Артем Ковбель: как расставить финансовые цели в зависимости от этапа жизни компании?


Артем Ковбель: как расставить финансовые цели в зависимости от этапа жизни компании?

В процессе своей деятельности компания проходит ряд этапов своего становления: от start up, когда бизнес, по сути, ничего не зарабатывает и находится на стадии становления, к break even point – выход на точку безубыточности.

Далее следует стадия выхода на получение прибыли (profit), но это если компания не попала в Valley of death (долина смерти), где покоится большинство бизнесов, которые так и не смогли выйти на точку безубыточности.

Данные этапы иными словами называются жизненным циклом компании.

Инструмент финансового планирования играет важную роль на протяжении всего жизненного цикла компании. На первых порах он является ее скелетом, а потом кровеносной системой, позволяющей оцифровать и сбалансировать inflows/outflows/cash flow (доходы/расходы/движение денежных средств) через систему бюджетирования бизнеса в разрезе направлений бизнеса.

Финансовые цели компании должны быть расставлены с учётом ряда факторов. Имеются в виду:

1. Жизненный цикл компании, уже упомянутый выше.

2. Стратегические цели компании (локальные/глобальные).

3. Размеры рынка и свое позиционирование на этом рынке.

4. Конкурентная среда и др.

При этом финансовые цели также должны отвечать ряду критериев, среди которых:

  • реальность. В данном случае подразумевается достижимость поставленной задачи за определенный промежуток времени. Хоть один успешный предприниматель и говорил, что цель компании должна лежать за пределами жизни и быть недостижимой как 100%-ное совершенство, в данном случае эта фраза неуместна. По крайней мере, если речь идет о раннем этапе развития компании;
  • измеряемость и прогнозируемость. Цели должны поддаваться математическому расчету и финансовому анализу;
  • перманентная прогрессивность. Выбранные цели должны иметь постоянный характер и соответствовать принципу экспоненциальной прогрессии, то есть расти по мере развития компании;
  • интенсивность и экстенсивность. К интенсивности относится внутренняя эффективность предприятия – умение компании работать с издержками (costs). Экстенсивность – умение наращивать внешние продажи своей продукции.

Залогом успеха в выполнении поставленных задач на любом из этапов развития компании является функция контроля. Ключевой ее элемент – система KPI (от англ. key performance indicators – ключевые показатели эффективности).

С ее помощью можно расписать все задачи по срокам и приоритетам, отслеживать скорость их реализации, текущий прогресс и прочие важные факторы.

По сути, KPI – инструмент, наглядно отображающий движение к намеченным целям. Мерило, измеряющее эффективность вашего бизнеса и дающее ответ на важные стратегические вопросы, такие как: «какой расчетный счет на табло?», «растет ли операционная эффективность моей компании?», «увеличился ли показатель EBITDA (Revenue, Market penetration)?», «сработала ли юнит экономика?» и т.д.

Не менее важную роль играет и использование в работе цикла Деминга в сочетании с концепцией OODA (Observe–Orient–Decide–Act, «наблюдение-ориентация-решение-действие»).

Они подразумевают решение любой возникающей проблемы посредством комплексного анализа всех влияющих на нее факторов.

Как это работает на практике, можно отследить на примере крупных мировых компаний, активно использующих вышеуказанные методы в своей работе.

Так, когда на одном из конвейеров Toyota обнаруживается заводской брак, вся линия полностью останавливается. Далее собирается весь ключевой технический состав. Совместными усилиями он выявляет проблему и разрабатывает ее решение.

То есть, буквально осуществляются процедуры наблюдения, ориентации, решения и действия, заложенные в основу концепции OODA.

После этого конвейер вновь запускается, проблема больше не повторяется, потому что вся работа конвейера отлажена с нуля, а персонал предупрежден о причинах предыдущих неполадок и уже не допустит их повторения. В этом, к слову, кроется ответ на вопрос, почему японские авто почти не ломаются.

Следуя данным принципам на каждом из этапов становления и развития компании, Вы определенно добьетесь успеха.

Артем Ковбель, партнер Kreston GCG

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Смотри также
Весь рынок:Фондовый рынок
Архивы:2018 2017 2016 2015
В Контексте Finance.ua
Опросы