Максим Пархоменко: есть ли будущее у ГТС Украины


Максим Пархоменко: есть ли будущее у ГТС Украины

Украинская ГТС является камнем преткновения уже многие годы и давно в решении ее судьбы важным элементом является именно политика. Но необходимо понимать, что она из себя представляет.

В первую очередь, как и при оценке любого актива, следует рассмотреть качество нашей ГТС. Существует мнение, что она крайне сильно изношена, в связи с чем транспортировка газа через нее – довольно затратный процесс.

В целом изношенность нашей газотранспортной системы достаточно высока. Данная ситуация была сформирована не только за счет коррупции, которая существовала при ее реконструкции, а и хронической недофинансированности.

До 2010 года, взамен на скидку на газ, Украина предоставляла значительные скидки на транспортировку газа территорией Украины, в связи с чем, получая дешевый газ, теряла средства для модернизации трубопроводов, общий размер которых составляет порядка 37 тысяч километров, а пропускная способность составляет порядка 170 млрд кубов в год.

На данный момент потребление газа в Европе составляет порядка 400 млрд кубов в год. Данная цифра, по словам представителей Газпрома, должна увеличиваться. В частности за счет Германии, которая выводит из эксплуатации свои АЭС, на смену которым приходит газ. Именно на нее и приходится львиная доля импорта газа с России. В целом, данный прогноз стоит воспринимать крайне скептично, поскольку европейская промышленность является одной из наиболее эффективных и в будущем данная эффективность будет расти, что и приведет к снижению спроса на ресурсы и газ, в том числе.

В то же время новости с Израиля ставят палки в колесо Газпрома. Израильское месторождение «Левиафан» обладает запасами в 3,5 млрд кубов, что позволяет наращивать экспорт газа в южные страны Европы (Италию, Грецию и Кипр). Данное месторождение газа превышает запасы Норвегии, Казахстана и Ирака.

Таким образом будущие газовые проекты России столкнутся с высокой конкуренцией на европейском рынке. Проекты экспорта газа, используя новые ветки газопровода, также «наткнутся» на конкуренцию со стороны других производителей как в южной, так и центральной части Европы. Как следствие проекты, которые сейчас запускает Россия, имеют не только высокую стоимость реализации и содержания. Проекты новых европейских газопроводов являются неокупаемыми и просто не смогут дать прибыль с учетом текущих затрат. Таким образом, используются просто для распила бюджетов Газпрома подрядчиками.

Украинская ГТС находится также не в лучшем состоянии, но обладает определенными преимуществами:

  • она уже готова и проходит по земле;
  • в своем составе имеет подземные хранилища газа, которые могут использоваться для его аккумуляции.

Наиболее реальным планом является создание новой компании, которая будет транспортировать и обслуживать трубу. В ее работе могут участвовать одна из европейских компаний, которая в идеале может на основе подземных хранилищ сформировать газовый хаб и от него уже заключать сделки с европейскими потребителями.

Это в свою очередь позволит создать площадку для торговли газом на территории ЕС, на которой и наши потребители будут его покупать, а украинские производители продавать свой.

Данный хаб позволит сформировать рыночные условия формирования цены газа и при переговорах с МВФ уберет вопрос с ценой газа с повестки дня, а для нашего правительства это позволит убрать дополнительную головную боль, но и при этом разрушит многие коррупционные схемы, что не понравится многим.

Для нашей экономики это дополнительные рабочие места и технологии, для населения рыночная цена газа, и, как следствие, более высокое качество. А, как известно, любое рыночное ценообразование исключает монополии и создание коррупционных схем.

В то же время, даже при самом худшем сценарии наша труба будет функционировать дальше, но и с меньшими объемом прокачки. Помогут ей в этом директивы ЕС, которые не позволяют Газпрому использовать свою трубу на полную мощность и прокачивать по ней максимально возможный объем газа. В связи с этим украинская труба для инвестора будет достаточно интересна и найдет своего покупателя. Возникает лишь вопрос, захочет ли наша власть ее отдать…

Максим Пархоменко, аналитик Альпари

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Смотри также
Весь рынок:Энергетика
Архивы:2019 2018 2017 2016 2015
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua