Ольга Решетник: тени забытых налогов. Министерство финансов хочет отказаться от налога на прибыль. Что взамен?
Разговоры о налоге на выведенный капитал (НнВК), который должен заменить налог на прибыль, наконец сформировались в финальный текст законопроекта. Предлагаю разобраться в том, что могут означать новации от Минфина для бизнеса и почему регулятор считает, что миллиардные потери бюджета от этого того стоят.
Министерство финансов подготовило проект закона, фактически, о замене налога на прибыль, основная ставка которого на сегодняшний день составляет 18%. Заменить его предлагается налогом на выведенный капитал. Он будет применяться к нераспределенным дивидендам и приравненным к ним платежам.
Ставки налога на выведенный капитал предлагают сделать дифференцированными: 15% из операций по выводу капитала непосредственно владельцам-физическим лицам и юридическим лицам-нерезидентам (дивиденды и другие прямые выплаты в денежной и натуральной форме, даже если они не оформлены как дивиденды), при этом ставка налога на доходы и налога на прибыль нерезидентов составит 0%, и 20% из операций, которые приравниваются к выводу капитала.
Также законопроектом, в частности, предусматривается изменение методологических подходов налогообложения процентов за пользование кредитом, получаемых у нерезидентов. Плательщики, у которых совокупный размер полученных у нерезидентов кредитов превышает размер собственного капитала более чем в 1,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, ведущих исключительно лизинговую деятельность, – более чем в 5 раз), считаются связанными лицами с такими нерезидентами и сумма таких процентов облагается по ставке 5%.
По ставке 20% облагается сумма процентов, выплачиваемых нерезидентам, в случае, если такой нерезидент зарегистрирован в низконалоговых юрисдикциях и в случае уплаты процентов нерезиденту, если сумма привлеченных от него кредитов (займов) превышает собственный капитал более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, ведущих исключительно лизинговую деятельность, – более чем в 5 раз).
При этом к приравненным к дивидендам платежам, выплаты по которым будут облагаться по ставке 20% включены, в частности, следующие операции:
- Бесплатное предоставление имущества неплательщику НнВК;
- Инвестиции в уставный капитал неплательщиков НнВК (с правом уменьшения налога);
- Выплата роялти в отдельных случаях, в суммах превышения лимита;
- Доначисления по ТЦУ;
- Приобретение товаров и услуг у связанных лиц, использующих упрощенную систему налогообложения;
- Выплата финансовой помощи неплательщику НнВК, не возвращенного в течение 12 месяцев (с правом уменьшения налога);
- Выплаты в рамках договоров страхования или перестрахования в пользу страховщиков нерезидентов (в некоторых случаях).
Вокруг введения налога сейчас идет много дискуссий. Все понимают, что реализация норм законопроекта мгновенно приведет к потерям бюджета. По подсчетам Минфина, в 2018 году реализация этого законопроекта может сформировать потери госбюджета в размере 26,0 млрд грн и 5,4 млрд – из местных бюджетов.
Из плана выполнения бюджета 2017 за январь-август, опубликованного Государственной казначейской службой, можно увидеть, что доходы от налога на прибыль составляют 52 038 169 220,38 грн, что составляет 10,93% налоговых поступлений и 8,99% общих доходов бюджета без учета межбюджетных трансфертов.
Есть два возможных пути компенсации бюджетных потерь: значительное повышение ставок налогов и сокращение расходов. Минфин выступает категорически против повышения ставок налогов и считает единственным путем для поиска компенсаторов сокращение государственных расходов и более эффективное использование бюджетных средств. Однако, какие конкретно статьи расходов рекомендуется сократить, пока не предложил.
Тени станет меньше?
Сама идея налога на выведенный капитал для улучшения инвестиционного климата в Украине довольно привлекательна, и за 5 лет, по оценкам Украинского Института Будущего, совокупный объем только внутренних дополнительных инвестиций в экономику составит 500-600 миллиардов гривен или $15-20 миллиардов. Инвестиции станут драйвером роста экономики Украины, и дополнительный прирост реального ВВП Украины в перспективе 5 лет составит от 0,8% до 1,9% в год.
В то же время, законопроект содержит ряд предохранителей от скрытого вывода капитала, например, через популярную в Украине схему – связанных ФЛП, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. В соответствии со ст. 1371 законопроекта, выплата, производимая в денежной форме и/или отличной от денежной форме в связи с приобретением товаров, работ, услуг у неплательщика налога – связанного лица, находящегося на упрощенной системе налогообложения – приравнивается к операциям по выводу капитала и ее предлагается облагать по ставке 20%. Эта же статья содержит и другие операции, которые приравниваются к выводу капитала и за которые плательщикам налога на выведенный капитал придется заплатить 20%. Например, столько придется заплатить государству за выплату процентов по долговым обязательствам субъектам, зарегистрированным на юрисдикциях, в которых ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог или подобный или по сути аналогичный налог) составляет 13% или ниже.
Казалось бы, эти и другие нормы предложенного Минфином документа – теоретически, должны препятствовать минимизации налогов и сократить теневые обороты. Но сможет ли наша страна, находясь в тяжелом экономическом положении, достойно встретить новые вызовы? Сможет ли бизнес отказаться от старых привычек и начать выплачивать дивиденды официально, а не выводить через расходы предприятия? Сможет ли фискальная вертикаль отказаться от массовых проверок и надуманных доначислений, возвращая украинский бизнес к ужасам налогового учета во времена Закона «О налоге на прибыль»?
В завершение хочу отметить, что инициатива Минфина – это мощный вызов для каждого отдельного бизнеса и его владельцев. Уберечь бизнес от лишних претензий фискалов и расходов на покрытие этих претензий сможет только комплексный подход к налоговому планированию, который учтет анализ контрагентов на предмет соответствия новым требованиям и будет предусматривать постоянный мониторинг изменений в налоговое законодательство и нормативно-правовые акты. Помочь бизнесу справиться с этим вызовом, думаю, сможет институт налоговых консультантов, который становится все популярнее.
Ольга Решетник, советник налоговой практики Адвокатского объединения «ЮФ «Ario»
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью