Страховщики ожидают тяжелого года


Татьяна Очимовская

Законопроект о внесении изменений к некоторым законам Украины по вопросам налогообложения, который депутаты так и не успели принять в уходящем году, в наступающем может доставить страховщикам немало неприятностей. По прогнозам экспертов, если система налогообложения страховых и перестраховочных платежей, прописанная в документе, будет принята парламентом, рост цен на страховые услуги неминуем. А вот развитие самого рынка может серьезно затормозиться.

Налоговые планы

Как рассказали «ДС» в парламентском комитете по финансам и банковской деятельности, законопроект, подготовленный для повторного первого чтения, содержит некоторые изменения, в том числе касающиеся вопросов налогообложения в страховании. Так, вместо 3%-ного налога на валовые доходы (собираемые премии), как это было до сих пор, комитет утвердил 6%-ную ставку, фактически удвоив налог на страховые сборы. Исключение составят платежи по таким видам, как медицинское страхование, страхование от несчастного случая, добровольное страхование жизни, добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев, а также все виды «обязаловки». Налог на премии по этим видам составит 3%. Отдельная нулевая ставка предусмотрена в проекте для долгосрочных договоров страхования жизни.

Кроме того, законопроект предлагает некоторые новшества и в сфере налогообложения перестрахования. Так, сохраняя систему рейтингования перестраховщиков, он предусматривает нулевую ставку налога на операции с перестраховщиками, имеющими необходимые рейтинги, и 3% — на платежи нерейтинговым компаниям. Но если ранее перестраховочные платежи исключались из общей налогооблагаемой базы, то теперь их планируется облагать налогом по той же ставке, что и страховые премии (т. е. 3 и 6% в зависимости от вида), включая внутреннее перестрахование. Следовательно, суммарная ставка налога на перестраховочные платежи рейтинговым компаниям может составить 3–6%, нерейтинговым — 6–9%. «Принятый вариант налогообложения перестрахования поможет решить проблему вывода денег за рубеж под видом перестрахования. Однако поскольку проектом сохранена система рейтингов, очевидно, что круг перестраховщиков, с которыми смогут работать, не уплачивая налога, украинские компании, очень мал. В частности, из этого перечня будут исключены российские компании, а также перестраховщики, работающие на территории СНГ и Восточной Европы. Поэтому вполне возможно, что страховщикам, реально перестраховывающим риски, придется поднимать цены на свои услуги», — отметил председатель подкомитета комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Верховной Рады Виталий Хомутынник.

Правда, полномочия устанавливать достаточную планку финансовой надежности перестраховщиков законопроект передает Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг (ранее этим занимался Кабмин), предполагая, что таковые должны согласовываться с комитетом по финансам Верховной Рады. И если Госфинуслуг не отступит от уже не раз заявленной им позиции о необходимости смягчения требований к рейтингам, то круг перестраховщиков все же может пополниться, в том числе и за счет российских компаний.

Страхование подорожает

Как бы там ни было, запланированные новшества отнюдь не радуют участников рынка. По их мнению, двукратное повышение налога на премии может иметь весьма негативные последствия. Прежде всего, оно ударит по бизнесу классических компаний, которые будут вынуждены увеличивать тарифы, что автоматически уменьшит спрос на их услуги и темп прироста страховых платежей. «Если компании не станут повышать тарифы, они тем самым поставят под удар собственную надежность, например, в таком виде, как автомобильное страхование. Ведь здесь рентабельность операций зачастую близка к нулю. Учитывая же, что в портфелях компаний, занимающихся классическими видами страхования, доля автотранспортных рисков составляет в среднем 30–35%, увеличение налога на 3% с оборота не может не привести либо к уменьшению резервов, либо к увеличению тарифов», — считает заместитель председателя правления МСК «Надра» Ольга Зайцева. По прогнозам страховщиков, дополнительная налоговая нагрузка способна лишь затормозить развитие рынка. «Предложенные изменения приведут к негативным последствиям в таких сегментах классического рынка, как страхование имущества граждан, крупных имущественных комплексов, сельскохозяйственных рисков, морское страхование, которые имеют стратегическое значение для развития экономики Украины», — говорит президент Лиги страховых организаций Александр Филонюк.

Что касается псевдострахования, то, по мнению экспертов, повышение налога на премии едва ли приведет к сокращению этого сегмента. «Во-первых, текущее состояние спроса на страхование в Украине остается неудовлетворительным, что будет мотивировать отдельные компании искать смежные источники доходов. Кроме того, 2004 год многими рассматривается как период возрастающих рисков, как политических, так и связанных с ожидаемыми концептуальными изменениями в налоговом законодательстве. Все это будет повышать интерес к «схемным» продуктам. Во-вторых, близость некоторых страховщиков к финансово-промышленным группам и крупным холдингам диктует особую модель поведения, которая вряд ли в наступающем году претерпит значительные изменения. В-третьих, новая налоговая ставка все еще будет оставаться конкурентной даже с учетом снижения налога на прибыль до 25%», — прокомментировали ситуацию в СК «Остра-Киев».

Что касается предполагаемой схемы налогообложения операций перестрахования, то, по мнению экспертов, она может прежде всего ударить по внутреннему перестраховочному рынку. «Дополнительное налогообложение операций перестрахования у резидентов загубит внутренний рынок, а также серьезно осложнит работу ядерного, сельскохозяйственного пулов. Ведь необходимость заплатить дополнительно 3–6% налога на перестрахование почти уравняет цены на услуги украинских и зарубежных компаний, и предпочтение будет отдаваться последним. А украинские перестраховочные компании, которые в последнее время активизировали свою деятельность, просто не смогут работать», — прогнозирует председатель правления УСК «Веста» Вячеслав Черняховский. В результате законодатели, пытаясь сократить отток платежей за рубеж, могут достигнуть обратной цели, и удельный вес перестрахования у нерезидентов еще больше увеличится.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua