"Белую зарплату хотят офисные сотрудники, а рабочие — черную". Главные вопросы о рынке труда
Почему при наличии множества вакансий в Украине высок уровень безработицы; на каких позициях работодатель хочет видеть сотрудника в возрасте, а на каких — без опыта работы; почему наши айтишники больше не хотят уезжать на заработки за границу; в связи с чем рабочие предпочитают «черные» зарплаты; каким специалистам будет проще всего найти работу через пять лет? Об этом рассуждает рекрутер с 15-летним опытом, директор HR-провайдера Татьяна Никитович.
О рынке труда: тормозит «картошка»
Закономерность каждой осени — увеличение числа вакансий на рынке труда по сравнению с летом. Летом, когда офисные работники в отпусках, они ходят по собеседованиям, присматриваются, выбирают для себя что-то, и, если находят более привлекательный вариант, переходят на новую работу. Если нет — возвращаются на старую, и их активность как соискателя уменьшается. Таким образом, работодатели, от которых сотрудники ушли, вынуждены искать им замену, а значит, в начале осени повышается число «свеженьких» предложений.
Для соискателей рабочих и производственных профессий осенью тоже появляется больше предложений. Дело в том, что конец августа и весь сентябрь — время сбора урожая. Потому не хватает кассиров, продавцов, складских работников. Крупные производственные компании буквально вынуждены закрываться, пока не закончится «картошка». Особенно страдают от нехватки рабочих рук компании в западных регионах, там сотрудники целыми бригадами и даже селами просто не выходят на работу, потому что «у них огород». В конце сентября, когда огороды уже убраны, люди начинают съезжаться, и работодатели активизируются, ведь уже есть из кого выбирать и кого набирать.
О вакансиях
Практически 100% сотрудников недовольны своими зарплатами. И дело не в амбициях или завышенных финансовых ожиданиях, а в том, что им попросту не хватает денег, которые они получают. При этом у компаний есть своя внутренняя сформировавшаяся экономика и определенный устоявшийся уровень зарплат. Больше они просто не могут предложить. Из-за этого за последние два года увеличилось число кандидатов, которые работают, но ищут что-то получше. А так как у таких кандидатов есть за что купить продукты и оплатить проезд, то они не спешат соглашаться на первое попавшееся объявление. При этом в сегодняшних реалиях вряд ли удастся найти работодателя, который за аналогичные обязанности будет платить в два-три раза больше. Поэтому кандидатов с отложенным поиском работы становится все больше.
О будущем: нужны таргетологи
Сегодня IT-компании — это самое комфортное место работы. Сотрудников поощряют различными бонусами, допускают свободный график, дают страховки, предлагают абонементы в бассейны и на выбор 40 видов чая. В какой-то степени такую работу сегодня можно назвать раем на земле. Кроме комфорта, IT-компании готовы предложить и высокую зарплату.
В ближайшие годы особенно востребованными будут программисты, знающие языки Java, Net, JavaScript, DevOps, QA. Сегодня катастрофически не хватает квалифицированных спецов со знанием новых языков программирования — Golang, Rust, Elixir и пр. За таких сотрудников работодатели готовы бороться, перекупать их и переманивать.
Высокий уровень зарплат вызван аутсорсингом, ведь большинство расположенных в Украине IT-компаний работают на Израиль, Америку, Западную Европу, потому почти все айтишники получают зарплату в долларах. Одна из причин, по которой иностранные компании могут платить большие деньги, — все сотрудники числятся как СПД, а значит, налоговая нагрузка — минимальная. И сэкономив на налогах, они могут расширить зарплатный фонд.
Можно прогнозировать, что с каждым годом будут все больше востребованы любые специальности, связанные с цифровыми технологиями, искусственным интеллектом и т. д. Уже сегодня активно ищут специалистов на такие должности, как аналитик Big Datа (анализ больших объемов данных), таргетолог (специалист по рекламе в социальных сетях) и др.
Если же говорить о вымирающих профессиях, то это точно профессия переводчика. Ведь знание английского сегодня должно быть априори. Если деятельность человека подразумевает общение с иностранными партнерами, коллегами и клиентами, то без знания этого языка кандидата просто не примут на работу.
О госслужбе: зарплата растет из-за реформ
Еще некоторое время назад зарплаты между государственным и коммерческим секторами отличались в разы — в пользу бизнеса. В результате получилось, что на госслужбе были в основном пенсионеры. С началом реформ потребовались молодые люди, но никто туда не хотел идти. Поэтому повышение зарплат — вынужденная мера. Но, несмотря на кажущийся высокий уровень оплаты труда, госорганы сегодня все еще не предлагают больше денег, чем коммерческие компании.
О вечных заробитчанах
Наши люди уезжали и будут уезжать за границу на заработки. Наверное, причина — в стереотипе, что за рубежом лучше. Но многие не приживаются там и возвращаются. Таких разочаровавшихся в «больших деньгах» сегодня уже порядка 30%. Замечу, зарплата рабочих там и у нас не сильно отличается. Например, строителям и там и здесь платят примерно $1 тыс. в месяц.
А вот инженеры, агротехнологи, слесари, рабочие с квалификацией и разрядами, да к тому же со знанием иностранного языка, за границей могут получать в три-четыре раза больше, чем в Украине. Таких специалистов даже готовы там официально трудоустраивать.
Если говорить в общем, то украинцы и дальше будут уезжать за границу. Недавно президент Польши заявил, что украинская рабочая сила — чуть ли не один из самых ключевых триггеров, продвигающих их экономику вверх. Чехи тоже начали приглашать наших людей, упростив рабочую визу. Тенденция будет расти и развиваться, потому что на наших производствах, складах и т. д. не готовы платить рыночные зарплаты.
О зарплате: повысят или нет
До конца года зарплаты в Украине вряд ли будут повышаться. Они привязаны к годовому бюджету компаний, и ни рост цен, ни скачки доллара не заставят их увеличивать фонд заработной платы. Повышение может быть точечным: если необходимо удержать очень хорошего специалиста или есть острые проблемы с привлечением новых сотрудников. А вот в начале следующего года компании учтут риски и, скорее всего, заложат повышение зарплат на 10–20%.
Что касается белых и черных зарплат. Крупные компании, особенно если они с иностранным капиталом, сегодня платят всю зарплату официально. Это правило касается производств и больших розничных торговых сетей.
Но есть интересная тенденция: для офисных и квалифицированных специалистов белая зарплата при поиске работы — в приоритете. Такие компании воспринимаются как надежные, и люди туда идут охотнее.
Но если говорить о соискателях в сегменте низкоквалифицированных и сезонных рабочих, то часто встречаются те, кто не только не хочет получать белую зарплату, но и вообще против официального трудоустройства. Причина — боязнь лишиться субсидий. У таких соискателей, как правило, либо где-то лежит трудовая книжка, либо они получают пособие по безработице, которое дает им право на льготы по коммуналке.
Еще одна новинка сегодняшних реалий: кандидаты не хотят идти на работу, где предполагаются невысокая ставка и большие бонусы, например, за количество привлеченных клиентов, продажи и т. д. Поэтому работодатели вынуждены сегодня повышать фиксированную часть зарплаты и уменьшать премию за личные достижения.
О миграции: мобильности мешает менталитет
Если говорить о внутренней миграции, то на переезд из региона в регион кандидаты соглашаются неохотно. Причем это касается как квалифицированных, так и рабочих профессий. И это несмотря на то, что, например, на заводах Западной Украины зарплаты сегодня конкурентоспособные и находятся на уровне центральных регионов. К примеру, сейчас рабочие складов и заводов там могут получать в месяц 10–12 тыс. грн, а каждые три месяца зарплаты пересматриваются и повышаются. Кроме того, им предоставляют бесплатные общежития, питание, развозку, в некоторых фирмах есть спортзалы и бассейны для сотрудников.
В последние годы мы часто предлагаем синим воротничкам (так называют тех, кто работает на складах и в производственных цехах) из условно «депрессивных» областей — например, из Полтавской, Сумской, Запорожской областей и Кривого Рога — работу в Западной Украине (вакансии там есть, поскольку местные уезжают на заработки за границу). Но, несмотря на конкурентоспособные зарплаты, люди, даже безработные, туда едут неохотно. Наверное, это наша ментальная особенность, многие говорят: «Чего я туда поеду — у меня тут дом, огород, семья». Офисные работники еще менее мобильны. И если на переезд в Киев могут согласиться, потому как здесь и выбор компаний больше, и зарплаты выше, и задачи интереснее, то из столицы в регионы заманить такого специалиста практически невозможно. Бывают точечные случаи, когда сотрудники соглашаются на переезд в Одессу, потому как там и зарплаты на уровне столичных, и город интересный. Иногда можно уговорить на переезд во Львов. Но это, скорее всего, из-за того, что город нравится.
О «желанных» кандидатах
Самый востребованный у работодателя возраст кандидатов — 20–30 лет. И это несмотря на то, что сегодняшние выпускники вузов в своем большинстве не обладают должным уровнем образования, грамотности и культуры. Часто такие соискатели даже говорить толком не умеют, не то что продать себя на собеседовании. Тем не менее компании готовы брать таких «желторотиков», потому что они как пластилин, из которого можно слепить сотрудника с необходимыми навыками для своей фирмы. Не менее важный фактор: им можно платить меньше, чем опытному соискателю.
Чаще всего за молодежью без опыта работы охотятся cаll-центры. Сегодня в Украине появилось много иностранных cаll-центров, которые готовы сотрудникам со знанием английского платить до $500. А на одного такого соискателя приходится примерно 20 предложений. Молодых кандидатов без опыта примут в сетевые магазины, кофейни, бары-рестораны, фастфуды. Такие соискатели не имеют еще представления о своих обязанностях и, повторюсь, не требуют высокую зарплату.
На кого учиться
Несомненно, наличие диплома для трудоустройства сегодня важно. Особенно это касается международных компаний, где высшее образование — одно из ключевых условий. И несмотря на то, что в СМИ тиражируется тема, что экономистов и юристов на рынке с лихвой, нельзя сказать, что на такие специальности не стоит идти учиться. Да, экономистов хватает, юристов масса. Но, например, базовое экономическое образование необходимо в бухгалтерской и коммерческой сферах, в маркетинге и логистике. Юридическое образование тоже востребовано. Поэтому работодатели ищут сегодня человека с хорошим базовым образованием, а уже потом отправляют его на курсы, стажировки, в зависимости от специфики компании. А вот на кого бы я точно не советовала идти учиться, так это на лингвиста. Для современности это не специальность, а дополнение к чему-то фундаментальному.
О возрасте: важно хорошо выглядеть и уметь общаться
На самом деле дело не в возрасте кандидата. Если человек всю жизнь занимался чем-нибудь и как-нибудь, то он как сотрудник не интересен ни в 25, ни в 40 лет. Но если у него есть хороший опыт и квалификация, то таких людей берут. Особенно на должности, которые требуют ответственного отношения. Например, рекрутером, в управленческий учет, бухгалтером, архитектором и т. д. Такие сотрудники более лояльны к компании, они реже требуют повышения зарплаты и реже меняют работу. А так как у них бытовые вопросы уже решены, они могут полностью посвятить себя делу. Главное, чтобы кандидат нормально себя чувствовал, хорошо выглядел и умел общаться с людьми. Проблема при трудоустройстве возникает у тех возрастных соискателей, которые претендуют на должности, не требующие опыта работы. Как правило, на таких позициях предпочитают видеть молодых кандидатов, которые быстрее и легче обучаются. Например, в cаll-центры.
А вот на что могут рассчитывать возрастные кандидаты без опыта, так это на позиции фасовщиков, упаковщиков, стикеровщиков, маркировщиков на складах. Платят там неплохо. Можно заработать 6–10 тысяч гривен. Молодежи такое занятие не интересно — слишком монотонная работа. К слову, ажиотаж спроса на таких рабочих ожидается в сентябре-октябре, когда начнется упаковка новогодних наборов.
О фрилансе: выгода очевидна
Украинский рынок фриланса растет и будет расти, потому что это общемировая практика. Например, в Штатах до 80% работающего населения — это фрилансеры. И такая тенденция будет продолжаться, несмотря на то, что есть идея от правительства штрафовать как самих удаленных сотрудников, так и работодателей. Не пугает фрилансеров и то, что это неофициальная работа, и есть риск, выполнив ее, не получить деньги. Ведь удаленка — это удобно, можно сидеть дома, работать тогда, когда ты хочешь. Для работодателей тоже это выгодно — не надо платить налоги, тратиться на рабочее место, они платят только за реально выполненную работу.
О языках: учите китайский
Знание английского — это обязательный навык современного специалиста и не считается преимуществом. А вот знание китайского значительно расширяет горизонты. Пока у нас таких специалистов очень мало, а у тех, кто есть, график работы полностью расписан на ближайшие 3–4 месяца, и к ним нужно становиться в очередь. А чем дальше, тем больше таких специалистов потребуется. В Украину сейчас заходит немало китайских компаний — это и альтернативная энергетика, и производители электроники. А китайцы — люди специфические, они не знают ни украинского, ни русского, а если и говорят на английском, то их понять практически невозможно. Поэтому переводчикам с китайского готовы платить любые деньги и идти на всевозможные уступки.
Анастасия Плиева
По материалам: Вісті
Поделиться новостью