"Автодемпинг" утомил наши страховые компании


Татьяна Очимовская

Повышение цен на автокаско, проведенное большинством страховых компаний в конце прошлого — первой половине текущего года, задело лишь сегмент прямого страхования физических лиц, и отчасти — юридических. В то же время в секторе страхования кредитных авто цены до сих пор остаются стабильными, и зачастую — неоправданно низкими. По прогнозам страховщиков, такая ситуация продлится недолго.

Перспективный рынок

Страхование авто, приобретаемых по кредитным программам, составляет наиболее значительную долю рынка автострахования, и темпы роста этого сегмента ежегодно увеличиваются. Поскольку одним из условий предоставления кредита под покупку авто является страхование полного каско транспортных средств, платежи от новоиспеченных владельцев машин поступают в страховые компании с завидной регулярностью. Между тем конкуренция на этом сегменте уже достигла своей пиковой точки. Ведь помимо стабильности поступлений работа на рынке кредитного автострахования дает страховщикам шанс расширить удельный вес в своих портфелях клиентов-граждан. До сих пор эта ниша осваивалась довольно вяло — еще пару лет назад страховщики делали ставку на работу с юридическими лицами. А поскольку рынок предприятий, имеющих обширные автопарки, не бесконечен, страховщикам волей-неволей пришлось осваивать нишу физлиц, в чем им немало помогают банки. Правда, за «оптовые поставки» клиентов компаниям приходится расплачиваться с банкирами более низкими тарифами по страхованию залоговых авто. «В настоящее время цены на страхование кредитных машин колеблются в рамках от 4,5 до 5%. Это достаточно низкие тарифы, учитывая, что физлица — очень рискованная категория. Однако стремясь расширить эту нишу, а также благодаря очень высокому уровню конкуренции в этом сегменте, компании до сих пор удерживали цены», — говорит страховой брокер Ибрагим Габидулин (ЧП «Дедал»).

Убытки растут

Впрочем, делать это страховщикам становится все труднее, тем более что удельный вес страхования кредитных авто в портфелях серьезных компаний постоянно растет. У некоторых страховщиков он уже достигает 50% и более. При этом адекватными темпами растут и выплаты. И если после повышения цен на прямое страхование компаниям удалось несколько скорректировать свою убыточность по небанковскому страхованию, убыточность кредитного автокаско у некоторых страховщиков уже начинает зашкаливать за допустимую планку. «Рост выплат в автостраховании постепенно опережает рост платежей. Что касается уровня убыточности, то он выше для транспортных средств, приобретенных с использованием банковского кредита, и составляет около 75%. Для остальных автомобилей, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам, уровень убыточности колеблется в рамках 60–65%», — отмечает начальник отдела андеррайтинга и методологии страхования автотранспорта МСК «Надра» Леонид Киперман. Данный факт, помимо заниженных тарифов, эксперты объясняют несколькими факторами. Во-первых, в кредит покупаются в основном дорогие иномарки, ремонт которых на фирменных СТО выливается страховщикам в кругленькую сумму. Во-вторых, срабатывает чисто психологический фактор: клиенты, покупающие авто в кредит, чувствуют себя их собственниками не в полной мере, а потому зачастую относятся к таким авто не столь бережно, как к своим. Кроме того, страхование залоговых авто предполагает «поток», в котором нередко оказываются, например, водители с небольшим стажем или вообще без такового. При обычных условиях компании страхуют их под довольно высокий тариф, а то и вообще отказывают им в заключении договора.

Ситуацию отчасти спасают некоторые уловки для выравнивания убыточности, к которым прибегают компании для ее уменьшения. Так, например, одни страховщики устанавливают по страхованию кредитных авто более высокие франшизы (то есть суммы ущерба, которые клиент должен оплачивать самостоятельно), другие — прописывают ограничения по выплатам для водителей-новичков и т. д. Как правило, беспечные покупатели, стремящиеся как можно быстрее получить вожделенное средство передвижения, уделяют мало внимания изучению условий договоров и начинают в них вчитываться лишь после того, как происходит ДТП. В процессе же покупки полиса главным фактором остается размер тарифа.

Страховки будут дорожать

Между тем, по прогнозам участников рынка, демпинг в секторе кредитных авто едва ли продлится долго. «Банковские продажи автокаско будут развиваться и в дальнейшем, но если они займут чересчур большое место в портфеле страховых компаний и убыточность будет повышаться такими же темпами, страховщики будут вынуждены повышать тарифы. Ведь привлекая сегодня клиентов за счет более низких цен, страховщики в самом ближайшем будущем столкнутся с убыточностью, превышающей разумные пределы», — прогнозирует Леонид Киперман из МСК «Надра». Причем эксперты предвидят, что данная тенденция не обойдет и кэптивные банковские компании, в чьих портфелях договоры по кредитным авто занимают достаточно высокий процент.

Однако, по мнению страховщиков, цены и по остальным направлениям автострахования еще не зафиксировались окончательно. Поэтому компании не исключают, что, подведя итоги текущего года, уже в начале следующего они снова возьмутся за повышение тарифов. «Скорее всего, украинский рынок автострахования будет развиваться по тому же сценарию, что и российский. Если еще недавно там были тарифы, как у нас, на уровне 5–8%, то сегодня цены на автокаско в России варьируются в пределах 10–12%. Думаю, что и у нас все идет к этому», — делится начальник отдела страхования транспортных рисков СК «ВЕСКО» Роман Лазаренко.

Впрочем, как считают страховщики, повышение цен едва ли будет происходить резкими скачками. Большинство из опрошенных «ДС» страховщиков планирует плавное изменение тарифной политики, чтобы не слишком травмировать клиентов. «Для того чтобы обеспечить рентабельность этого бизнеса, цены на страхование кредитных легковых авто должны находиться как минимум на уровне 5,5–6%. Что касается прямого страхования физлиц, то практика показывает, что реальный тариф здесь должен составлять 7,5–9%. Поэтому, скорее всего, все серьезные компании будут понемногу, практически незаметно, но адекватно повышать цены», — говорит директор департамента транспортного страхования СК «Скайд-Вест» Сергей Парфенюк.

В качестве же компенсации большинство страховщиков планирует улучшать сервис, предлагая клиентам ряд дополнительных услуг — начиная от работы круглосуточных информационных служб и заканчивая юридической поддержкой клиентов и полным техническим ассистансом. Кстати, по прогнозам участников рынка, конкуренция в секторе автострахования теперь будет плавно перемещаться именно в плоскость сервисного обслуживания, поскольку оперировать тарифами в сторону понижения становится уже экономически небезопасным.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua