Артем Ковбель: нефть vs электричество. Как электрокары изменят нефтяной рынок? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Артем Ковбель: нефть vs электричество. Как электрокары изменят нефтяной рынок?

Энергетика
2191
Экспертов в данном вопросе условно можно разделить на две группы: «оптимисты» и «пессимисты».
Первые уверены, что уже через десять лет начнется эпоха электрокаров, а цены на нефть упадут чуть ли не до $10 за баррель.
По мнению вторых, появление электрокаров вообще не повлияет на нефтяной рынок, как минимум, ближайшие лет 50. Где же истина? Скорее всего там, где чаще всего оказывается, – где-то посередине.
Прогнозы прогнозам рознь
Концерн «Volkswagen Group» к 2025 году планирует расширить долю электрических авто в своих продажах до 25%, а «Renault-Nissan-Mitsubishi» – до 30% к 2022-му. О подобных намерениях заявила и японская «Toyota».
Если эти три гиганта выполнят план, то рынок через 10 лет буквально завалит электрокарами. Причем еще и доступными по цене, если верить прошлогоднему исследованию Bloomberg New Energy Finance (BNEF).
Его авторы объясняют удешевление автомобилей с электрическим двигателем падением цен на зарядные батареи.
В 2016 году их стоимость снизилась на 35% и, по мнению аналитиков, продолжит снижаться дальше. По прогнозу авторов BNEF, цена электрических авто сравняется со стоимостью обычных уже через шесть лет.
В то же время ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) приводит совершенно другие цифры. По ее подсчетам, доля продаж электромобилей к 2040 году составит лишь 1% всей мировой экономики. С этим согласен и СЕО крупной североамериканской нефтяной компании ConocoPhillips Райян Лэнс. Он считает, что электромобили не будут значительно влиять на экономику в ближайшие 50 лет.
Конечно, нежелание нефтяников верить в скорый приход эры экологичного транспорта можно понять: для них ее наступление означает закат бизнеса. С другой стороны, они не так уж неправы в своей оценке.
Новая энергия – новые вызовы
Переход на новый вид транспорта – задача сама по себе сложная и очень масштабная. Она требует изменений в привычной инфраструктуре, а в каком-то смысле – и изменений в мировоззрении граждан.
Люди должны привыкнуть ездить по-новому. В странах Запада с этим легче – там тема экологичного транспорта развивается давно, да и электрокары на дорогах уже не редкость. Этому в немалой степени способствуют местные правительства. В переходе на электрокары они видят хороший способ борьбы с загрязнением окружающей среды, поэтому активно стимулируют к соответствующим покупкам своих граждан, выдавая им гранты и снижая налоги.
Но мы говорим об активно развивающихся государствах. Иначе дела обстоят в менее развитых странах Африки, Юго-Восточной Азии. В большинстве из них практически отсутствуют условия для использования электротранспорта как на законодательном уровне, так и уровне инфраструктуры.
Из-за этого, а также из-за удешевления цен на нефть спрос на автомобили с бензинным двигателем в таких странах, наоборот, будет расти. Это уже подтвердило недавнее исследование Международного энергетического агентства.
Кроме того, переход на новый вид транспорта, что логично, потребует много электроэнергии. Сейчас, кроме атома, для этих целей используется уголь, нефть и мазут.
Самый дешевый из них – это уголь, но если предположить, что электрокары заполонили рынок и нефть из-за этого упала в цене, то автоматически именно она становится наиболее выгодным сырьем для производства электричества.
Наконец, есть проблема с электрическими батареями. Во-первых, их производство еще несовершенно. В будущем нам обещают создание сверхлегких аккумуляторов на основе графена и максенов, способных долго держать заряд. Но когда конкретно они появятся, неизвестно.
Пока приходится довольствоваться более громоздкими аналогами, которые существенно увеличивают массу автомобиля и не способны без подзарядки поддерживать работоспособность двигателя дольше нескольких часов.
Во-вторых, есть проблема с утилизацией пришедших в негодность батарей. Просто выбросить их нельзя, поскольку они содержат в себе токсичные вещества. Необходима продуманная и безопасная система переработки таких аккумуляторов, но вот ее как раз-таки еще не придумали. Хотя ученые активно работают в этом направлении.
Так «рухнет» ли рынок нефти?
Пока на этот вопрос трудно дать четкий ответ. С одной стороны, скорый расцвет эпохи электрокаров ожидают во многих развитых странах мира и уже готовятся к этому. И он однозначно настанет.
Но едва ли новые автомобили заполонят рынок быстро и сразу. Скорее всего это будет постепенный переход. А значит, и потребность в нефти не исчезнет сразу.
Пожалуй, наибольшая опасность ситуации кроется в том, что правительства многих стран форсируют переход на новые виды транспорта.
В США, Европе ужесточаются законы, в первую очередь, связанные с охраной окружающей среды, что вынуждает автопроизводителей увеличивать долю электрокаров в своих продажах несмотря на то, что сама технология еще не «объезжена» до конца. Об этом, в частности, неоднократно высказывался глава компании Toyota Такеши Учиямада.
По его мнению, необходимы еще по меньшей мере два-три технических прорыва, чтобы электрокары смогли по своим возможностям полностью сравниться с традиционными автомобилями.
Бизнесу не стоит расслабляться
Пусть с рынком электромобилей не все так просто, он все же будет продолжать развиваться, оказывая заметное влияние на другие сферы экономики. Например, на рынок цветных металлов. Последние существенно вырастут в цене, ведь их (а точнее, никель, кобальт и медь) активно используют в производстве аккумуляторов для электрокаров.
Не стоит забывать, что во многих странах покупателям предоставляются особые скидки на покупку электрокаров. В скором времени они могут появиться и в Украине, соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде.
Опять же, экотранспорт – это тренд. Он привлекает внимание потребителя уже тем хотя бы, что гарантирует безопасность для окружающей среды. Поэтому очень выгодно сейчас развивать услуги, связанные с электрокарами. Например, в Украине уже появились «зеленые» службы такси. Клиентов они развозят исключительно в автомобилях с электродвигателем.
Также весьма актуально создание элеткрозаправок: их в Украине мало и не хватает даже для того незначительного числа электрокаров, которое уже ездит по отечественным дорогам. Компаний, разрабатывающих зарядные станции для электрокаров, у нас тоже пока мало. Иными словами, ниша свободна, есть смысл за нее побороться, учитывая ее будущий потенциал.
Артем Ковбель, партнер Kreston GCG
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас