354
Артем Ковбель: быть или не быть. Насколько правильна действующая система распределения дотаций аграриям?
— Аграрный рынок
Система распределения дотаций аграриям вызвала неоднозначную реакцию среди самих же аграриев. Особенно людей возмутил тот факт, что больше всего денег получает самый успешный агробизнес Украины – «Мироновский хлебопродукт».
Многие объясняют это тем, что его владельцу Юрию Косюку таким образом выражается «благодарность» за службу, ведь не так давно он занимал должность зампредседателя Администрации Президента.
Аргумент в условиях украинской реальности, конечно, убедительный. Но едва ли его можно назвать единственным.
Дотации аграриям: логика распределения
На этот год украинским бюджетом предусматривается выделение 4 774,3 млрд грн на поддержку АПК.
За первое полугодие аграриям выплатили 1,91 млрд грн дотаций, из них 809 млн грн, то есть большую часть, получила компания «Мироновский хлебопродукт», работающая в двух аграрных сегментах – растениеводство и птицеводство.
При этом ее собственная чистая прибыль за последние 9 месяцев составила 210 млн долларов – это больше, чем у подавляющего большинства украинских аграрных компаний.
Еще 141 млн грн получил птицеводческий агрохолдинг «Авангард». Остаток денег разделили между другими производителями.
Меньше всего выплат досталось компаниям, занятым в сегменте животноводства и садоводства – традиционно отстающих в Украине по показателям прибыли, если сравнивать с растениеводством и птицеводством.
Такое распределение дотаций кажется нелогичным. Ведь такие выплаты изначально проводятся для того, чтобы стимулировать развитие убыточных и отстающих предприятий. А у нас получается все наоборот. Возникает вопрос: почему?
Конечно, можно сказать, что во всем виновата коррупция. Тот факт, что Юрий Косюк, основатель и владелец «Мироновского хлебопродукта», обладает связями в высших эшелонах власти и даже сам совсем недавно занимал высокий пост, действительно, что называется, бросает тень на плетень.
Да и владеющий холдингом «Авангард» Олег Бахматюк тоже с украинской политической элитой знаком не понаслышке: в свое время он был заместителем председателя правления НАК «Нафтогаз Украины».
Вывод о коррупционных схемах в такой ситуации напрашивается сам собой. Но, кроме того, есть и другое объяснение.
За что боролись…
Давайте рассмотрим, как сейчас работает система распределения дотаций аграриям. А работает она достаточно просто.
Для начала аграрные компании должны подать заявку о желании получать дотации в Фискальную службу. Принимаются заявки только от тех предприятий, которые не менее 50% сельскохозяйственной продукции производят самостоятельно. При этом более половины их прибыли должна составлять выручка от реализации первичной сельхозпродукции.
Сформированный список подается в Казначейство. Там анализируют платежеспособность всех кандидатов, а точнее – выплачиваемые ими суммы НДС в госбюджет. На основании этого высчитывается и сумма дотаций. Компании, дающие высокий НДС, получают больше дотаций, и наоборот.
Такой подход во многом действительно хорош. Хорош своей прозрачностью, о чем неоднократно заявлял ряд политиков и экспертов от премьер-министра Владимира Гройсмана до главы совета Палаты налоговых консультантов Ольги Богдановой.
Во-первых, он лишает представителей теневого бизнеса возможности «перехватить» государственные выплаты.
Во-вторых, этой возможности теперь лишены компании, не относящиеся напрямую к аграрному сектору (хлебопекарные заводы, например, которые не производят сами сельхозпродукцию, а перерабатывают ее), а также предприятия, занятые в производстве зерновых.
Последние официально исключены из списка кандидатов на получение дотаций по причине того, что не нуждаются в господдержке. И наконец, весь процесс распределения денег теперь менее привязан к решениям чиновников, которых можно купить. Решающим фактором являются экономические показатели предприятия.
К сожалению, прозрачность системы еще не делает ее хорошей. В данном случае все портит подсчет по НДС.
Такой подход выгоден исключительно для тех сфер сельского хозяйства, которые и без господдержки неплохо выживали. Речь идет о птицеводстве, занимающее в Украине второе по прибыльности место после растениеводства. Показатели прибыли птицеводческих компаний стабильно высокие, поэтому и налог на добавленную стоимость они платят высокий.
Таким образом правительство просто хочет в первую очередь поддержать тех, кто дает в бюджет больше всего денег, наполнив его как можно скорее, а не ждать, пока менее прибыльные бизнесы встанут на ноги и начнут давать высокий ВВП.
С точки зрения бизнеса такой подход логичен: инвестировать всегда нужно в прибыльное дело, а не в то, которое, того и гляди, загнется.
Но в данном случае речь идет не о частных инвестициях, а о государственных. Поэтому не факт, что бизнес-подход в данном случае будет 100% правильным решением.
Большинство экспертов по аграрным рынкам все же настаивают на изменении текущей системы. В качестве альтернативы предлагают высчитывать дотации из разницы между налоговыми обязательствами сельхозпроизводителей и налоговым кредитом. Такой подход действительно позволит выдавать дотации более равномерно, а главное – с учетом сезонности.
Последний момент, к слову, существующая система распределения дотаций также не берет во внимание.
Специфика работы птицеводов построена таким образом, что они могут продавать свой товар круглый год, в то время как садоводы и овощеводы первые полгода только готовятся получить урожай, продавать который они будут только во втором полугодии.
Отсюда разница в их доходах, а значит и в суммах полученных дотаций.
Артем Ковбель, партнер Kreston GCG
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью