Обойти ProZorro. Как коррупционеры учатся "схемам" по-новому
Дело “Трейд Коммодити”, в рамках которого топ-чиновников министерства обороны задержали по подозрению в растрате почти 150 миллионов гривен при закупке топлива, стало самым громким за долгое время коррупционным скандалом в сфере государственных закупок. Этот скандал вновь привлек внимание к госзакупкам как коррупционному клондайку в Украине, который никак не удается ликвидировать. Немалые надежды в этом смысле возлагались на систему закупок ProZorro. И хотя конкретно в случае “Трейд Коммодити”, как отметил первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов, тендер проводился еще не в ProZorro, все же скептики, констатируя недостаточные успехи в преодолении коррупции в госзакупках, не забывают выразить и свое разочарование новой системой. И поводов для этого более чем достаточно. В украинских медиа регулярно появляются новые свидетельства того, как чиновники и связанный с ними бизнес находят все новые способы обойти ProZorro и обогатиться за счет государственных денег.
Например, еще летом 2016 года, по данным Transparency International Ukraine, 13,8 процента закупок столичных медицинских учреждений осуществлялось непрозрачно. Среди наиболее показательных случаев исследование упоминало закупку Киевским городским онкологическим центром 50 “устройств с держателем и насадкой”, которые обошлись в почти 2,5 тысячи гривен за одну штуку. Правда, позже выяснилось, что речь шла об обычных швабрах. Но подобные злоупотребления характерны не только для медицины. СМИ регулярно пишут о различных аферах с государственными закупками в самых разных областях, от закупки оборудования для железнодорожников до постельного белья для учреждений образования.
Врагам – закон
Александр Соколовский, владелец компании “Текстиль-Контакт”, регулярно участвующий в тендерах на поставку государственным предприятиям тканей, может назвать десятки схем, с помощью которых его конкуренты вместе с чиновниками обходят ProZorro. Среди наиболее распространенных – изменение цены уже после подписания контракта с помощью дополнительных соглашений, что напрямую не является нарушением закона. Таким образом в тендере побеждает действительно выгодное предложение. Правда, таковым оно остается лишь на короткий промежуток времени до подписания дополнительного соглашения. По наблюдениям Соколовского, государственные закупки уже после тендера нередко переживают повышение цены.
Также популярным является внесение в условия тендера таких требований, которые может выполнить только заранее знакомый с ними человек – от максимально нечеткой спецификации нужного товара, вроде “устройств с держателем и насадкой”, до нереалистичных сроков поставок в несколько дней и требований предоставить справки и сертификаты, которые физически невозможно успеть оформить до даты проведения торгов. “В целом это сводится к максиме: друзьям – все, а врагам – закон”, объясняет Соколовский, по словам которого при желании чиновники всегда найдут возможность формально объяснить свои действия необходимостью соблюдать букву закона.
Обходной путь
Подобные нарекания бизнеса подтверждают и эксперты. Так, исполнительный директор Transparency International Ukraine Ярослав Юрчишин рассказывает о том, что в случаях, когда все упомянутые методы не срабатывают и государственный контракт получают не аффилированные с чиновниками бизнесмены, чиновники не брезгуют тем, чтобы заблокировать закупки в суде. Это не всегда ведет к успеху, но изнуряет неудобных конкурентов, для которых возможная выгода от победы в деле в конечном итоге может быть меньше, чем расходы на юристов.
По словам Юрчишина, один из самых наглых способов обойти ProZorro – это разбить закупку на необходимое количество частей таким образом, чтобы каждая из них не превышала пороговой суммы в 200 тысяч гривен. Если речь идет о контракте на меньшую сумму, применять электронную систему не обязательно. “Поэтому очень часто можно увидеть сразу несколько закупок одного и того же товара или услуги, но отдельными контрактами по 199 тысяч гривен”, – говорит эксперт. По его словам, иногда можно увидеть случаи, когда на эту сумму покупают один-единственный ноутбук.
Только инструмент
Но несмотря на такое разнообразие способов обойти систему электронных закупок, и бизнесмены, и эксперты видят в ее внедрении большой позитив. По словам Соколовского, главным преимуществом ProZorro является тот факт, что система позволяет видеть нарушения и дает честным предприятиям возможность бороться за государственные заказы, а государству – наказывать нарушителей. Именно таким и должна была быть задача ProZorro, отмечает Максим Нефедов: “Наша задача – выявлять нарушителей как можно быстрее”. В итоге, по словам Юрчишина, ProZorro удалось существенно снизить уровень коррупции в государственных закупках, а в тех сферах, где использование системы законодательно ограничено, например в “оборонке”, количество и масштаб сделок остаются значительно выше.
Впрочем, по мнению Соколовского, правоохранители часто пренебрегают теми возможностями, которые предоставляет система. Юрчишин подтверждает – полиция и прокуратура нечасто используют данные системы в своих расследованиях, а НАБУ не может браться за подавляющее количество злоупотреблений из-за процессуальных ограничений. “ProZorro способна показать весь процесс всех участников, но не гарантирует полное отсутствие злоупотреблений”, – уверен эксперт, по словам которого для последнего требуется также активное использование системы правоохранительными органами.
Александр Голубов
По материалам: Deutsche Welle
Поделиться новостью