. и 19,3 млн. евро. Из общей суммы взносов наиболее предусмотрен осуществить на предприятия черной, цветной металлургии, энергетической и топливной промышленности, машиностроения и металлообработки. Главным направлениями есть техническое перевооружение предприятий, пополнение их оборотных средств, погашение задолженности по заработной плате.
В 2001 году осуществлено 6012 проверок выполнения условий договоров купли-продажи, которые свидетельствуют об улучшении послеприватизационной ситуации предприятий и создания новых рабочих мест. Всего на приватизированных предприятиях создано 4617 рабочих места. Вот несколько примеров. На ОАО “Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов” создано 60 дополнительных мест, объем производства ними продукции в первом полугодии 2001 года составил 80,1 млн.грн. (для сравнения в 1999 году, на такую сумму было выпущено продукции за весь год). На ОАО “Николаевский завод конвейєрних машин” объем производства продукции в 2001 году возрос в сравнении с 2000 годом почти в 2,5 разы и составил 3,96 млн.грн. Количество рабочих мест за этот период увеличен с 275 до 323. Примеры создания новых рабочих мест есть также на ОАО “Облагротехсервис”, Киевская область, (на протяжении 2001 года создано 184 новых рабочих места) и на ЗАО “Фармацевтическая фабрика”, Автономная Республика Крым, (создано 102 новых рабочих места).
Особое внимание Фонд государственного имущества уделял контролю за выполнением условий 15 договоров купли-продажи акций энергетических компаний. На протяжении 1996-2006 лет на их счет предполагается внести инвестиций на общую сумму 1,04 млрд. грн. и $13,3 млн. Однако уже сейчас приватизированные обленерго получили 223,85 млн.грн. и $8,75 млн. А именно:
-на погашение кредиторской задолженности - 39,692 млн.грн.;
-на пополнение оборотных средств - 34,51 млн.грн.
-на техническое развитие предприятий - 149,15 млн. грн. и $8 млн.;
-на осуществление мероприятий по экологии – 0,5 млн. грн. и $750 тыс.
-на погашение кредиторской задолженности - 39,692 млн.грн.;
-на пополнение оборотных средств - 34,51 млн.грн.
-на техническое развитие предприятий - 149,15 млн. грн. и $8 млн.;
-на осуществление мероприятий по экологии – 0,5 млн. грн. и $750 тыс.
К сожалению, назвать результаты проверок полностью безоблачными пока что нельзя. Но ситуация уже существенно изменяется на лучше. Так, в 2001 году выявлено всего 17,9% договоров, где установлены нарушения сроков выполнения их условий. В периоде с 1996 до 2000 года количество таких таких проблемных договоров уменьшалось с 36,6% до 19,7%. И вдобавок с этим негативом постоянно ведется борьба. В частности, наложением штрафов и пени. На протяжении года их насчитано 4,4 млн. грн.
И вдобавок ФГИУ вынужденный прибегнуть к разрыву договоров купли-продажи и возвращение объектов приватизации в собственность государства, если введение штрафных санкций не оказывает содействие выполнению покупателями своих обязательств. На 01.01.2001 уже возвращено 59 объектов (из которых 51 – пакеты акций, 2 – целостные имущественные комплексы и 6 - объекты незавершенного строительства). По 107 договорам претенциозно-исковая работа пока что длится (из них по 44 уже есть решение судов относительно разрыва договоров и возвращению объектов в государственную собственность).
Из наиболее характерных нарушений 2001 года, можно отметить такие:
1.)Нарушение условий уплаты за приобретенный объєкт приватизации. На протяжении года их зафиксировано по 437 договорам (7,26 %).
2.)Невыполнение покупателями обязательств относительно сохранения объемов производства продукции (товарооборота, услуг). На протяжении года невыполнены условия 21 договора (0,34% проверенных договоров).
3.) Невыполнение покупателями условия относительно сохранения количества рабочих мест отмечалось по 18 договорам (0,3 %).
Так, например, не выполненные обязательства относительно сохранения количества рабочих мест на ОАО “Днепродзержинский исследовательский завод” (Днепропетровска область) (сокращено 5 рабочих мест) и Подволочиском производственном участке фирмы “Тернопольоблтара”(сокращенно 19 рабочих мест) и других объєктах.
4.) На протяжении года невыполнены условия относительно создания новых рабочих мест по 9 договорам (0,59 % проверенных), за которыми не созданы 226 рабочих мест.
5.) Несоблюдение условий договоров относительно сохранения профиля деятельности приватизированных объектов имело место по 33 договорам (0,54 %)..
6.) Нарушение покупателями сроков регистрации новой формы собственности приобретенных объектов приватизации в минувшем году установленно по 153 договорам (2,54 % проверенных).
1.)Нарушение условий уплаты за приобретенный объєкт приватизации. На протяжении года их зафиксировано по 437 договорам (7,26 %).
2.)Невыполнение покупателями обязательств относительно сохранения объемов производства продукции (товарооборота, услуг). На протяжении года невыполнены условия 21 договора (0,34% проверенных договоров).
3.) Невыполнение покупателями условия относительно сохранения количества рабочих мест отмечалось по 18 договорам (0,3 %).
Так, например, не выполненные обязательства относительно сохранения количества рабочих мест на ОАО “Днепродзержинский исследовательский завод” (Днепропетровска область) (сокращено 5 рабочих мест) и Подволочиском производственном участке фирмы “Тернопольоблтара”(сокращенно 19 рабочих мест) и других объєктах.
4.) На протяжении года невыполнены условия относительно создания новых рабочих мест по 9 договорам (0,59 % проверенных), за которыми не созданы 226 рабочих мест.
5.) Несоблюдение условий договоров относительно сохранения профиля деятельности приватизированных объектов имело место по 33 договорам (0,54 %)..
6.) Нарушение покупателями сроков регистрации новой формы собственности приобретенных объектов приватизации в минувшем году установленно по 153 договорам (2,54 % проверенных).
Конечно, введение в 2000 году понятия промышленного инвестора и запрет приватизировать стратегически важные предприятия офшорным компаниям оказывает содействие потому, что предприятия попадают в руки тех покупателей, которые заинтересованы в их развитии.. Поэтому есть все основания прогнозировать, что количество договоров, где будут нарушатся условия, будет уменьшаться и в дальнейшем. И вдобавок в Фонде сегодня, если усовершенствовано систему контроля, есть все возможности для оперативного и качественного отслеживания выполнения условий договоров, лишь бы предотвратить неэффективное использование собственности.
По материалам: ФДМУ
Поделиться новостью