Какое всё зелёное. Лауреаты Stanford Bright Award о том, как "озеленить" украинскую энергетику — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Какое всё зелёное. Лауреаты Stanford Bright Award о том, как "озеленить" украинскую энергетику

Энергетика
815
$100 тыс. — именно такую сумму Стэнфордский университет ежегодно вручает лауреатам Stanford Bright Award, защитникам природы и “зелёным” активистам.
В этом году премия поедет в Украину. Комиссия решила отметить братьев Зинченко, основателей и координаторов проекта Greencubator. “Сеть энтузиастов и экспертов в области устойчивой энергетики Greencubator поддерживает технические, социальные и экономические энергетические инновации с помощью просветительской деятельности, инициатив в СМИ, наставничества и мероприятий, в том числе крупномасштабных хакатонов”, — так поясняет выбор жюри корреспондент Stanford News Тейлор Кубота.
Разваливающийся дом
Проект Greencubator братья Зинченко основали восемь лет назад. “В 2008-м упало всё. Наши бизнесы просто исчезли, то, что нас кормило, испарилось, мы сидели без работы”, — вспоминает Роман. Примерно тогда же братья-предприниматели приобрели домик под Барышевкой Киевской области, порадовали родителей, давно мечтавших об этом.
Приобретённая “коробка” с разваливающейся крышей нуждалась в капитальном ремонте, стоимость которого измерялась в тысячах долларов. Роман и Андрей поставили перед собой задачу — изучить “энергетическое лего”, собственноручно произвести монтаж отопительной системы. У них получилось. “Оказалось, что достаточно двух безработных предпринимателей и их отца — профессора истории, чтобы за полгода это собрать. По ходу мы разобрались, как работают системы, что с чем взаимодействует”, — не без гордости говорит Роман.
В каждой бочке мёда — ложка дёгтя. На этапе подключения дома к сетям сотрудники Киевэнерго потребовали у Зинченко взятку в 38 тыс. грн. Платить братья отказались. Андрей говорит, что именно тогда основатели Greencubator по-настоящему невзлюбили коррупцию.
Первые шаги
В статусе безработных братья пробыли недолго. Вскоре после завершения ремонта дома они включились в работу над различными муниципальными проектами, в том числе для севастопольской администрации. “Нас тогда безмерно удивило, что и в Севастополе, и повсеместно в Крыму, где много солнца и куча крыш, мы не увидели ни одного солнечного коллектора или батареи”, — рассказывает Роман.
Братья решили, что нащупали перспективное направление: их опыт в экономике и пиаре мог бы пригодиться бизнесам, начинавшим работать с зелёной энергетикой. За границей это направление быстро развивалось и вызывало общественный интерес. Первое разочарование Зинченко испытали уже на этапе поиска потенциальных клиентов. Оказалось, что новоиспечённым “зелёным” пиарщикам некого поддерживать и продвигать: “зелёных” компаний на территории Украины просто не существовало.
Тогда братья сменили стратегию: решили популяризовать зелёную энергетику, заразить рынок этими идеями. “Сформулировали принцип: мы не можем переделать все дома, но попытаемся изменить людей, которые в них живут”, — поясняет Андрей. У команды появилась целая философия, её ключевой термин — brain ware, “софт”, который находится в головах людей. Сделать его более дружелюбным по отношению к новой энергетике — основная задача адептов Greencubator.
Летом 2009-го состоялись первая конференция “Энергоэффективные университеты” для вузов Переяслава и первый Energy Camp на берегу Десны. Братья Зинченко с удовольствием констатируют: бюджет этой вылазки — 800 грн. “Поле, палатки, солнечные батареи. Людям, которые увлекаются зелёными темами, мероприятие понравилось. Стало ясно: стоит продолжать”, — вспоминает Роман. На следующий год количество авторских мероприятий Greencubator умножил в разы: Energy Camp устраивали пять раз, провели шесть “зелёных” конференций.
Перезагрузка
Судить о собственном детище объективно — непростая задача, братьям Зинченко это знакомо не понаслышке. В какой-то момент им хватило смелости признать: разговоры об энергоэффективности не приносят главного — эффективности. Поэтому когда в 2013-м Energy Camp эволюционировал в Tesla Camp, изменился не только бренд, но и правила игры. Вместо красивых теорий Greencubator стал требовать от участников практических решений, готовых идей и бизнес-планов.
Отношение общественности к проекту изменилось к лучшему. Впрочем, Роман и Андрей относятся к этому философски: “Поначалу нам говорили “вы фрики”, позже стали нас хвалить, мол, вы разбираетесь в мейнстриме. А мы просто продолжали делать свою работу. Наша задача — способствовать появлению большего количества игроков зелёной экономики”.
На время Евромайдана инкубатор брал паузу — волонтёрили. Соскучившись по любимой работе, набросились на неё с новыми силами. Организовали самый масштабный хакатон в Восточной Европе — форум, участники которого в режиме нон-стоп не только обсуждают проблему, но и готовят конкретные продукты в виде, например, сайтов или мобильных приложений. Вместе со Львовской бизнес-школой разработали зелёную просветительскую программу, борются за то, чтобы в 2019 году привезти в Украину Европейский экосаммит. Кроме этого, братья отправляют лучшие украинские стартапы на ClimateLaunchpad — самое масштабное соревнование климатических бизнес-идей, которое называют “климатическим “Евровидением”. Эти большие и маленькие победы во имя зелёной энергетики и принесли команде Стэнфордскую премию.
Продолжение следует
“Награда, которую присудил Стэнфорд, принадлежит не только нам, но и огромному количеству людей, которые поддержали нас на том или ином этапе”, — уверен Андрей. Часть стэнфордского приза братья используют для учреждения премии имени Анатолия Копца, покойного друга и ментора, который одним из первых поверил в их проект.
Награда Stanford Bright Award принесла не только удовлетворение от победы, но и новые хлопоты. Ведь помимо $100 тыс., которые предоставит Стэнфорд, братьям Зинченко предстоит администрировать 1 млн евро. Речь идёт о “Климатических инновационных ваучерах”, программе, запущенной Greencubator в партнёрстве с Европейским банком реконструкции и развития. Ваучеры — финансовые гранты, которые будут предоставлены лучшим зелёным компаниям и стартапам, Greencubator будет отбирать самых достойных кандидатов.
Украина стала первой страной, в которой запущена эта программа. Братья признают: у западных партнёров есть определённые опасения по поводу нашего государства, имеющего репутацию крайне коррумпированного, но с предвзятым отношением можно бороться, показывая результат. При этом основатели Greencubator не скрывают, что им регулярно поступают и завуалированные, и прямые предложения лечь под разных политиков. На официальном сайте Greencubator.info есть примечание на этот счёт: “Коли нас питають: “Чиї ви будете”, – то спокійно відповідаємо: самі свої. Це значить, що ми не залежні від олігархічного капіталу або подачок із бюджету”.
Эта позиция принципиальна. “Исследователи Робинсон и Аджемоглу написали книгу Why Nations Fail (в русском переводе “Почему одни страны богатые, а другие бедные”. — Фокус), — напоминает Андрей. — Одна из главных причин бедности, которую выделяют специалисты, — превращение интересных рынков в закрытые торговые площадки “для своих”.
Но у братьев Зинченко есть проверенная прививка от коррупции — родительский домик под Барышевкой.
Что мешает украинцам стать энергоэффективнее
Братья Зинченко назвали самые распространённые отговорки, которые используют украинцы, чтобы отложить знакомство с новыми технологиями и переосмыслить отношение к энергопотреблению.
  • Украина – на обочине прогресса
Андрей: — Конечно, нам было сложно начинать работу. Когда мы рассказывали о себе, над нами смеялись: “Солнечные батареи? В нашей стране такого никогда не будет”. Те, кто не верит в виртуальные электростанции, напоминают мне сотрудников IBM на заре компьютерной эпохи. Они тоже смеялись: “Кому придёт в голову покупать персональный компьютер домой? Бизнес всегда будет покупать мейнфреймы — огромные мощные компьютеры”. А потом пришёл Стив Джобс: “Что вы, парни, говорили?” Сегодня им уже не смешно.
Роман: — Многие говорят: “Нет-нет-нет, такая система не для нас, у нас это никогда не реализовать”. У меня простой вопрос: вы помните свой домашний номер телефона? У вас его, скорее всего, нет. А ведь ещё 30 лет назад люди становились в очередь и платили взятки, чтобы получить телефон с проводочком, и верили, что так будет вечно.
  • Зелёная энергетика лишает людей работы
Андрей: — Отказываться от новой энергетики, чтобы сохранить умирающие профессии, это всё равно, что спрашивать, зачем нам интернет, если телеграф и так неплохо работает. С теми, кто оперирует подобными аргументами, мы стараемся не вести диалог, ведь получается разговор из серии “вот раньше было лучше”. Мы в таких случаях говорим: “Слушайте, а в XIX веке было и вовсе шикарно: можно было устроиться трубочистом”. То, что со временем какие-то профессии исчезают — абсолютно нормальное явление.
  • Все зелёные инициативы малоэффективны
Роман: — “Эта краска увеличит теплостойкость вашего дома на 50%” — к сожалению, иногда внимание людей отвлекают псевдоинновации или вера в то, что 2 см пенопласта способны сберечь тепло в доме.
  • Энергоэффективность — это не для всех
Роман: — Люди часто думают: энергетика — это трансформатор, большая станция или линия 110 кВт. Читая курс “Зелёные бизнес-модели” во Львовской бизнес-школе, я захотел показать, что энергетика – это ещё и люди, потребители и модели их поведения. Я включал студентам ролик популяризатора науки Алекса Ласки о письмах, которые мотивируют людей менять подход к энергопотреблению. Один из студентов, украинец с американским паспортом, заявил: “А я получал такие письма!” Говорит, все лампочки в доме поменял. Значит, это работает. У нас 4 гигаватта ночных провалов по энергопотреблению. Все энергетики талдычат: многие приборы было бы гораздо выгоднее использовать ночью. Сколько людей знают, где в их стиральной машине таймер? Большинство. Но самый важный вопрос: когда они им в последний раз пользовались? А ведь это и есть бытовой пример энергоэффективности.
Анна Синящик
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас