Четыре угрозы для отопительного сезона в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Четыре угрозы для отопительного сезона в Украине

Энергетика
768
Подготовка к отопительному сезону стала ежегодной головной болью и пиаром для властей Украины. А также своего рода проверкой на профпригодность для Кабмина и профильных правительственных и «энергетических» структур. За это могут наградить или уволить. Скоро станет ясно, чем все закончится в этом году.
По постановлению Кабмина, для успешного прохождения сезона 2018/2019 к 1 ноября на складах и в хранилищах должны быть накоплены обязательные объемы энергоресурсов:
17 млрд куб. м природного газа,
1,6 млн тонн угля газовой группы,
1 млн тонн угля антрацитовой группы
130 тыс. тонн мазута.
Процесс идет и по большинству составляющих план выполняется достаточно резво. На 20 августа уже закуплено:
газа — 13,8 млрд куб. м (81% нормы),
газовый уголь — 1,149 млн тонн (71%),
антрацит — 0,243 млн тонн (24,3%).
Запасы обновляются каждый день, а по некоторым составляющим они нарочно завышены. И для подстраховки на непредвиденные ситуации, и на случай чрезмерно холодной зимы. Например, на 2017 год Кабмин также запланировал формирование газового запаса на уровне 17 млрд кубов, но благодаря мягкой погоде Украине хватило и 14,1 млрд кубов газа.
«Текущие энергетические резервы Украины на 20% уступают размеру запасов, сформированных в это же время в 2017 году. Хотя опыт предыдущих лет показывает, что при стабильном подвозе угля и отсутствии длительных морозов даже таких запасов хватало», — прокомментировал UBR.ua ситуацию директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Его коллеги также пока не бьют тревогу.
«По накоплению газа в хранилищах все относительно неплохо, хотя и с оговорками», — заметил UBR.ua эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. Как ни крути, но риски тоже есть и о них нельзя забывать.
1. Локальная инфраструктура
Не все определяется показателями, публикуемыми в отчетах. Накопление запасов — это только одна составляющая при подготовке к сезону. Вторая — проведение планово-предупредительного ремонта на ТЭЦ в регионах.
«По обязательствам Укртрансгаза все в порядке, проблема может быть в другом месте. Часть обязанностей по подготовке лежит на органах местного самоуправления, но у них мало влияния на частные компании. У Кабмина сейчас отсутствует возможность контроля инфраструктуры на местах и состояние местных сетей определяется путем сбора писем с отчетами от глав администраций. Но как там ситуация на самом деле, никто точно сказать не может», — рассказал UBR.ua директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Централизованного мониторинга состояния подготовки к отопительному сезону на местах сейчас нет. Это может стать проблемой.
2. Проблемы с углем
Еще одна серьезная проблема — это пополнение запаса антрацитового угля. Он сформирован лишь на 24%, и власти сложно форсировать процесс. Ведь антрацит покупает не государство, а частная компания — «ДТЭК Энерго», принадлежащая Ринату Ахметову.
Предприятие, конечно, большое, но точно не обладает такими же финансовыми возможностями, как власть. Не способно вымывать оборотные средства для формирования запасов на складах за счет крупных закупок. Да к тому же имеет серьезные проблемы с завозом своего угля из-за непростой военно-политической ситуации.
На текущий момент 75-78% угля марки А закупается в Росси. Закупается формально: по факту ДТЭК возит его с собственных же шахт в Ростовской области. Однако эти поставки постоянно висят на волоске, и могут прерваться в любой момент, спровоцировав остановку электростанций, которые работают на антраците.
Поэтому-то в Украине еще два года назад вводилось чрезвычайное положение в энергетике. Сразу после того, как боевики захватили на Донбассе украинские шахты, и российские поставки стали не запасным, а основным вариантом снабжения электростанций. Тогда же власти проработали меры для стабилизации ситуации:
Во-первых, власти начали переводить ТЭЦ и ТЭС на работу с углем газовой группы, который добывается в Украине. В 2017 году станции сократили потребление антрацита на 46,1%, до 4,8 млн тонн.
Во-вторых, ДТЭК и Центрэнерго наладили зарубежные закупки дефицитного вида угля — в ЮАР и США, его цена колеблется в коридоре $90-113 за тонну. Стоимость закупки российского угля точно неизвестна и составляет коммерческую тайну. Минэнерго дает среднюю индикативную цену в $85, а стоимость «российского» угля ДТЭК в Ростовской области эксперты оценивают в не более $70-75. Однако в общем объеме используемого в Украине угля доля российского не превышает 20%, и прекращение его поставок кризис не спровоцирует.
В-третьих, Минэнерго ежегодно формирует запас для всех ТЭЦ и ТЭС в стране — 130 тыс. тонн мазута (от мазута как топлива отказались давно, слишком дорого и непродуктивно, но как резервное топливо во время непредвиденного сбоя сойдет).
3. Забастовки шахтеров
Добавляет нервозности и зарплатная проблема. Она регулярно возникает, когда власти затягивают выплату заработных плат работникам государственных шахт. А люди в ответ начинают забастовки, и вместо того, чтобы добывать уголь, устраивают в Киеве митинги под зданием Кабмина.
«Власть, с одной стороны, принимает решение о переводе станций с антрацита на газовую группу, а с другой — перестает финансировать отрасль, добывающую марку Г. Шахтеры бастуют, потому что правительство не учло объема финансирования угольной отрасли в бюджете на текущий год. И в апреле деньги просто закончились», — объяснил Валентин Землянский.
Сейчас проблему решили — под выплаты долгов шахтерам приняли специальный закон. Однако со временем она может возникать снова.
4. Что будет с платежками
Сколько бы не стоил энергетикам грядущий отопительный сезон и производство электроэнергии, они пока не форсируют повышение коммунальных тарифов для населения. Цены в платежках поднимают поэтапно, чтобы не шокировать людей и не провоцировать массовых народных протестов. С этой же целью половине страны начисляют коммунальные субсидии, и значительная часть их платежек оплачивается из госбюджета.
Главный вопрос — как долго это будет продолжаться? Однако ответ на него пока не связан с себестоимостью энергии. Он держится на политическом моменте — взаимоотношениях Украины с МВФ. Фонд настаивает на повышении для населения тарифов на газ и на выставлении людям платежек с реальной стоимостью коммунальных услуг. А Кабмин всячески оттягивает этот момент, понимая, что люди не только не заплатят за ЖКХ по новым ценам, но могут провести революционную смену власти.
При этом пока даже приблизительно неясно, кто победит в этом противостоянии. Ситуация прояснится лишь после сентябрьского визита очередной миссии МВФ в Киев. Только тогда станет ясно, на что согласится наша власть, чтобы и кредитный транш получить, и отопительный сезон провести.
Алексей Ермоленко
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас