Как снять с Украины «проклятие налога на добавленную стоимость» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как снять с Украины «проклятие налога на добавленную стоимость»

Казна и Политика
3133
Это, оказывается, очень просто, и суть состоит в том, чтобы несколько освободить фискалов от «дурной работы».
Налог на добавленную стоимость (НДС), введенный в Украине в 1992 году, уникален во многих отношениях. Главной его уникальностью я бы назвал то, что ущерб от него можно сравнить с теми выгодами, которые он дал.
В чем причина? Почему налог, который имеет самую широкую базу и самую большую ставку – 20% (ст. 193 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), вместе с поступлениями в бюджет создает для него огромную проблему возмещения НДС; как он стал инструментом незаконного изъятия средств из бюджета, а следовательно – причиной масштабной коррупции, а еще – самой сложной и очень затратной системой администрирования, что в итоге почти полностью нивелирует его положительный для бюджета эффект?
Начнем с объекта налогообложения. НДС – это налог на добавленную стоимость, но объектом обложения этим налогом, в соответствии со ст. 185 НКУ, является стоимость продажи продукции, товаров, работ или услуг плюс стоимость импортных товаров. Причем это заложено не только в нашем законодательстве, но и в европейском. Например, в статье 2 Директивы Европейского Союза 2006/112/ЕС о совместной системе налога на добавленную стоимость определен тот же объект налогообложения. Может, это просто какая-то путаница в терминологии или неудачно подобрано название налога? Нет, все так, как и было задумано.
Добавленная стоимость – это ничто иное, как сумма прибыли плюс начисленная заработная плата вместе с отчислениями в социальные фонды (ЕСВ), включенная в цену продажи товара или услуги. Это известно каждому, кто знает основы экономики, независимо от того, что он изучал – «Политэкономию» или «Экономикс». Значит, добавленная стоимость – это прибыль плюс зарплата.
Мечта любого фискала – ввести новый налог. В середине 1950-х годов французские фискалы решили воплотить мечту в реальность. Надо было решить, что облагать новым налогом. Самое привлекательное – это, конечно же, прибыль субъектов хозяйствования и заработная плата работников. Но вот незадача. И налог на прибыль уже существует, и налог на доходы работников – тоже. Обложить их еще одним налогом как-то не выходит… Решение нашел «изобретательный» фискал Морис Лори, которому пришла в голову идея ввести не прямой, а косвенный налог на те же зарплату и прибыль. Причем заставить его уплачивать не производителей добавленной стоимости, а покупателей, добавив к стоимости продукции, товаров или услуг производителя сумму НДС. Так появился этот непрямой, я бы его назвал кривым, налог.
Как работает эта схема
Об этом необходимо сказать, иначе понять суть рецепта снятия «проклятия налога на добавленную стоимость» будет сложно.
Стоимость любой продукции (товара, услуги) состоит из сырья, материалов, товаров и т.д., а также из амортизации использованного при ее изготовлении оборудования, зданий, сооружений. Все это покупается, как правило, с оплатой НДС. Исключения опускаем. Допустим, мы приобрели это все за 120 000,00 грн., в том числе 20 000,00 грн. НДС.
НДС (20 000,00 грн.), по действующим требованиям НКУ, мы не можем включить в себестоимость нашей продукции. Это налог, и он принадлежит государству.
Обратите внимание, 20 000,00 грн. НДС заплатили в бюджет фактически мы. Ведь это мы перевели эту сумму поставщикам вместе с оплатой за товары и услуги. А они только перечислили ее в бюджет. НДС уже в бюджете! В результате поставщик ничего не потерял, бюджет свой налог получил, а мы, не создав еще никакой добавленной стоимости, не получив никакой выгоды, уже оплатили НДС в бюджет. Недаром уплаченную таким образом сумму НДС называют налоговым кредитом. Это мы кредитуем бюджет.
Скажете, что это надуманная проблема, ведь уплаченный поставщикам НДС нам возвращают с того же бюджета или вычитают из суммы наших налоговых обязательств по НДС.
Формально это так. Но реально – не так просто. Возврат НДС из бюджета – это многомесячный сериал, триллер, комедия и трагедия вместе взятые.
Вы знаете, какой смысл во встречных платежах?
Сумма возврата НДС из бюджета не может превышать сумму, определенную в соответствии с требованиями п. 2001.3 НКУ (объяснить коротко не получится, поэтому не сейчас), обязательно проходит этап налоговой проверки, нередко добавляется этап судебных разбирательств, и «хеппи-эндом» все заканчивается не всегда.
Добавьте к этому автоматическую блокировку налоговых накладных (в среднем по 120 000 в месяц) и так далее.
Так что проблема возмещения НДС из бюджета не надумана, за 25 лет не решена и для законопослушных налогоплательщиков – это и еще «головная боль».
Предположим, что нашему предприятию, которое оплатило 20 000,00 грн. НДС при покупке товаров, продукции или услуг, как-то удалось вернуть эти средства из бюджета себе на счет.
Прекрасно! Но что в результате получилось? Мы заплатили поставщикам при покупке товаров, продукции или услуг 20 000,00 грн. НДС, поставщики перечислили их в бюджет, а бюджет вернул нам! Зачем все это было необходимо, ведь каждый остался при своих? В случае уплаты НДС при импорте ситуация еще более анекдотична. При ввозе импортного товара вы платите НДС непосредственно в бюджет, а потом бюджет вам его возвращает! Любой здравомыслящий человек понимает, что никакого смысла в таких встречных платежах нет. Но только не фискалы! Для них эти переводы огромных масс денег через их руки имеют большое значение и смысл. И мы знаем почему.
А зачем 4 (четыре!) раза одни и те же деньги туда-сюда гонять?
Теперь о второй возможности вернуть себе налоговый кредит по НДС – через уменьшение наших налоговых обязательств на сумму налогового кредита. Это возможно только после того, как мы создадим добавленную стоимость (продукцию или услугу) и продадим ее. Все это время вы кредитуете бюджет, изымая свои ресурсы из оборота.
Возвращаемся к нашему примеру. Имея сырье, материалы, оборудование и другое на 100 000,00 грн., работники предприятия своим трудом произвели продукцию, создав добавленную стоимость на 50 000,00 грн. Примем это за условие для простоты понимания.
Безусловно, владелец предприятия не отдаст всю добавленную стоимость на оплату труда рабочих. Скажем, он 10 000,00 грн. взял себе, заложив в стоимость продукции в виде прибыли, а 40 000,00 грн. потратил на оплату труда и отчисления в ЕСВ.
Итак, мы имеем продукцию, которую можно продать за 150 000,00 грн. Поскольку мы плательщики НДС, то добавляем к ее стоимости 20% НДС и получаем стоимость продажи 180 000,00 грн.
После того, как мы все это продадим, и 180 000,00 грн. поступят к нам на счет, 30 000,00 грн. НДС становятся нашими обязательствами перед бюджетом по НДС. В этот момент мы и получаем право на уменьшение обязательств по НДС на налоговый кредит (Не забыли? Это – 20 000,00 грн.), если мы не получали их в виде возмещения НДС из бюджета. Так что мы должны перечислить в бюджет 10 000,00 грн. (30 000,00 грн. (налоговые обязательства) – 20 000,00 грн. (налоговый кредит)) – это финальная сумма платежа в бюджет по итогам всех операций. Если нам все-таки удалось получить возмещение НДС из бюджета налогового кредита 20 000,00 грн. на момент продажи нашей продукции, то в этом случае в бюджет мы должны будем заплатить все 30 000,00 грн. НДС, полученных от покупателей нашей продукции.
В итоге: одна и та же сумма НДС четыре (!) раза перегонялась со счета на счет – мы перечислили поставщикам, поставщики – в бюджет, бюджет – нам, и наконец мы – снова в бюджет.
Еще три вопроса – для тех, кто сомневается
Несложно заметить, что после реализации своей продукции мы уплатили налог 10 000,00 грн. только с добавленной стоимости 50 000,00 грн. Но что входит в эту добавленную стоимость? Правильно, заработная плата по ЕСВ (40 000,00 грн.) и прибыль владельца (10 000,00 грн.)! Это подтверждает очевидное: фактической базой налогообложения НДС при действующей сейчас схеме определения НДС, подлежащего уплате в бюджет, являются расходы на оплату труда и прибыль субъектов хозяйствования.
Конечно, возникает вопрос: зачем создавать столько трудностей, тратить столько времени, ресурсов и т.п., когда можно по истечении месяца взять сумму начисленной заработной платы и отчислений в ЕСВ, которая указывается в отчетности по ЕСВ (утверждена приказом Минфина №435 от 14.04.2015 г.), и сумму прибыли по финансовой отчетности (утверждена БУ №1), все это сложить и, умножив на ставку налога, получить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.
В этом и заключается рецепт снятия с Украины «проклятия налога на добавленную стоимость»! Он изложен в моей петиции к Президенту Украины.
Если, прочитав эту статью, вы согласитесь с тем, что такие изменения необходимы и возможны, то заходите на сайт петиций и голосуйте за ее принятие.
Невозможно в формате небольшой статьи рассказать обо всех деталях предлагаемых изменений, все их объяснить и аргументировать, но на три вопроса, которые явно напрашиваются, я хочу ответить.
1. Почему вместе с изменениями порядка расчета НДС (ст. 200) не изменен объект налогообложения НДС (ст. 185) и база (ст. 188-191)?
Это было бы кардинальным и правильным решением. Но сегодня мы должны гармонизировать свою налоговую систему с налоговой системой ЕС, и столь значительные изменения сейчас вносить нельзя.
2. Второй вопрос возникнет относительно полного отказа от возмещения НДС из бюджета. Как быть тем налогоплательщикам, которые, пусть и с горем пополам, но все же пользуются этим правом и возвращают себе изъятые из оборота деньги?
Аргументы таковы:
А) возмещение НДС из бюджета – это лишь отсрочка платежа НДС в бюджет, и для нормально функционирующего предприятия такая отсрочка не нужна. Ведь период «импорт – продажа» или «покупка – продажа», как правило, короче периода «импорт – возмещение из бюджета» или «покупка – возмещение из бюджета»;
Б) для импортеров можно предусмотреть отсрочки платежа НДС в бюджет или другие способы регулирования уплаты НДС при импорте;
В) предлагаемые изменения позволяют не включать в расчет суммы налоговых обязательств по НДС суммы НДС, полученные в виде авансов (предоплаты) за продукцию, услуги. Это позволит в значительной мере компенсировать потери субъектов хозяйствования от полного отказа возмещения НДС из бюджета.
3. Возникают определенные нюансы с применением предложенных изменений в Налоговый кодекс Украины (НКУ). Например, при покупке налогоплательщиком товаров, работ или услуг у неплательщика НДС, в случае использования приобретенных товаров, работ или услуг в нехозяйственной деятельности налогоплательщика и в других ситуациях. Сейчас эти ситуации урегулированы в НКУ особыми правилами, и в новой редакции НКУ эти ситуации тоже должны быть урегулированы особыми правилами.
А теперь – проверим себя
Как будут определяться налоговые обязательства после внесения указанных изменений? Напомню, мы приобрели сырье, материалы и т.д. 120 000,00 грн., в том числе 20 000,00 грн. НДС. Теперь вся эта сумма, согласно новой редакции НКУ (см п. 200.1.1 петиции), включается в себестоимость реализованной продукции, которую мы реализовали за 180 000,00 грн. Причем вся эта сумма 180 000,00 грн., вместе с 30 000,00 грн. НДС, согласно новой редакции НКУ (см. п. 200.1.2 петиции), включается в налогооблагаемый доход. Определяем базу, то есть добавленную стоимость: 180 000,00 грн. – 120 000,00 грн. = 60 000,00 грн. Это те самые 40 000,00 грн. начисленной зарплаты и ЕСВ, 10 000,00 грн. чистой прибыли владельца и 10 000,00 грн. НДС. Определяем налоговые обязательства по НДС, в соответствии с требованиями новой редакции НКУ: 60 000,00 грн. х ((100% + 20%) / 20%) = 60 000,00 грн. / 6 = 10 000,00 грн. Как видим, результаты не изменились по всем показателям.
Это естественно, ведь и ставка налога, и объект налогообложения не изменились. Изменился только порядок определения базы налогообложения и расчета суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет. Предлагаемые изменения не требуют менять договоры и цены. В таможенных, бухгалтерских и других документах НДС по-прежнему будет указываться в том же порядке, то есть будет определяться от цены продажи. При этом уже не будет никакого возмещения (возврата) НДС из бюджета и никаких налоговых накладных.
Почему предлагаются именно такие изменения?
Обратите внимание на то, какие меры администрирования и контроля сейчас используют фискалы. Они настолько масштабны, что трудно представить что-то более эффективное и мощное.
Как в таких условиях, когда у фискалов имеется вся документация по НДС по каждому плательщику НДС и они могут проверить всех его поставщиков и покупателей вплоть до «десятого колена», когда каждому возмещению предшествует налоговая проверка, может ли произойти незаконное возмещение НДС? Ответ очевиден. Проблема не в системе администрирования и контроля, а в самих налоговиках.
Поэтому никакое усиление администрирования и контроля НДС не нужно и бесполезно. Тем более, когда этим занимаются те, кто является причиной всех бед.
Что касается отказа от оформления налоговых накладных. С 2015 года данные бухгалтерского учета законодательно признаны фискалами. Все операции купли-продажи отражаются в бухгалтерском учете, в его первичных документах, с выделением отдельной строкой НДС. Все безналичные платежи фиксируются банковскими документами, а большинство наличных расчетов оформляется с применением кассового аппарата, и сфальсифицировать их очень сложно.
То есть вся необходимая фискалам информация есть и документально подтверждена. Зачем же еще и оформлять налоговые накладные, которые не являются полноценным документом? Почему для определения обязательств налогоплательщика по налогу на прибыль данных бухгалтерского учета достаточно, а для НДС – нет?
Отказ от налоговых накладных рано или поздно произойдет. Так зачем же ждать, когда будет слишком поздно? Лучше это сделать сейчас.
Валерий Карев
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас