Украина привлекла средства, в которых не нуждается?


Кабинет министров Украины осуществил первую в этом году эмиссию украинских еврооблигаций. В результате, в государственный бюджет поступило $600 млн., привлеченных на семь лет под 6,875%, напомним, в прошлом году правительству удалось разместить десятилетние облигации под 7,65%. Тем временем, эксперты не исключают, что привлеченные вчера средства, по большому счету, не нужны Украине, поскольку процесс инвестирования привлеченных средств остается крайне непрозрачным.

Оперативности работы Министерства финансов можно только позавидовать. На протяжении четырех дней его представители успели слетать в Париж, проконтролировать процесс исключения Украины из "черного списка" FATF, провести road-show государственных обязательств в Лондоне, после чего министерство провело эмиссию семилетних евробондов на общую сумму $600 млн. под 6,875% годовых.

В результате, по данным Минфина, в настоящее время с учетом дополнительной эмиссии на внешнем рынке обращаются еврооблигации Украины 2000 года на €1 млрд. 167,665 млн. и $1 млрд. 585,757 млн.

В правительстве не скрывают своего удовлетворения от результатов проделанной работы. "Сегодня уже можно сказать, что ведущие мировые игроки своими деньгами "голосуют" за позитивные перспективы экономического развития Украины", - заявил сегодня первый вице-премьер Николай Азаров.

Тем временем, аналитики дают неоднозначные оценки происшедшего. С одной стороны, Минфин добился того, чего хотел: доходность украинских евробондов уменьшилась с 7,65% по десятилетним облигациям (эмитированным в прошлом году) до 6,875% по семилетним облигациям. С другой стороны, не факт, что на снижение доходности не повлияло сокращения срока обращения украинских облигаций, а не реальное снижение рискованности украинских бумаг. Ведь, чем "длиннее" ресурс, тем он рискованнее, а это значить, что десятилетние облигации должны стоить дороже семилетних.

Такое предположение подтверждают и кредитные рейтинги, присвоенные выпуску. В частности, Fitch присвоило еврооблигациям рейтинг "В+", с прогнозом - "Стабильный", а Standard & Poor’s на уровне "В", прогноз - "Позитивный". Причем, оба рейтинга соответствуют уровню суверенных рейтингов Украины по версии обоих агентств. Как отметил, в недавнем интервью "Контексту" аналитик по России и Украине рейтингового агентства Fitch Эд Паркер "текущий рейтинг Украины В+ уже содержит потенциальные политические и экономические риски, в том числе риск изменения Конституции и неопределенность, связанную с предстоящими президентскими выборами в стране". Поскольку суверенный рейтинг не менялся в последнее время, то надо полагать и риски остались аналогичными.

Остается также под вопросом целесообразность внешних заимствований. "Когда экономика растет (по итогам 2003 года более 9% - "Контекст"), нужно долги отдавать, а не накапливать", - полагает глава бюджетного комитета Верховной Рады Петр Порошенко. По мнению г-на Порошенко, неизвестно какая экономическая ситуация сложиться через несколько лет, когда нужно будет выплачивать не только проценты, а саму сумму кредита. Действительно, например, в государственном бюджете на этот год предусмотрено около 2,4 млрд. грн. для выплат по государственным обязательствам, в том числе 1,5 млрд. грн. на погашение внешних обязательств. Сумма пока не критична (всего около 0,04% от доходной части бюджета), однако это не означает, что деньги в бюджете будут всегда, особенно если учесть потенциальный риск замедления темпов роста отечественной экономики.

Масла в огонь противоречий подливает и официальный Киев. Например, в конце августа прошлого года президент Украины Леонид Кучма поручил премьер-министру Виктору Януковичу и председателю Национального банка Сергею Тигипко рассмотреть возможность досрочного погашения в 2003-2004 годах долга Украины перед МВФ. Официальная подоплека инициативы - необходимость уменьшения затрат на обслуживание внешнего долга в последующие годы. Как подсчитали эксперты, если выплатить все долги МВФ в течение 2003-2004 годов, "экономия" на обслуживании (то есть, на выплате процентов) будет невелика - примерно на уровне $120 млн., однако выплачивать придется примерно по $1 млрд. ежегодно. Возникает закономерный вопрос, если Украина всерьез рассматривала возможность по собственной инициативе выплачивать $1 млрд., то зачем такие же суммы привлекать на внешнем рынке?

Народный депутат Петр Порошенко в своем комментарии "Контексту" также не исключил, что зарубежные деньги Украине, в общем, не нужны, поскольку до сих пор остается непонятным, на какие цели они направляются.

Возможно, в Кабмине руководствуются и другими соображениями, осуществляя в принципе не критичные для Украины заимствования. "Осуществление займа необходимо для формирования кредитной истории и истории заимствований", - пояснил "Контексту" эксперт по развитию банковского сектора Координационного совета по вопросам политики финансового сектора при Кабинете министров Украины Борис Кушнирук. Проще говоря, потенциальные инвесторы будут больше доверять каждому последующему выпуску украинских еврооблигаций, что, по идее, должно привести к снижению процентных ставок по ним.

Впрочем, г-н Кушнирук признает, что в деле осуществления внешних заимствований правительству не достает прозрачности. "Подобного рода заимствования желательно было бы проводить под определенные проекты, чтобы не возникало никаких вопросов относительно их целесообразности", - считает эксперт. Пока же, любителям обсудить долговую политику Украины стоит подождать следующей эмиссии украинских облигаций, дабы найти объяснение, почему их прогнозы сбылись (не сбылись). Ведь на этот год, согласно закону о бюджете, Кабмин планирует привлечь $1 млрд., а планы, как известно нужно выполнять, даже бюджетные.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Фондовый рынок
Все, что мы знаем про:Минфин Украины
В Контексте Finance.ua
Опросы