Кто бы это ни был. Чего ждут финансисты от нового главы Нацбанка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кто бы это ни был. Чего ждут финансисты от нового главы Нацбанка

Казна и Политика
646
Формальным главой НБУ остаётся Валерия Гонтарева. С 11 мая и по сей день она в отпуске. Впрочем, как уверяют в Нацбанке, Гонтарева никак на ситуацию не влияет и к исполнению обязанностей не вернётся. Это понять нетрудно. Финансисты предпочитают говорить об экс-главе НБУ либо хорошо, либо вообще никак. Простым же украинцам эпоха Гонтаревой запомнилась прежде всего троекратной девальвацией гривны, “банкопадом” и скандалами вокруг банков “Михайловский”, “Хрещатик”, Платинумбанк и многих других. Недовольные до сих пор устраивают пикеты перед НБУ.
Недавно глава финансового комитета ВР Сергей Рыбалка обратился к президенту с просьбой как можно скорее назначить нового главу НБУ. Среди наиболее вероятных кандидатур чаще всего называют предправления Райффайзенбанка Аваль Владимира Лавренчука, нынешнего и.о. главы НБУ Якова Смолия и экс-предправления ПриватБанка Александра Шлапака. Уже около года ходят разговоры и о том, что в НБУ может вернуться Арсений Яценюк. Несмотря на неоднозначную репутацию, у него неплохой профессиональный бэкграунд.
Впрочем, финансистов больше интересует не личность главы НБУ, а его действия. Поэтому Фокус выяснил у топов крупнейших банков, отраслевых объединений и авторитетных экономистов, чем, на их взгляд, должен заняться новый хозяин кресла в Нацбанке.
Контролировать инфляцию
Период руководства Нацбанком Валерией Гонтаревой запомнится украинцам двузначной инфляцией. В 2015 году этот показатель достиг угрожающего значения в 43,3%, но уже в 2016-м снизился до 12,4%. В последующие несколько лет в НБУ обещали обуздать инфляцию до значений, комфортных для экономики и граждан.
НБУ начал работать в режиме инфляционного таргетирования, однако это длительный процесс, и сейчас важно его продолжать и совершенствовать”, — говорит председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач. Речь идёт о политике регулятора, которая нацелена на сохранение ценовой стабильности, а не на удержание курса национальной валюты, как это практиковалось ранее.
Как объясняет заместитель директора Центра экономической стратегии (ЦЭС) Мария Репко, новому главе НБУ нельзя допустить накопления новых дисбалансов текущего счёта, финансируя их посредством долгов и сжигания золотовалютных резервов, тогда как равновесие такое шаткое, а резервы не покрывают импорт и краткосрочные внешние долги государства.
Да и установленный на 2017 год целевой диапазон инфляции (8% +/- 2 п.п.) удержать будет непросто. В НБУ признают, что инфляция с лета идёт выше прогнозируемой траектории. Борьба с ней станет главным вызовом для нового главы НБУ.
Разобраться с госбанками
Одним из итогов пребывания Валерии Гонтаревой на посту главы НБУ стало доминирование доли государства на банковском рынке. К этому привела национализация крупнейшего банка страны — ПриватБанка в декабре 2016 года. Как утверждает директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова, рыночная доля государства может ещё больше увеличиться, если депутаты поддержат законопроект №6061, который фактически открывает перед Укрпочтой двери на банковский рынок.
“Национализация ПриватБанка была неизбежным шагом, но сейчас очень важно начать процесс реструктуризации и приватизации госбанков, играющих слишком большую роль в экономике Украины”, — оценивает ситуацию глава Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Иван Миклош. Напомним: кроме национализированного ПриватБанка в собственности государства находятся Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк.
Снижение доли госсобственности в банковском секторе — задача не из лёгких. “Было сказано много слов о стратегии, о специализации, о приватизации, но пока всё выглядит как сохранение статус-кво, без какого-то внятного вектора развития”, — говорит СЕО “Альфа-Групп в Украине” Иван Свитек. По его мнению, установление каких-либо особых правил и преференций для отдельных банков — огромный шаг назад в развитии финансового рынка. Между тем после национализации ПриватБанка в Украине для доминирующих на рынке госбанков ввели стопроцентную государственную гарантию вкладов населения, тогда как вкладчикам частных банков компенсируют не более 200 тыс. грн.
В наследство от Гонтаревой новому главе НБУ достанется и неурегулированный спор с бывшими акционерами ПриватБанка. Напомним, экс-глава НБУ и аудиторы Ernst&Young называют различные суммы инсайдерских кредитов в финучреждении. Гонтарева настаивает на цифре около 150 млрд грн, тогда как аудиторы подтверждают лишь около 9 млрд грн инсайдерского кредитования. Учитывая, что Нацбанк при оценке размера кредитов, выданных связанным лицам, использовал собственную методологию, отличающуюся от признанных во всём мире стандартов бухгалтерской отчётности, доказать правоту в суде НБУ будет непросто. И первые процессы по ПриватБанку — тому подтверждение.
Понравиться чиновникам МВФ
Опрошенные Фокусом эксперты напоминают: Нацбанк остаётся одним из ключевых звеньев в коммуникациях между Украиной и Международным валютным фондом. А, как отмечает Иван Свитек, активизация сотрудничества Украины с МВФ очень важна для повышения уверенности внешних инвесторов и кредиторов в перспективах страны.
Необходимость эффективных коммуникаций с представителями главного кредитора в лице МВФ не исчерпывается имиджевой составляющей. Елена Коробкова предупреждает, что без финансовой помощи от доноров, за счёт которой пополняются золотовалютные резервы НБУ, валютный рынок может вернуться к состоянию 2014–2015 годов.
Поэтому новому главе Нацбанка придётся научиться говорить с чиновниками МВФ на одном языке. Цена вопроса — $4,5 млрд, которые Украина должна получить до конца года. Однако продолжение сотрудничества с фондом зависит не только от НБУ, но и от способности других госорганов выполнять взятые на себя обязательства.
Услышать рынок и договориться с депутатами
Искусство коммуникаций потребуется новому главе НБУ не только для переговоров с миссией МВФ. Участники рынка ждут от него содержательного диалога и понятных сигналов. “Рынок устал получать от регулятора “чёрные метки”, оставшиеся банки хотят услышать чёткий посыл: чистка рынка закончена, созданы единые правила игры для всех без исключения, выполняйте утверждённые требования и спокойно работайте на перспективу”, — говорит Елена Коробкова.
Впрочем, куда большим источником напряжения для нового руководителя НБУ, вероятно, станут взаимоотношения с депутатами. По крайней мере до следующих парламентских выборов, которые запланированы на 2019 год.
Как рассказал Фокусу Иван Свитек, за последние годы накопилось много законодательных инициатив относительно банковской системы и финансового рынка, которые так и не приняты в парламенте, тогда как вопросы, касающиеся защиты прав кредиторов или урегулирования валютной ипотеки, нужно было решить “ещё позавчера”.
Елена Коробкова объясняет сложившуюся ситуацию тем, что парламентарии, в числе которых немало должников банков, попросту саботируют принятие необходимых и крайне важных законов. В связи с этим участники рынка ставят перед новым главой НБУ сложную задачу побороть сопротивление депутатов. Это говорит в пользу кандидатуры, уже имеющей опыт работы в НБУ.
Дать свободу финансовым потокам и привлечь инвесторов
Украинский финансовый рынок пока вряд ли можно назвать свободным. Многие ограничения регулятор был вынужден принять в разгар кризиса 2014–2015 годов, чтобы остановить девальвацию гривны и вывод капитала из Украины. Некоторые чрезвычайные меры уже успели отменить, некоторые по-прежнему действуют. Поэтому новому главе НБУ придётся позаботиться об отмене отживающих ограничений для создания в Украине действительно свободного рынка капитала.
Как отмечает Мария Репко, в случае принятия Верховной Радой Закона “О валюте” НБУ должен существенно упростить экспортно-импортные операции и операции нерезидентов, а в перспективе сделать гривну свободно конвертируемой. По мнению собеседницы Фокуса, именно валютная либерализация, интеграция в европейское бизнес-сообщество и мировые финансовые рынки в перспективе позволят Украине превратиться из “пшеничной” республики в равноправного участника глобальной экономики.
По словам Репко, прямые иностранные инвестиции поспособствуют экономическому росту как через финансирование бизнеса, так и благодаря эффекту перетекания технологий, знаний, корпоративной культуры и интеграции Украины в европейское бизнес-сообщество. Однако повышение инвестиционной привлекательности потребует усилий не только со стороны НБУ. Ведь регулятор финансового рынка вряд ли может повлиять на реформирование судов, правоохранительных органов, таможни и налоговой системы, без чего иностранные инвесторы не поверят в Украину.
Не останавливаться
Как отмечает исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук, Валерия Гонтарева уже проделала основную “грязную работу”, оставив после себя налаженные процессы в Нацбанке, очищенную банковскую систему и плавающий обменный курс. “Главное, чтобы преемник ничего не поломал, — этого будет достаточно”, — поясняет Боярчук.
Какой бы неоднозначной и противоречивой ни казалась деятельность экс-главы Нацбанка, трудно не заметить, что наиболее эффективные реформы в государстве произошли именно в финансовом секторе. В числе преобразований председатель правления Укрсоцбанка Тамара Савощенко называет очистку банковского рынка, построение новой системы банковского надзора и трансформацию самого Нацбанка. К числу достижений Валерии Гонтаревой Иван Миклош также относит стабилизацию курса гривны.
Но почивать на лаврах преемнику Гонтаревой не придётся. “Чтобы все инициативы прижились, необходима скрупулёзная, постоянная работа”, — говорит председатель правления ПУМБ Сергей Черненко. Его главное ожидание от нового главы НБУ — преемственность и отсутствие кардинальных изменений в выбранной политике.
Возобновить кредитование
Если Валерия Гонтарева взяла на себя львиную долю негатива из-за инфляции и обесценивания гривны, новый глава НБУ может запомниться в связи с куда более позитивными изменениями, такими как восстановление массового кредитования экономики и граждан. В случае реализации благоприятного сценария это станет возможным уже в 2019–2020 годах.
Однако для запуска кредитования регулятору придётся изрядно постараться. “Доля неработающих кредитов в отечественной банковской системе составляет 57%, и это огромная проблема, которую ещё предстоит решить для возобновления кредитования в стране”, — констатирует Елена Коробкова.
Не прогибаться
Пожалуй, наибольшим риском для банковской системы станет появление в кабинете руководителя Нацбанка управляемой и несамостоятельной фигуры. “Глава НБУ ни в коем случае не может поддаваться политическому влиянию — будь то просьбы немного подержать курс перед выборами, монетизировать облигации внутреннего госзайма для финансирования бюджетного дефицита или прокредитовать какие-то стратегически важные предприятия или отрасли через посредничество госбанков”, — считает Мария Репко.
В истории Украины есть немало примеров того, как участие НБУ в политических играх приводило к углублению кризиса. Например, накануне Революции достоинства полностью подконтрольный тогдашней власти Нацбанк искусственно удерживал курс гривны, щедро расходуя золотовалютные резервы и накапливая дисбаланс в экономике. Следствием этого стал обвал гривны в последующие годы.
В пример можно привести и ситуацию на валютном рынке накануне парламентских выборов 2014 года. Тогда Нацбанк в ручном режиме около месяца удерживал курс гривны у отметки в 12,95 UAH/USD, в то время как на чёрном рынке за дефицитный доллар давали около 15 UAH/USD. После избрания парламентариев от подобной практики отказались, и теперь курс национальной валюты регулируют рыночные механизмы. Следующие президентские и парламентские выборы должны состояться в 2019 году. Поэтому Тамаш Хак-Ковач считает основной задачей нового руководителя НБУ отстаивать и сохранять независимость Нацбанка от политики.
Мария Бабенко
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас