«Дюссельдорф плюс». Какая будет цена газа в следующем отопительном сезоне — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«Дюссельдорф плюс». Какая будет цена газа в следующем отопительном сезоне

Энергетика
1494
«Более двух третей жилищного фонда Украины готовы к отопительному сезону», – на днях сообщил вице-премьер – министр регионального развития Геннадий Зубко. В успешности подготовки к зиме не сомневается и премьер Владимир Гройсман: «Следующий отопительный сезон пройдем нормально, стабильно и качественно», – обнадежил страну он еще в июне на селекторном совещании по вопросам подготовки к отопительному сезону.
Техническую подготовку объектов социальной сферы в правительстве планируют завершить до 1 сентября, а жилых домов – до 15 сентября. «Подготовка к отопительному сезону проходит согласно плану-графику. Созданы региональные штабы. Уже подготовлено 80% школ, 81% детских садов и 70% больниц», – отметил вице-премьер Зубко.
Но все ли так радужно, как уверяют чиновники? Ведь предприятия теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) не имеют средств для технической подготовки к отопительному сезону. «По данным «Нафтогаза Украины» почти все предприятия ТКЭ, которые покупают газ у этой компании, являются должниками. Только у шести предприятий из 231-го нет долга, а остальные 225 – на крючке у «Нафтогаза» – компания может в любой момент арестовать их счета и никакой подготовки к зиме не будет. В прессе периодически проходит информация о таких фактах арестов, но общей статистики нет», – сообщил директор центра «Институт города» Александр Сергиенко.
«Парадокс в том, что согласно закону об усовершенствовании расчетов за теплоносители №1198, предприятия ТКЭ ни на секунду не могут у себя задерживать деньги, поступающие от населения – там транзитный счет – как только потребители заплатили, деньги сразу идут в НАК «Нафтогаз Украина». Вся накопленная задолженность – это долги населения за потребленные услуги», – объясняет Сергиенко.
Коммунально-долговой коллапс
За последние полтора года задолженность населения за теплые услуги выросла на 20 млрд грн. Если на 1 января 2016 года она была около 9 млрд грн, то на 1 июля 2017 года – 29 млрд грн «Это очевидное свидетельство того, что население не способно платить по действующим тарифам, в основе которых лежит высокая стоимость газа. Газ также «сидит» в горячей и холодной воде и водоотведении, потому что там есть составляющая стоимости электричества, которое производится преимущественно из газа», – отмечает директор «Института города». Как и большинство экспертов в области коммунального сектора, Александр Сергиенко считает, что «неадекватная тарифная политика правительства привела к росту задолженности населения за коммунальные услуги, а поэтому предприятия ТКЭ наращивают долги за газ перед «Нафтогазом». Это прямой путь к коллапсу системы, потому что не имея средств, подготовиться к отопительному сезону просто невозможно».
Что характерно, правительство – крупнейший нарушитель платежной дисциплины, так как не выплачивает в полном объеме субсидии и льготы, которые должны поступать на счета предприятий ТКЭ из госбюджета. «Главком» уже сообщал о неудовлетворительном финансовом состоянии коммунальных предприятий, обусловленном низкой платежеспособностью населения, которому в июле 2016 вдвое повысили тарифы на тепло и горячую воду, а затем на водоснабжение и водоотведение. Из-за резкого роста цены газа и электроэнергии. В результате получателями субсидий стали более половины украинских семей (почти 8 млн домохозяйств), что свидетельствует о высоком уровне бедности населения.
В то же время в государственной казне средств на субсидии не хватает: в бюджете-2017 на эти цели выделено почти 50 млрд грн, но реальные потребности гораздо больше. В мае вице-премьер по региональному развитию, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Геннадий Зубко прогнозировал потребность в субсидиях на уровне 75 млрд, а сейчас эксперты оценивают ее уже в 100 млрд грн. Совершенно очевидно, что государство не имеет достаточно ресурсов финансировать такие огромные объемы, поэтому уменьшает все социальные нормативы.
Совершенно очевидно, что подготовиться к отопительному сезону в таких условиях крайне непросто. Не решена проблема с ценой на газ для населения и предприятий ТКЭ, которые должны подписывать договоры с «Нафтогазом».
Коммунально-газовая интрига
На своем сайте «Нафтогаз Украины» разместил обращение, в котором просит Минэнергоугля опубликовать цену на газ для населения на новый отопительный сезон. «Публикация официальной цены необходима для начала договорной работы с теплоснабжающими организациями. Традиционно заключение новых договоров начинается в июле, что позволяет избежать задержек по поставкам газа в начале отопительного сезона. Ежегодно «Нафтогаз» ведет работу с более тысячи производителей тепла, которые поставляют его населению», – говорится в обращении компании-монополиста.
Вполне справедливо «Нафтогаз» отмечает, что при заключении договоров должен пользоваться ценой, которую ему устанавливает Кабинет министров в соответствии с указом №187 от 22 марта 2017 года. Этим документом Минэнергоугля обязано до 1 июля рассчитать и опубликовать этот показатель, чтобы все поставщики тепла успели заключить договоры до начала отопительного сезона. Но цена до сих пор неизвестна. Правительство не предоставляет никаких официальных объяснений по этому поводу, поэтому причины этого противостояния трактуют независимые эксперты.
Клинч между правительством и главой «Нафтогаза»
Закачки газа в подземные хранилища “Нафтогаз” осуществляет согласно утвержденному графику – до начала отопительного сезона там будет 17 млрд кубометров. «Конфликт между правительством и «Нафтогазом» – это абсурд, он подтверждает полную некомпетентность. Сегодня Кабинет министров пытается в авральном режиме корректировать формулу цены газа, чтобы потом согласовать ее с МВФ», – говорит эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
Согласно правительственному постановлению №187, расчет цены газа на период с 1 октября 2017 года до 1 апреля 2018 осуществляется до 1 июля 2017 года по определенной в этом постановлении формуле.
«Нафтогаз Украины» до 1 мая 2017 года (на отопительный сезон 2017/18) составляет прогноз объема природного газа, необходимого для формирования ресурса для бытовых потребителей, религиозных организаций и производителей тепловой энергии. Такой прогноз доводится до сведения Кабинета министров, НКРЄКУ, Минэнергоугля. И что интересно, этот прогнозный ресурс должен формироваться из газа собственной добычи, себестоимость которого в 2-3 раза ниже по сравнению с европейским. Стоит напомнить, что в 2016-м правительство установило для компании «Укргаздобыча» цену 4849 грн за тысячу кубометров (5818 грн – НДС), привязав ее к немецкому хабу NCG.
Так что новая цена газа для населения и предприятий ТКЭ, несмотря на его украинское происхождение, должна рассчитываться с учетом цены на немецком хабе NCG, недалеко от Дюссельдорфа. С 1 апреля и до 1 октября 2017 цену газа правительство оставило неизменной – 4942 грн за тысячу кубометров (без НДС, тарифов на транспортировку и распределение).
Если цена импортного паритета окажется на 10% выше по сравнению с ныне действующей ценой 4942 грн, тогда на период с 1 октября 2017 до 1 апреля 2018 года эта цифра станет новой ценой для населения и ТКЭ.
Но премьер Владимир Гройсман уже заявил в прессе, что «повышение цен на газ в следующем отопительном сезоне – не будет», тогда как руководство «Нафтогаза» настаивает на росте – якобы в соответствии с установленной правительством формулой расчета цены газа.
«Существует несколько вариантов решения этой проблемы для того, чтобы сохранить тариф на нынешнем уровне. Теперь газ разделен (на два вида – Главком) – импортный – 4 млрд кубометров, и газ собственной добычи – около 14 млрд кубометров, который используют для нужд населения. Импортный газ считается по импортному паритету плюс доставка – это та формула, о которой в «Нафтогазе» предпочитают не говорить. Стоимость собственного газа будет рассчитываться по хабу NCG, но здесь возникли вариации, – акцентирует внимание Землянский. Правительство хочет выбрать один из двух вариантов: считать цену газа для Украины такой точно, сложившейся на хабе, например там 200 долларов, то и Украина 200 долларов. Второй способ: на хабе 200, а для Украины – 200 минус транспортировка, поскольку этот газ добывается в Украине. «Второй вариант достаточно фантастический, потому что это однозначно приведет к снижению цены газа, а этого действующее правительство никогда не допустит», – убежден эксперт.
По его мнению, «если считать по первому варианту, тогда отклонение цены газа (по сравнению с ныне действующей ценой 4942 грн – Главком) на европейском хабе лишь 5%, то есть, импортный паритет вырос всего на 5% по сравнению с действующим в Украине тарифом в течение последних 12 месяцев. В таком случае правительство оставляет без изменения ныне действующую цену газа (для населения и ТКЕ- ред.) И, соответственно, выполняет свои обязательства перед МВФ».
Послесловие
Пока не ясно, каким путем пойдет правительство, хотя, как уже упоминалось, еще 1 июля оно должно было озвучить цену газа с 1 октября на предстоящий отопительный сезон 2017-2018 гг.
«В правительственном постановлении №187 четко определен алгоритм расчета тарифа на газ для населения и ТКЭ. В соответствии с этим постановлением весной «Нафтогаз» разработал финансовый план компании, подал его на утверждение в Кабинет министров – предполагалось, что цена газа возрастет на 19% – примерно до 8000 грн за тысячу кубометров (с налогами и стоимостью транспортировки). Но разгорелась дискуссия между правительством и руководством компании-монополиста на тему, кто кому сколько должен. Это полный абсурд, ведь нужно или вносить изменения в постановление №187 – с целью изменения принципа формирования тарифа на газ и это нужно будет согласовать с МВФ, ведь положения этого правительственного постановления внесены в Меморандум сотрудничества с МВФ. Или же нужно будет выполнять то, что написано в этом постановлении. Когда Гройсман говорит «мы не позволим повышать тариф на газ», это все равно, что пчелы против меда, ведь он сам это постановление подписал», – отмечает Валентин Землянский.
Слово за правительством, которое должно урегулировать эту проблему. И пока неизвестно, каких ценовых сюрпризов можно ожидать перед наступлением отопительного сезона. К примеру, цены для промышленных потребителей продолжают расти, о чем свидетельствуют данные, обнародованные «Нафтогазом» на днях.
Комментируя обыски 17 августа в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в энергетике и коммунальных услуг (НКРЭКУ), по делу о введении формулы «Роттердам+», экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко высказал пожелание, чтобы Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) начало расследовать формулу цены газа на базе немецкого хаба NCG. «Следующим шагом НАБУ нужно делать выемку документов у господина Гройсмана, который определил немецкий хаб+. Председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк четко сказал, что немецкий хаб «Дюссельдорф+» ничем не отличается от «Роттердам+». Здесь я его полностью поддерживаю», – говорит Алексей Кучеренко, подчеркивая, что главным лоббистом привязки к хабу выступил «Нафтогаз Украины», располагающий скрытым бюджетом и армией псевдоэкспертов, блоггеров и СМИ.
Не исключено, что НАБУ со временем именно этим и займется, ведь схемы «Роттердам+» и «Дюссельдорф+» базируются на энергоресурсах собственной добычи, а их продают украинцам по стоимости товара, ввезенного с европейских торговых площадок.
Выдержка из постановления КМ №187
ПАО «Укргаздобыча» и ПАО «ГАО «Черноморнефтегаз» обязаны до 1 апреля 2018 ежемесячно осуществлять продажу природного газа собственной добычи (кроме объемов производственно-технологических затрат, объемов, используемых для собственных нужд ОАО «Укргаздобыча» и ОАО «ГАО «Черноморнефтегаз», связанных с добычей, подготовкой к транспортировке и транспортировкой природного газа, а также для производства сжиженного природного газа и стабильного бензина), а НАК «Нафтогаз Украины» – приобретать такой природный газ для формирования ресурса природного газа для бытовых потребителей, религиозных организаций (кроме объемов, используемых для производства их производственно-коммерческой деятельности) и производителей тепловой энергии в рамках производства тепловой энергии с целью предоставления услуг по отоплению и подаче горячей воды населению и религиозным организациям на условиях и в порядке, которые определены настоящим Положением.
Наталка Прудка
По материалам:
Главком
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас