Опасная игра: Украина может остаться без транзита и потерять 3 млрд долларов за год — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Опасная игра: Украина может остаться без транзита и потерять 3 млрд долларов за год

Энергетика
1652
Опасная для всей Украины игра разворачивается на дне Балтийского моря. Там Россия прокладывает вторую ветку газопровода “Северный Поток”. Украина может остаться без транзита. Это потеря 3 миллиардов долларов в год, пишет Сегодня.
Европейские страны одна за другой дают “добро” на прокладку трубы по своей территории. Финляндия, Германия, на очереди Дания. Удастся ли опутать всю Европу, и кто может этому помешать, разбиралась Наталья Кравченко.
Деревня Ольгино в 30 километрах от Нижнего Новгорода и в пятистах от Москвы. Дорог здесь нет. Водопровода тоже. Кто смог, давно отсюда уехал, кто не смог, таскает воду ведрами. Хорошо, хоть источник не пересох. Здесь никогда не было и газопровода. Если в деревне газ появлялся, то только балонный.
“Газ возят нечасто. Приходиться звонить. Пока наберут там со всех областей вот тут, ну не областей, а районов какую-то заявку. Потом везут. А природного газа у нас нет и не ожидается”, – признается пенсионерка Мария Королева.
“Газпром”, который никак не дотянет трубу до деревни Ольгино, благополучно осваивает миллиарды на строительстве новых газопроводов в Европу. Кремлю, по законам сырьевой экономики, только и остается, что распродавать природные запасы. Ну а за дешевые углеводороды с Москвой в ЕС готовы договариваться в обход любых санкций. А в Ольгино обойдутся и дровами.
В ноябре 2011, когда по дну Балтийского моря торжественно запускали газопровод из России в Германию, Путин был премьером.
Но процесс всегда контролировал лично Владимир Путин и его друг Герхард Шредер. Бывший немецкий канцлер после отставки сразу пошел в председатели комитета акционеров компании “Норд стрим АГ”- дочки “Газпрома”.
Шредер и Путин соглашение о строительстве Северного потока подписали еще в сентябре 2005-го. Вот так российский газ стал влиять на политику целого региона.
Две первых ветки обошлись в семь с половиной миллиардов евро. На сайте Газпрома написано, что теперь газопровод обеспечивает 26 миллионов европейских домохозяйств. А сколько ж еще осталось не согретых российским газом? И сколько на этом можно заработать! В обход Украины.
“Три немецких концерна работают на этом многомиллиардном контракте. Рабочие места, налоги, прибыль в федеральный бюджет. Естественно, Ангела Меркель будет заботиться в первую очередь, чтобы немецкие налогоплательщики получили дополнительные миллиарды евро, а интересы Украины ее здесь, мягко говоря мало волнуют”, – говорит политтехнолог Тарас Березовец.
Германия в конце марта выдала все разрешения для строительства еще двух веток газопровода. Проект назвали просто – “Северный поток-2”. Его цена 9 с половиной миллиардов евро. Начало эксплуатации конец 2019-го.
Следом за Берлином, все разрешения на прокладку труб в своей экономической зоне выдала и Финляндия. Пока молчит Дания, но ее премьер на этой неделе признал: от Копенгагена реализация проекта не зависит. И не важно, даст он согласие или нет.
Теоретически политические игры с газом, монопольные поставки – это все к Еврокомиссии. Там должны бы разобраться, но пока только констатируют – “Северный поток 2” поставит под угрозу имеющиеся пути транспортировки.
“Через украинскую ГТС в прошлом году прошло 97 миллиардов кубометров газа. Это только подтверждает, что этот транзитный маршрут работает, что он имеет стратегическое значение не только для Украины, но и для Европы. И нашим приоритетом должно быть сохранение этого транзитного маршрута”, – рассказывает европейский комиссар по вопросам энергетики Марош Шефчович.
Против нового газопровода выступают страны Балтии и Польша. И тоже не просто так.
“Не потому, что Польша друг Украины, а потому что Польша хочет свою собственную трубу. Потому что есть газопровод “Ямал – Европа”, вторая ветка которого построена ровно до польской границы и там пока остановлена, и для поляков крайне важно, чтобы северный поток прекратил свое существование и чтобы была новая труба из той же самой Российской Федерации, – говорит аналитик Игорь Тышкевич.
В Берлине в свое оправдание сказали – они тоже за сохранение транзита через Украину. Никто просто не уточнял объемы. И пусть они уменьшатся в тридцать раз – но это же тоже транзит.
Говорят, в Вашингтоне пришли в ярость после выдачи Германией пакета разрешений для Газпрома. Вот претендент на должность нового госсекретаря Майк Помпео на дебатах в сенате в лице меняется при вопросе о втором Северном потоке. У Трампа-то рассчитывали заполнить Европу американским сжиженным газом. Они и терминалы для его приема строили, и даже на 30 процентов снизили стоимость. Но в этой бизнес-борьбе за огромный рынок сбыта публично принято говорить не о ценах, а о ценностях.
“Американцы говорят, они давят на то, что мы не будем на вас европейцах зарабатывать. Они говорят. Смотрите: это ж наши ценности общие. То есть вы позволяете и обогащаете Путина и вы фактически стимулируете его к дальнейшей агрессии. Потому что вы дадите ему миллиарды евро, которые он будет тратить на перевооружение и соответственно на войну с вами же в Сирии и вы получите в ответ на свои миллиарды миллионы беженцев с Ближнего Востока”, – отмечает политолог Тарас Березовец.
Но какой бы газ ни зашел в Европу – хоть морем на танкерах сжиженный американский, хоть российский по трубе через Балтийское море – Украина все равно теряет транзит.
Пока Украина все годы независимости носилась со своей ГТС, как с национальным достоянием, считая ее вечной кормилицей, время не теряли турки. Газпромовский проект Турецкий поток, который будет введен в строй уже через три месяца, Анкара использовала в свою пользу, как только сумела.
“Турки построили трубу в том числе из Азербайджана в Грузию газовую и нефтяную, они договорились при том, что они воюют с собственными курдами, с иранскими курдами, что проблем по старому газопроводу не будет и они восстановили прокачку из Ирана. Соответственно, имея вход от шести государств, Турция имеет возможность балансировать на цене, то есть просто выбирать и заявлять более низкие цены и продавать газ. Она достраивает газопроводы на Балканы и в Италию, а дальше у нее планы вплоть до Испании”, – добавляет Игорь Тышкевич.
В конце марта Госдеп пригрозил санкциями иностранным компаниям, которые участвуют в проекте “Северный поток-2”. Пока дальше угроз дело не пошло. О турецком потоке и его идейных вдохновителях и строителях в последнее время вообще мало кто вспоминал.
Все вместе это означает только одно – Украина теряет транзит не только в Северную, но и Южную Европу. И не только из-за происков недоброжелателей, но и из-за собственной безответственности в условиях постоянной борьбы всех со всеми.
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас