Ольга Додух: сколько стоят дни, проведенные в аэропорту? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ольга Додух: сколько стоят дни, проведенные в аэропорту?

Личные финансы
891
Задолго до летнего сезона мы готовим к отпуску финансы, тело, на работе заранее договариваемся о датах, и с нетерпением ждем того самого периода. Но мало кто рассчитывает на отпуск, проведённый в аэропорту. А как показывает практика – к этому тоже стоит готовится.
Правила перевозки пассажиров и багажа регулируются рядом международных норм, перечень которых будет предоставлен в конце статьи.
В Украине, в отношении перевозки «в» и «из» Украины действуют Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные Приказом Мининфраструктуры № 735 от 30.11.2012.
При этом каждый перевозчик имеет свои правила, где более детально могут быть расписаны процедуры урегулирования претензий и исков пассажиров.
Но объем прав и гарантий пассажира не может быть уже, чем требования указанного нормативного акта.
Пассажирский билет и багажная квитанция являются подтверждением заключенного договора и основным документом, который определяет детальные условия перевозки.
Эти документы стоит сохранять на протяжении всего рейса, отпуска, возврата домой и тем более в течение всего срока наличия неурегулированной претензии с авиакомпанией. Ведь в случае конфликта с перевозчиком, пассажир или его юрист будут исходить из требований указанных Правил и заключенного договора.
Алгоритм действий в случае задержек или отмены рейса
Первое, о чем стоит говорить, это то, что перевозчик обязан обеспечивать в аэропорту визуальной или акустической информацией о задержках/отменах рейсов, равно как и о причинах таких сбоев в расписании.
Обращаю внимание, что это не право, а обязанность авиакомпании или ее агентов.
Правила определяют две категории причин задержки или отмены рейса – по вине перевозчика или по непредвиденным обстоятельствам. Именно по вине авиаперевозчика можно рассчитывать на возмещение.
Во всех случаях, кроме наступления чрезвычайных обстоятельств, перевозчик должен сообщить о задержке или отмене рейса минимум за 3 часа до начала регистрации.
При задержке рейса более чем на 2 часа перевозчик обязан предоставить пассажирам письменное уведомление о правилах компенсации и помощи пассажирам.
Если вам такое уведомление не выдают, фиксируйте это нарушение. Любые факты нарушений будут иметь значение во всех случаях, когда договориться мирно не получится. Каждые 30 минут задержки рейса перевозчик должен информировать об ориентировочном сроке задержки и времени отправления.
Любые отговорки авиаперевозчика или его агента, равно как и туроператора о незнании судьбы рейса должны фиксироваться как отдельные нарушения правил.
Фотографируйте, снимайте видео. Главное предупредите, что вы ведете фото- или видеосъемку.
Все допущенные перевозчиком нарушения помогут в дальнейшем взыскать не только компенсацию по Правилам, но и получить возмещение ущерба, о котором мы будем говорить далее.
На что можно рассчитывать пассажиру
Правила дают возможность получить компенсацию тем пассажирам, рейс которых был задержан или отменен, они имеют соответствующий билет или бронь на рейс, и прошли своевременно регистрацию (за 45 минут до планируемого времени вылета).
Когда перевозчик знает, что будет вынужден отказать в посадке на запланированный рейс, он обязан найти добровольцев, готовых за вознаграждение отказаться от поездки.
Размер вознаграждения оговаривается уже по ситуации между перевозчиком и пассажирами. В этом случае, кроме вознаграждения перевозчик должен предложить пассажиру на выбор:
1. Возмещение стоимости перевозки в размере оплаченной цены билета или его части, а при необходимости обеспечить обратный рейс в пункт первичного отправления.
Если пассажиры выбирают этот вариант, то компенсация выплачивается в течении 7 дней, а варианты могут быть разные – от возврата денег до замены стоимости билета дорожными чеками. И тут законодательство не ограничивает возможность перевозчику предложить один вариант, без альтернативы для пассажира.
2. Изменение маршрута, если это возможно: или в пункт отправления пассажира – при первой возможности, или в конечный пункт – при наличии свободных мест в более поздний срок.
Если предложенные варианты устраивают, но они требуют трансфера между аэропортами, то все наземные транспортные расходы для доставки в аэропорт отбытия или в аэропорт прибытия, запланированный в начале поездки, оплачиваются перевозчиком.
На этом конфликт может быть исчерпан, если перевозчик договорится по сути с большинством пассажиров рейса.
Если же таких добровольцев, готовых за вознаграждение на описанных выше условиях не окажется или их окажется недостаточно, перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке и выплатить установленную компенсацию. Правилами устанавливают такие размеры:
  • 250 евро – для рейсов дальностью до 1500 км;
  • 400 евро – для рейсов дальностью до от 1500 до 3500 км;
  • 600 евро – для рейсов дальностью более 3500 км.
И даже такая компенсация может быть уменьшена вдвое, если пассажиру предлагается замена рейса на альтернативный и задержка в пункт прибытия составит не более 2 часов для путешествий на 1500 км, трех часов – от 1500 до 3000 км и более 4 часов для всех остальных ранее запланированных рейсов.
Выплата компенсации не освобождает перевозчика от обязанности предложить пассажиру услуги поиска рейса в пункт отправления или назначения, и оплатить затраты на транспортировку между аэропортами, если такие будут.
Сроки выплаты компенсации не установлены законом. Поэтому даже в случае принятого решения об оплате компенсации часто пассажиру приходится за свой счет решать вопрос дальнейшей поездки.
Если рейс отменяется, но пассажир продолжает свое путешествие другим рейсом, перевозчик за свой счет должен предложить и обеспечить напитки и еду исходя из времени ожидания, а при ожидании на протяжении ночи или нескольких ночей – номер в отеле, все наземные трансферы аэропорт-отель, 2 звонка или отправку сообщений, при наличии в аэропорту соответствующих условий.
При отмене рейсе, если о такой отмене стало известно до прибытия пассажира в аэропорт, пассажир имеет право на компенсацию, если:
1. Перевозчик его не уведомил за 2 недели до отправления.
2. Перевозчик не уведомил в период от 14 до 7 дней до даты отправления и не предложил смену маршрута таким образом, чтобы пассажир вылетел не позже чем за 2 часа до запланированного времени и прибыл не позднее, чем за 4 часа до запланированного.
3. Перевозчик не уведомил за 7 дней до отправления и не предложил смену маршрута таким образом, чтобы пассажир вылетел не позднее, чем за 1 час до отправления и прибыл не позднее двух часов до запланированного ранее прибытия.
Если рейс задерживают
Правила говорят о градации задержки по времени в зависимости от дальности запланированного рейса. Первые два часа ожидания не считаются нарушениями со стороны перевозчика. Поэтому планируйте свое время с учетом этой маленькой особенности.
Задержка рейса на 2 и более часа при дальности 1500 км, на три и более часа при дальности от 1500 км до 3000 км и задержка более, чем на 4 часа по всем остальным рейсам обязывает перевозчика обеспечить пассажиров напитками и едой исходя из времени ожидания.
Также при технической возможности аэропорта предоставляется право на несколько звонков или сообщений электронными средствами. За счет авиакомпании.
Если рейс переносится на следующий день, перевозчик за свой счет должен обеспечить номер в отеле, питание и трансфер по пути аэропорт-отель-аэропорт.
Понижение класса обслуживания также дает право на компенсацию, а именно: 30% тарифа при перелетах до 1500 км, 50% – от 1500 до 3000 км и 70% для более дальних расстояний.
Задержка багажа не станет перевозчику больше 50 долларов США и при условии, что вы прибыли не по своему постоянному месту проживания.
Возмещение ущерба, причиненного задержкой или отменой рейса
Выплата компенсации не освобождает авиакомпанию от ответственности за убытки пассажира, если он понес расходы свыше запланированных.
Правила гласят, что перевозчик отвечает за вред, причиненный задержкой в перевозке, если не докажет, что совершил все возможные действия для избежание вреда или что он не имел возможности совершить такие действия.
Помните, мы говорили о фиксации всех нарушений, допущенных перевозчиком. Так вот данная норма дает потенциальную возможность требовать возместить и ущерб, который пассажир понес в связи с такими задержками.
Это и питание, и стоимость дополнительных билетов, трансферов и тому подобное. Главное скрупулёзно собрать и сохранить все доказательства. В украинских реалиях получить такую компенсацию сложно, но реально.
И чем больше пассажиров будет обращаться и получать возмещение ущерба сверх выплаченной компенсации, тем более дисциплинированные будут авиаперевозчики, выше будет качество услуг и авиакомпании больше внимания начнут уделять пассажирам при сбоях в перелетах, будет проще добиться урегулирования таких случаев.
Максимальная сумма, которую выплатит за задержку рейса перевозчик, не может превышать 4694 СПЗ, что составляет ориентировочно сейчас 173 000 грн. И включает все выплаты, которые причитаются пассажиру.
Срок рассмотрения претензий перевозчиком составляет 3 месяца, если только одна авиакомпания осуществляла перевозку, и 6 месяцев при участии нескольких перевозчиков. Хотя предъявление претензии не является обязательным перед подачей в суд.
Украинские и европейские реалии
Украинские перевозчики, как правило, добровольно не выплачивают компенсации. Вопрос даже не в контролирующих органах. Именно бездействие пассажиров, боящихся бюрократической процедуры претензионно-искового производства, в большинстве своем приводят к систематическому нарушению прав пассажиров.
Нельзя сказать, что украинское законодательство существенно отличается от стран Европейского союза или Америки в вопросах урегулирования претензий по задержкам или отмене рейсов.
Международные операторы также далеко не всегда «автоматически» выплачивают компенсации пассажирам. Можно встретить неоднократные случаи, когда пассажирам приходилось пройти не только все инстанции национальных судов, но и дойти до Европейского суда по защите прав человека.
То есть европейцы уже протоптали себе дорожку в борьбе с авиаперевозчиками, и поэтому последние более охотно платят клиентам до суда. Хотя в судах такие дела не диковинка.
Украина не выдумала велосипед и практически один в один переписала европейское законодательство по компенсациям за задержки в авиаперевозках. Но опыт внедрения в практику еще не переняла. В Европе лучше работают органы по защите прав потребителей и быстрее рассматривают дела суды.
Также на европейском рынке представлено много онлайн сервисов, через которые пассажир может обратиться к специалистам за помощью, которые до этапа получения денег могут работать без оплаты. Пассажир услуги консультантов таких сервисов оплачивает уже по факту получения компенсации. В Украине таких сервисов единицы.
Не стоит отпускать такие ситуации и все-таки двигаться за компенсацией и возмещением ущерба. Еще легче это сделать, если пассажиры задержавшегося рейса объединят свои усилия и предъявят коллективную претензию перевозчику.
В практике европейских и американских адвокатов собирать пул пострадавших пассажиров и идти с коллективным обращением работает достаточно успешно, что зачастую пугает авиакомпании. Мы пока от этого далеки.
В июле 2018 года создана петиция Президенту Украины о внесении соответствующих изменений в законодательство Украины по защите прав пассажиров авиакомпаний. Ознакомится и подписать такую петицию можно по ссылке. Это еще один альтернативный вариант вынести проблему в публичность и привлечь к ней внимание первых лиц государства.
А это список нормативных актов, который регулирует защиту прав пассажиров при авиаперевозках, на которые пассажир может ссылаться при подготовке претензии: Регламент (ЕС) Европейского Парламента и Совета от 5 июля 2006 № 1107/2006 о правах инвалидов и лиц с ограниченной подвижностью при использовании воздушного пространства, Регламент (ЕС) Европейского Парламента и Совета от 11 февраля 2004 года № 261/2004 о введении общих правил компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в перевозке и отмены или длительной задержки рейсов, Регламент Совета (ЕС) от 9 октября 1997 № 2027/97 об ответственности перевозчика в случае инцидента с изменениями, в Эсен Регламентом (ЕС) Европейского Парламента и Совета от 13 мая 2002 года № 889/2002, Монреальская конвенция 1999, Общие условия перевозок пассажиров и багажа, установленных Международной ассоциацией воздушного транспорта (“General Conditions of Carriage (passenger and baggage”, IATA), и резолюция и практика Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Ольга Додух, адвокат
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас