Не пойман - не вор? О мошенничестве в украинских компаниях


Не пойман - не вор? О мошенничестве в украинских компаниях

Тема мошенничества в украинских компаниях продолжает оставаться актуальной и является причиной ощутимых финансовых потерь для владельцев бизнеса.

При этом ухудшение экономической ситуации в стране и снижение уровня деловой активности вынуждают собственников компаний обращать больше внимания на повышение эффективности их бизнеса, снижения уровня потерь из-за организационных, управленческих просчетов и мошеннических действий со стороны персонала.

Мошенники повсюду?

Мошенничество продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем современности, и продолжает оставаться головной болью для собственников не только отечественных, но и зарубежных компаний по всему миру. Потери международных компаний от мошеннических схем достигают 10% оборота, что приводит к огромным потерям для владельцев бизнеса.

Рискам со стороны мошенничества подвержен почти любой бизнес. Масштабы мошенничества в компании зависят от типа бизнеса и сложности организационной структуры. Более крупная компания, имеющая сложную структуру организации, имеет выше риски столкнуться с проявлениями мошенничества. И такой компании придется прилагать больше усилий для предупреждения мошеннических схем.

По результатам исследования компании Kreston GCG выяснилось, что 62% опрошенных в Украине компаний сталкивались с фактами мошенничества. А 40% компаний сталкивались с фактами хищения активов и фиктивными расходами.

Как в Украине, так и в мире, хищение активов компании является самым распространенным видом мошенничества.

Самый большой ущерб компаниям наносит искажение финансовой отчетности. Этот вид мошенничества фиксируется реже в сравнении с хищением активов, но потери от него исчисляются на много большими суммами.

Потери от мошеннических действий и халатности персонала составляют от 5 до 15% дохода украинских компаний.

По оценкам 60% опрошенных отечественных компаний, годовые потери от мошеннических схем составляют до 100 тыс. долл., объем потерь у 20% компаний составил от 100 тыс. до 5 млн долларов.

Торговые компании и промышленные предприятия составляют 70-80% от общего числа пострадавших от мошенничества предприятий.

Уровень мошенничества в компании зависит и от числа сотрудников. Чем больше сотрудников работает в компании, тем больше шансов обнаружить факты мошенничества в этой организации.

Самый большой ущерб компаниям наносит искажение финансовой отчетности

В компаниях с числом работающих более 500 человек, в 41% случаев отмечены факты мошенничества, в то время, как в организациях с количеством сотрудников до 100 человек мошеннические схемы зафиксированы лишь в 28% случаев.

А вот представители 40% компаний отметили, что ни разу не фиксировали случаи мошенничества в своей организации. Но это не означает, что элементов мошенничества у них в бизнесе нет. Скорее всего, собственники компаний еще не обратили внимание на этот аспект, а потому факты мошенничества пока не были зафиксированы.

Если рассматривать подразделения компании, то наиболее часто случаи мошенничества фиксируются в отделе продаж (42%), отделе закупок (36%) и производственном отделе (34%). В других странах наиболее подверженными коррупции считаются финансовые отделы.

Типичный мошенник – это человек, работающий в компании 3-5 лет и более. Он уже освоился, разобрался в тонкостях работы и нашел способы, как использовать ресурсы компании для своей выгоды.

Оценка рисков компаний в будущем

Более трети представителей опрошенных компаний (33%) заявляют о высоких рисках мошенничества в компании на протяжении ближайшего года. Более 40% считают, что риски мошенничества низки, а 5% представителей отрицают возможность мошенничества в своих компаниях.

При этом прогнозы организаций зависят от уже имеющегося опыта: компании, в которых случаев мошенничества не было, риски в будущем оценивают как не высокие. В то же время, более половины компаний, столкнувшихся с мошенничеством, считают, что риски повторных случаев высоки.

Самые большие опасения руководителей и собственников компаний касательно мошенничества в будущем связаны с необоснованными или нецелевыми расходами (31%), хищением активов (31%) и халатностью сотрудников (24%).

А вот ожидания рисков для компании, связанных с кибер-преступлениями, оказались невысокими (8,5%), что говорит о недостаточной информированности о том, какие угрозы может нанести кибер-преступник.

Поскольку опрос проводился до распространения в Украине вируса Petya, заблокировавшего работу многих компаний, сейчас мнение относительно кибер-угроз для компании может заметно измениться.

Остановить мошенника

На сегодняшний день практика предупреждения мошенничества в Украине заметно отстает от передового мирового опыта, который широко используется в других странах.

Наиболее частыми способами обнаружения случаев мошенничества остаются внутренний аудит (44%), неофициальные внутренние источники (38%), случайное обнаружение (33%) и фиксирование подозрительных операций (32%).

Наиболее важным фактором возникновения мошенничества, по мнению более половины компаний, является недобросовестность сотрудников. К другим важным факторам относят низкую эффективность внутреннего контроля (42%) и полное отсутствие внутреннего контроля в организации (37%).

К наиболее эффективным механизмам противодействия мошенничеству в организации можно отнести:

  • Обеспечение регулярного внутреннего контроля высшего руководства и руководителей среднего звена (55%).
  • Эффективный контроль среди младших сотрудников (42%).
  • Ежегодный аудит финансовой отчетности (24%).

Как показывает практика, вовлечение собственника в активное управление компанией также способствует снижению уровня мошенничества в организации. Пресечение мошеннических схем для владельца бизнеса часто является вопросом принципа, напрямую связанного с доверием к руководителям и сотрудникам компании.

Контроль над сотрудниками со стороны владельца бизнеса необходим для того, чтобы пресекать манипуляции с отчетностью, и пресекать невыгодные для компании сделки с клиентами и партнерами.

Контроль над действиями менеджеров высшего звена со стороны собственника необходим для профилактики мошенничества в организации. Нередки случаи, когда доверие к топ – менеджеру приводит к крупным убыткам для владельца бизнеса, или к банкротству компании.

Еще один способ обнаружения мошенничества – горячая линия, это может быть как телефон, так и онлайн-канал. Как показывает мировая практика, это очень эффективный способ предупреждения мошенничества, приводит к уменьшению потерь и заметно ускоряет получение информации о мошеннических схемах. Однако в украинских компаниях этот способ сейчас применяется достаточно редко.

Также одним из эффективных способов предупреждения мошенничества является финансовое расследование с привлечением внешнего консультанта. Финансовое расследование проводится для проверки эффективности использования активов, правильности расходования средств, правильности проведения тендеров и закупок.

Как правило, причинами для привлечения внешнего консультанта могут стать: необоснованное снижение прибыли, анонимное сообщение или подозрение, что «что-то идет не так».

При этом стоит отметить, что мошенничество в бизнесе полностью искоренить невозможно, но его можно минимизировать и снизить риск появления в будущем.

Сергей Савенко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Фондовый рынок
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua