"Стена" на границе с Россией: коррупционные дела и нехватка финансирования — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Стена" на границе с Россией: коррупционные дела и нехватка финансирования

Казна и Политика
373
За три года Украина построила только 15 процентов “Стены” на границе с Россией. Пограничники жалуются на нехватку финансирования. Тем временем НАБУ задержало шесть человек по подозрению в хищении денег.
Украинско-российская граница является самой длинной в Европе – более двух тысяч километров по суше и морю. В ответ на агрессию России в 2014 году Киев решил на всем участке границы с РФ возвести фортификационные укрепления и установить системы инженерного заграждения с камерами наблюдения. Так называемый проект “Стена” предусматривал, что работы на российско-украинской границе закончатся в 2018 году.
Но прошло три года, а “Стена” готова лишь на 15 процентов. Об этом сообщил в интервью DW помощник главы Государственной пограничной службы Украины и пресс-секретарь Олег Слободян.
“Реализация проекта происходит согласно финансированию. На данный момент профинансировано примерно 15 процентов и, соответственно, столько же и реализовано. Работы осуществлялись в Харьковской и Черниговской областях, в прошлом году начались на участке в Луганской области”, – рассказал Слободян. По его словам, из запланированных на “Стену” более четырех миллиардов гривен на данный момент выделено 669 миллионов гривен, поэтому окончание проекта отсрочили на два года.
Первые ласточки
Однако куда потрачены уже выделенные на проект “Стена” 669 миллионов гривен – неизвестно, утверждает народный депутат от фракции “Объединение “Самопомощь” Елена Сотник. Год назад она проинспектировала, как ведутся работы по возведению “Стены”, и была шокирована, поскольку представленное правительством эпохальное сооружение, которое должно защитить страну от агрессора, по ее словам, – это вырытая яма с натянутой зеленой металлической сеткой. После увиденного она обратилась к правоохранителям проверить использование средств. После восьми месяцев расследования Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) 8 августа задержало шестерых человек, которых подозревают в растрате средств, выделенных на проект “Стена”.
“Детективами НАБУ и прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) был проведен ряд обысков и задержали должностных лиц Государственной пограничной службы и субъектов хозяйствования, которые обоснованно подозреваются в растрате и присвоении денежных средств и нецелевом использовании бюджетных средств на общую сумму 16 миллионов 688 тысяч гривен”, – сообщил глава САП Назар Холодницкий.
Тайная “Стена”
Весь проект “Стена” полностью засекречен. Его разрабатывали проектный институт СБУ, пограничная служба и Министерство обороны Украины. Кто выполняет подрядные работы, как и по какой цене, увидеть может лишь тот, кто имеет доступ к документам с грифом “Государственная тайна”. Поэтому общественный контроль проекта невозможен. “Рассказывают, что нельзя, чтобы все знали, потому что это же на границе с Россией. Но я считаю: наоборот, из-за того, что у нас война с Россией, мы должны десять раз подумать, какая мера эффективна и на что мы тратим и так ограниченные средства”, – говорит DW Елена Сотник.
По ее словам, она как народный депутат имеет такой доступ и видела засекреченные документы.
“Цены на высев травы, выкапывание ям, на простые вещи у меня вызывают очень много вопросов. Надо аудит, чтобы тщательно проанализировать рыночные цены и те, по которым делают эти работы”, – потребовала Сотник.
По ее словам, она обратилась в Минобороны, МВД и к премьер-министру Украины с запросом, проводилась ли оценка оборонительных характеристик проекта и реальных потребностей для обороны украино-российской границы, однако получила ответ, что анализ целесообразности этого проекта не проводился.
По словам Елены Сотник, из-за закрытости проекта существуют большие риски махинаций и коррупции. “Там закрытый перечень исполнителей работ. Это только те компании, которые имеют разрешение от СБУ. Эти компании сами себе выбирают подрядчиков”, – отмечает депутат.
Представитель Госпогранслужбы Олег Слободян рассказал, что проект “Стена” реализуется 11 генеральными подрядчиками, которые имеют допуск СБУ к государственной тайне. Однако каким образом проводятся отбор и формирование цены на их работы и услуги, Слободян не смог уточнить, только добавил, что с несколькими из них договоры о сотрудничестве уже разорваны.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник критикует полную секретность проекта. “Баланс – это ключевое здесь слово. Нужно правильно найти баланс между конфиденциальностью и прозрачностью. Сейчас у нас перекос в сторону секретности, и ключевая угроза там – коррупционные риски. Есть вещи, которые должны быть в тайне. Но также, если это компания, которая просто возит туда щебень, тендер на это должен быть открытым”, – отмечает эксперт.
“Интеллектуальная” система
Елена Сотник в своей заметке в Facebook написала, что “Стена” на самом деле является “оградкой”. В Государственной пограничной службе Украины отвергают такой упрек и настаивают, что возволят “интеллектуальную границу”. “Наши специалисты с представителями минобороны и СБУ обследовали все участки границы с учетом местности, заболоченности, условий видимости. Поэтому на разных участках системы отличаются. Это не забор или ров, а система, где современные технические возможности сочетаются с возможностями личного состава, и так обеспечивается эффективность мониторинга”, – отмечает Олег Слободян. Согласно презентационным материалам, размещенным на сайте пограничной службы, “Стена” должна состоять из нескольких полос противотранспортного рва и бруствера, контрольно-следовой полосы (участок грунта, предназначеный для фиксирования следов нарушителей границы), рокадной дороги, железного забора с колючей проволокой и вышек с камерами наблюдения.
Алексей Мельник отмечает, что “Стена” – название условное. “Ведь от стены там ничего особо нет. Это не укрепленные оборонительные сооружения. Это комплекс техническо-инженерных сооружений: местами забор с колючей проволокой, местами противотанковый ров. На этом надо акцентировать. Ведь функция пограничников – охрана государственной границы, а не сдерживание агрессии”, – подытоживает Мельник.
Лилия Гришко
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас