Сергей Мамедов: гривна, ВВП, инфляция. О прогнозах правительства и поиске резервов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сергей Мамедов: гривна, ВВП, инфляция. О прогнозах правительства и поиске резервов

Казна и Политика
1024
Правительство прогнозирует ускорение роста экономики Украины в 2019 году при снижении инфляции до 6,5% и среднегодовом курсе гривны на уровне 30,5 грн/долл. (согласно проекту трехлетней бюджетной резолюции). Насколько реалистичен такой сценарий? Попробуем разобраться.
Правительственный прогноз следует рассматривать как один из многих. Со своим видением развития украинской экономики в следующем году также выступили Международный валютный фонд (МВФ) и Национальный банк Украины (НБУ). И их цифры серьезно отличаются.
К примеру, в этом году инфляцию НБУ прогнозирует на уровне 7,7%, а МВФ — 11%. Реальный рост ВВП в следующем году КМУ видит на уровне 3,6%, НБУ — 2,9%, МВФ — 3,3%.
С финансовой точки зрения 2019 год будет для Украины тяжелым. Выплаты по внутренним и внешним займам тяжким бременем лягут на бюджет страны.
Главный враг любых экономических реформ и коренных изменений — политическая нестабильность — в 2018-м лишь усилится и перейдет в 2019-й год.
Понятно, что в преддверии народного волеизъявления ведущие политические силы будут осторожничать и шарахаться от непопулярных законопроектов, как черт от ладана, а экономика будет работать по инерции.
Все это будет давить на курс гривны и уровень инфляции, что, естественно, поставит под угрозу выполнение оптимистических прогнозов правительства. Что делать?
В страну, где на носу выборы и не прекращается война, крупные внешние инвесторы не придут. Необходимо искать внутренние резервы. Таким резервом может стать малый и средний бизнес (МСБ). Именно он может выполнить роль драйвера украинской экономики.
Сегмент МСБ не требует больших капитальных инвестиций и мало зависит от политических потрясений. Об этом свидетельствуют цифры — например, доля МСБ в выручке некоторых лидирующих отраслей давно перевалила за половину (сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля), а в некоторых составляет 100%.
Единственное, что нужно МСБ — это создание условий для активного развития.
Необходимо стимулировать украинцев открывать либо развивать собственное дело. Здесь ключевую роль играют несколько факторов.
Во-первых — необходимо максимально упростить и дебюрократизировать процесс администрирования бизнеса, создать «доброжелательную» среду для бизнеса.
Государство должно кардинально поменять подход и перейти от карательной функции контролирующих органов к функции содействия и созидания.
Как пример, поменять задачи государственных служб и перейти от планов по сбору штрафов и налогов к планам по созданию новых рабочих мест и увеличению инвестиций в предприятия.
Главный вопрос у них должен быть «Как мы можем вам помочь?», а не «На основании какой “нормативки” вы это сделали?».
Не секрет, что из-за сложной системы администрирования и желания избежать «общения» с госорганами определенная часть МСБ работает в «черную», «в кеше». Это пагубно влияет как на развитие экономики страны в целом, так и на отдельные предприятия, усложняя процесс привлечения финансовых ресурсов.
Инвесторы и банки не хотят кредитовать непрозрачный бизнес. Изменение регулирования может изменить ситуацию, и это вполне под силу правительству.
Опыт других стран показывает, что автоматизация и унификация администрирования не только облегчает ведения бизнеса, но и стимулирует борьбу с коррупцией.
Кроме этого, для выхода бизнеса из тени необходимо внедрять программы финансовой грамотности.
Помогать людям разбираться в вопросах ведения бухгалтерии, взаимоотношениях с банками, формировании отчетности предприятий и т. д.
Задача государства — сделать эти знания доступными, что в современных условиях достаточно просто.
Еще одно условие развития МСБ — доступное финансирование. Сейчас кредитная ставка слишком высока и ориентируется на учетную ставку НБУ на уровне 17%.
Это — высокая плата за риски, с которыми сталкивается инвестор в Украине. Что делать?
Можно, например, стимулировать кредитование МСБ с помощью программ частичной компенсации процентной ставки. Такое кредитование через банки даст моментальный результат.
Существует множество других способов — налоговые льготы, пошлины, муниципальные программы. Выбор есть. Нужна политическая воля к экономической перестройке. Но главным принципом поддержки МСБ должен стать лозунг «не мешай».
Однако любые изменения невозможны без сбалансированного бюджета и понятного платежного баланса. Правительство должно мыслить стратегически и прислушаться к кредиторам в вопросе создания условий для инвестиций.
Без возобновления сотрудничества с МВФ и другими внешними донорами любые оптимистические прогнозы — это взгляд на вещи сквозь «розовые очки».
Поэтому единственная страховка от бед и невыполнения обещаний — эффективная экономика. В нынешних непростых условиях ее развитие может гарантировать рост МСБ.
Других внутренних резервов для рывка нет.
Сергей Мамедов, Председатель Правления Банка «ГЛОБУС»
По материалам:
Інтерфакс-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас