Реформа фискальной службы в Украине: какие изменения ожидаются — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Реформа фискальной службы в Украине: какие изменения ожидаются

Казна и Политика
1260
Реформирование Государственной фискальной службы обсуждается уже более трех лет, но так и не сдвигается с мертвой точки. Еще весной 2017 г. Министерство финансов подготовило пакет документов, которые определяли вектор грядущей реформы, но изменения не приняли и вновь отложили.
Недавно Минфин США сделал заявление о том, что является главным партнером Украины, который поможет реализовать данный проект. Сайт “Сегодня” рассказывает, чего ждать от масштабной реформы фискальной службы и почему она продолжает существовать только на бумаге.
Хроника развития реформы
Обсуждать возможную реформу начали еще в далеком 2013 г., тогда шли разговоры о том, чтобы объединить таможенные и налоговые органы. Уже в 2014 г. Министерство доходов и сборов Украины было реорганизовано и появилась Государственная фискальная служба. Спустя год появилась идея лишения таможен статуса юридических лиц, которую вскоре поддержал и Международный валютный фонд.
В 2016 г. в Раде зарегистрировали законопроект “О национальной таможне”, согласно которому предполагалось существование таможен как самостоятельных органов. Но Кабинет министров вполне ожидаемо придерживался взглядов схожих с МВФ, поэтому законопроект так и не был принят, а реформу вновь отложили в долгий ящик.
Уже в начале 2017 г. на реформировании ГФС начали активно настаивать МВФ и Европейский союз. Весной 2017 г. был опубликован подписанный меморандум о сотрудничестве Украины с МВФ.
“К концу марта 2017 года ожидается полное слияние налоговой и таможенной администраций в единое юридическое лицо, будет осуществлена консолидация региональных налоговых и таможенных органов в единый офис, по одному на каждый регион. Также будет утверждена новая модель финансирования ГФС для обеспечения адекватного уровня зарплат уже проверенных специалистов ГФС. Для усиления потенциала ГФС по вопросам аудита и взысканий возобновили с 1 января 2017 года полномочия ГФС проводить аудит малых и средних налогоплательщиков”, – говорится в тексте меморандума.
Хотя сроки, прописанные в документе, соблюсти не удалось, реформирование ГФС остается одним из требований МВФ. К тому же в конце октября 2017 г. ненавязчиво о своем содействии напомнили и Соединенные штаты Америки во время встречи министров финансов, Стивена Мнучина и Александра Данилюка.
“Он (Мнучин – ред.) отметил необходимость создания Антикоррупционного суда и добавил, что Украина остается приоритетом во внешней политике США”, – говорят в украинском Минфине и добавляют, что обсуждался проект комплексной реформы ГФС, который должен полностью изменить структуру службы.
У вышеупомянутой реформы есть несколько векторов:
слияние всех региональных таможен в одно юрлицо (Межрегиональную таможню);
ликвидация налоговой милиции и создание финансовой полиции как структурного подразделения Минфина;
полная реорганизация ГФС.
Если первые два пункта, хоть и являются неотъемлемой частью налоговой реформы, до сих пор вызывают активные дискуссии и имеют довольно размытые контуры их осуществления, то изменения в самой фискальной службе обрели более четкие ориентиры.
В свое время ГФС успела создать себе репутацию карательного органа, который не столько помогает бизнесу, сколько выступает своеобразным “инквизитором”. Поэтому в правительстве заявили, что фискальная служба должна превратиться в сервисный центр, который будет защищать бизнес.
“На сегодня мы видим такую модель: ГФС остается в Министерстве финансов. Но службу надо перестроить и полностью реформировать. Это должен быть не карательный орган, а интеллектуальный, с серьезными и цивилизованными полномочиями”, – заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
Реорганизация фискальной службы обещают провести в несколько этапов. Первоочередная задача – ликвидировать районные налоговые инспекции и переформатировать их в сервисные центры.
“Реорганизация налогового блока ГФС предлагается осуществить в два этапа… На первом этапе районные ГНИ (Государственные налоговые инспекции) будут ликвидированы как юридические лица, и останутся центрами обслуживания плательщиков, предоставляющих исключительно сервисные функции”, – говорит министр финансов Александр Данилюк.
Как итог, в Украине в налоговом направлении будет функционировать всего 25 юридических лиц вместо 186. А все районные службы будут работать исключительно как сервисные центры.
31 августа 2017 г. на заседании Комитета управления Проекта комплексной реформы ГФС были определены четыре главных направления реформы в краткосрочной перспективе:
– Обслуживание налогоплательщиков
По данным Минфина, около 60% контактов налогоплательщиками с ГФС происходит через Центры обслуживания плательщиков. В других странах этот показатель намного меньше, так, физические контакты там составляют всего около 20%, все остальные осуществляется через контактные центры или электронные сервисы. В Украине же через контактные центры осуществляется только 2,4% контактов.
Поэтому 90% обслуживание в ГФС хотят перевести в онлайн режим, чтобы минимизировать очереди и бумажную волокиту. Главная цель – решать все вопросы в онлайн-кабинете или же в call-центре.
– Налоговые проверки
Планируется провести автоматизацию камеральных проверок путем разработки определенных алгоритмов. Сейчас модель проверки выдает в 10 раз больше предприятий, чем можно проверить с помощью текущих ресурсов, поэтому все приходится корректировать в ручном режиме. Минфин предлагает обновить и детализировать модель налоговых рисков и четче выбирать предприятия для плановых проверок.
– Погашение долга
Больше 50% от общего объема налогового долга практически невозможно взыскать, из-за того что предприятия давно стали банкротами, потеряли активы и т.д. Поэтому одна из ключевых задач – качественнее отрабатывать механизм взыскания долга. Для этого планируется разработать системы сегментации должников, которая будет расставлять их в приоритетном порядке и направлять ресурсы налоговой на тех, с которых более вероятно взыскать долг.
– Работа с персоналом
В ГФС уже были существенные сокращения штата, теперь хотят распределить функции между работниками более эффективно. Например, если в других странах взысканием долгов занимается 13% всего персонала налоговой, то в Украине эта цифра составляет всего лишь 4%.
К тому же отмечается, что сокращение штата в свое время было неравномерным, если в одних областях уволили около 25% работников, то в других больше 50%.
“Главная цель – уменьшить уровень коррупции и превратить ГФС в целевую сервисную службу. Проект будет внедряться Минфином и ГФС при поддержке консультантов международной консалтинговой компании”, – отмечают на сайте Минфина.
Анастасия Ищенко
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас