За ними будущее


За ними будущее

Активное развитие новых технологий дает возможность участникам финансового рынка создавать и предлагать для своих клиентов новые сервисы и услуги. Развитие FinTech-сектора влечет за собой появление новых банковских и финансовых продуктов, дающих больше возможностей и удобства для пользователей.

Появление новых технологий также приносит немало выгод и другим сегментам экономики, в частности ритейл-компаниям. Об этом рассказали эксперты рынка на прошедшей в Киеве конференции FinRetail 2017.

Открытый банкинг – новые возможности для финансового сектора

Открытый банкинг (Open Banking) – это механизм, который дает возможность клиентам банка открывать свои банковские данные  внешним сервисам, например, платежным платформам или платформам онлайн-кредитования.

По сути, это способ более качественного взаимодействия компаний с банковской системой.

В развитии Open Banking также заинтересованы и центральные банки, поскольку это повышает конкуренцию на финансовом рынке и в сфере банковских инноваций. В этом направлении наиболее активно развиваются США, ЕС, Великобритания, Сингапур и Австралия.

Открытый банкинг даёт возможность разработчикам и другим компаниям подключиться к банку. Банк также может пользоваться этим сервисом для своих операций и бизнеса.

Преимущества, которые дает Open Banking банковскому сектору:

  • Внедрение новых технологий. В банковской сфере происходит постепенный переход к цифровому банкингу.
  • Банк получает новые возможности, благодаря которым можно предлагать новые продукты и сервисы, удовлетворяющие изменившийся клиентский спрос.
  • Более активное использование Big data – это стало частью бизнеса и принимаемых бизнес-решений.
  • Расширение возможности использования социальных медиа как одного из основных каналов коммуникации.

По мнению руководителя проекта Open Banking Lab в OTP Bank Игоря Руснака, возможности открытого банкинга позволят банку лучше понимать потребности бизнеса и потребительский спрос, иметь возможности и технологии, которые помогут внедрять новые сервисы.

При этом важно понимать, какие цели преследуешь, достаточно ли для этого ресурсов, и какой результат хочешь получить, комментирует Игорь Руснак.

Партнерство с банками дает доступ компаниям к большим массивам данных, которые накоплены в банках. И использовать эту информацию при создании новых сервисов для своих клиентов.

Благодаря Open Banking банки получают возможность:

  • Разрабатывать новые решения, используя наработки FinTech.
  • Получить более широкий доступ к рынку инноваций.
  • Улучшить качество обслуживания клиентов.
  • Создать новые источники дохода для банка – за счет продажи своих данных как услуги, или в виде платы за подключение провайдера к интерфейсам банка.
  • Снизить затраты банка на разработку новых продуктов и услуг, и расходы на предоставление услуг клиентам за счет подключения внешних провайдеров.

Отметим, что в январе 2018 года вступают в действие нормы директивы PSD2, которая обязывает банки, находящиеся на территории Евросоюза, открывать свои данные третьим сторонам. Это будет способствовать не только появлению новых продуктов и услуг, но и создаст равные условия для всех участников платежного рынка.

На украинские компании это требование прямо не распространяется. Но если украинское предприятие работает на рынке ЕС, обслуживается через европейские банки и пользуется европейскими сервисами – тогда придется придерживаться требований PSD2.

Банки + ритейл

По мнению заместителя председателя правления Таскомбанка Валерия Даниленко, партнерство между банками и ритейл-компаниями сулит дополнительные выгоды и возможности.

Валерий Даниленко считает, что сотрудничество банк-ритейлер позволит:

  • Создать новые сервисы и расширить перечень услуг для клиентов.
  • Запустить новую программу лояльности для клиентов.
  • Обеспечить новые источники прибыли для ритейлера.

Банки для себя видят выгоду в том, что ритейлеры располагают большой клиентской базой. Это позволяет для банка создать новые источники дохода и расширить перечень клиентов банка.

Мы прогнозируем, что оптимальным вариантом сотрудничества будет раздел между банком и ритейлером доходов, полученных от совместной деятельности. Такой механизм будет способствовать росту интереса к сотрудничеству с банком со стороны ритейл-компаний.

Кроме того, сотрудничество с банком дает возможность ритейлеру создавать новые источники дохода. Например: от предоставления финансовых услуг, или выпуск карты ритейлера.

В перспективе все идет к тому, что ритейл-компании будут трансформироваться в направлении финансового супермаркета. И банки могут помочь в этом, предоставив ритейлерам возможность работать с ними по агентской модели. Это позволит ритейлу больше зарабатывать, сделает их бизнес более универсальным.

Больше с e-commerce

По данным НБУ, за 9 месяцев текущего года доля безналичных платежей с использованием платежных карт в Украине выросла до 38,5%. В начале 2017 года этот показатель был на уровне 35,5%.

По оценкам экспертов рынка, в 2016 году рынок электронной коммерции вырос на 35% и составил 1,6 млрд долларов.

Украинцы стали чаще расплачиваются картами в магазинах, в том числе и в интернете. Так в по результатам прошлого года объем безналичных расчетов вырос до 571,3 млрд грн, или на 48%, количество безналичных операций выросло на 38%.

При этом на рынке электронной коммерции также растет и уровень мошенничества при заключении сделок.

По данным ассоциации ЕМА, в 2016 году потери украинцев от действий кибермошенников выросли в 4 раза, и составили 339,2 млн грн. Поэтому до сих пор многие украинцы предпочитают минимизировать свои расчеты онлайн из-за опасения быть обманутыми мошенниками.

Для снижения рисков при проведении сделок на e-commerce, участники рынка вынуждены искать способы и решения, которые дадут возможность проводить сделки и платежи более просто и надежно.

Главные выгоды для покупателя:

  • Сохранность средств при проведении расчетов.
  • Более низкая комиссия.
  • Моментальный возврат средств, если товар не подошел.
  • Возможность отказа от части товара при получении заказа.

Данная услуга снижает уровень отказов из-за недоверия к продавцу и соответственно повышает количество успешных сделок, комментирует Дмитрий Зарахович.

Роль новых компаний

По результатам опроса представителей банковского сектора, проведенного Mastercard, 58% опрошенных банкиров отметили, что их банк готов к внедрению и активному использованию новых технологий, а 71% банкиров считают перспективным отслеживать новшества и приобретать эффективные FinTech-решения.

Если брать мировой опыт, то в результате исследований выяснилось, что более 90% банков и более 80% FinTech-компаний заинтересованы к сотрудничеству в будущем.

По мнению украинских банкиров, такое сотрудничество даст возможность выйти на предоставление более востребованных услуг, привлечь новых клиентов и диверсифицировать бизнес. А также поможет повысить уровень экспертизы и сформировать новые направления деятельности.

Эксперты рынка считают, что новые компании являются не только конкурентами банкам, но благодаря своей инновационности создают возможности для взаимовыгодного сотрудничества и использования перспективных идей, предложенных стартапами, другими участниками рынка.

Одним из наиболее заметных продуктов, появившихся на украинском рынке, и успешно зарекомендовавших себя в мире, стал запуск сервиса «Безопасная сделка», считает управляющий партнер компании UAPAY Дмитрий Зарахович. Цель такой услуги – повысить финансовую безопасность клиентов и за счет этого создать условия для дальнейшего роста продаж.

При оплате сумма платежа резервируется на карте и списывается в пользу продавца только при просмотре и подтверждении получения товара покупателем. При этом персональные данные плательщика при покупке не передаются, что защищает его от риска мошенничества.

Преимуществом новых участников рынка является:

  • Наличие новых идей и проектов.
  • Возможность более быстро реагировать на выпуск новых продуктов.
  • Более высокий уровень удобства предоставляемых услуг для клиентов.

По мнению Дмитрия Зараховича, конкурентное преимущество будет у тех игроков, кто сможет оптимально организовать финансовую и ІТ составляющие свого бизнеса.

Новые компании вынуждены быстрее внедрять новые продукты и услуги, поскольку это для них способ получения заработка.

Серьезной конкуренции между банками и финансовыми компаниями нет, поскольку активы FinTech-сектора и банковской системы не сопоставимы. Поэтому каждый движется вперед, ориентируясь на свою ценностную нишу. Конкуренция может возникать только в отдельных направлениях.

FinTech будущее

FinTech-технологии в Украине активно развиваются и прогрессируют, считает председатель правления Всеукраинской ассоциации финансовых компаний Анна Замазеева. Число онлайн-компаний за последний год удвоилось в количественном показателе, они набирают обороты и в объемном показателе. Согласно данным НКЦБФР в 2017 году около трети финансовых компаний приходится на онлайн-сегмент. В дальнейшем число онлайн-компаний будет расти, увеличивая их долю на рынке.

В основе таких компаний лежит ориентированность на клиентов, быстрая реакция на изменение рыночной конъюнктуры, качественное предоставление услуг.

Можно сказать, что за финтехом будущее, прогнозирует Анна Замазеева.

По масштабам внедрения новых технологий финансовые компании значительно опередили банки. Так по данным ассоциации ЕМА, более 50% финансовых компаний в Украине уже могут предоставлять услуги населению по биометрическим паспортам, в то время как из первой двадцатки украинских банков услуги по биометрическому паспорту может предоставить только один банк.

Дальнейшее развитие FinTech-технологий в Украине упирается в несовершенство законодательной базы, которая в рамках финансового мониторинга не позволяет предоставлять весь комплекс услуг, который могут предложить финансовые компании. На существующей нормативной базе финансовая компания не может организовать предоставление широкого спектра услуг по тому принципу, как это делает Тинькофф Банк.

Поэтому, если регуляторы рынка поддержат инициативу изменений в законодательство, это даст возможность активно развивать систему электронных платежей, электронную идентификацию клиента, ускорить появление на рынке новых сервисов и услуг, считает Анна Замазеева.

Сергей Савенко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua