2280
Не пойман - не вор? О мошенничестве в украинских компаниях
— Фондовый рынок
Тема мошенничества в украинских компаниях продолжает оставаться актуальной и является причиной ощутимых финансовых потерь для владельцев бизнеса.
При этом ухудшение экономической ситуации в стране и снижение уровня деловой активности вынуждают собственников компаний обращать больше внимания на повышение эффективности их бизнеса, снижения уровня потерь из-за организационных, управленческих просчетов и мошеннических действий со стороны персонала.
Мошенники повсюду?
Мошенничество продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем современности, и продолжает оставаться головной болью для собственников не только отечественных, но и зарубежных компаний по всему миру. Потери международных компаний от мошеннических схем достигают 10% оборота, что приводит к огромным потерям для владельцев бизнеса.
Рискам со стороны мошенничества подвержен почти любой бизнес. Масштабы мошенничества в компании зависят от типа бизнеса и сложности организационной структуры. Более крупная компания, имеющая сложную структуру организации, имеет выше риски столкнуться с проявлениями мошенничества. И такой компании придется прилагать больше усилий для предупреждения мошеннических схем.
По результатам исследования компании Kreston GCG выяснилось, что 62% опрошенных в Украине компаний сталкивались с фактами мошенничества. А 40% компаний сталкивались с фактами хищения активов и фиктивными расходами.
Как в Украине, так и в мире, хищение активов компании является самым распространенным видом мошенничества.
Самый большой ущерб компаниям наносит искажение финансовой отчетности. Этот вид мошенничества фиксируется реже в сравнении с хищением активов, но потери от него исчисляются на много большими суммами.
Потери от мошеннических действий и халатности персонала составляют от 5 до 15% дохода украинских компаний.
По оценкам 60% опрошенных отечественных компаний, годовые потери от мошеннических схем составляют до 100 тыс. долл., объем потерь у 20% компаний составил от 100 тыс. до 5 млн долларов.
Торговые компании и промышленные предприятия составляют 70-80% от общего числа пострадавших от мошенничества предприятий.
Уровень мошенничества в компании зависит и от числа сотрудников. Чем больше сотрудников работает в компании, тем больше шансов обнаружить факты мошенничества в этой организации.
В компаниях с числом работающих более 500 человек, в 41% случаев отмечены факты мошенничества, в то время, как в организациях с количеством сотрудников до 100 человек мошеннические схемы зафиксированы лишь в 28% случаев.
А вот представители 40% компаний отметили, что ни разу не фиксировали случаи мошенничества в своей организации. Но это не означает, что элементов мошенничества у них в бизнесе нет. Скорее всего, собственники компаний еще не обратили внимание на этот аспект, а потому факты мошенничества пока не были зафиксированы.
Если рассматривать подразделения компании, то наиболее часто случаи мошенничества фиксируются в отделе продаж (42%), отделе закупок (36%) и производственном отделе (34%). В других странах наиболее подверженными коррупции считаются финансовые отделы.
Типичный мошенник – это человек, работающий в компании 3-5 лет и более. Он уже освоился, разобрался в тонкостях работы и нашел способы, как использовать ресурсы компании для своей выгоды.
Оценка рисков компаний в будущем
Более трети представителей опрошенных компаний (33%) заявляют о высоких рисках мошенничества в компании на протяжении ближайшего года. Более 40% считают, что риски мошенничества низки, а 5% представителей отрицают возможность мошенничества в своих компаниях.
При этом прогнозы организаций зависят от уже имеющегося опыта: компании, в которых случаев мошенничества не было, риски в будущем оценивают как не высокие. В то же время, более половины компаний, столкнувшихся с мошенничеством, считают, что риски повторных случаев высоки.
Самые большие опасения руководителей и собственников компаний касательно мошенничества в будущем связаны с необоснованными или нецелевыми расходами (31%), хищением активов (31%) и халатностью сотрудников (24%).
А вот ожидания рисков для компании, связанных с кибер-преступлениями, оказались невысокими (8,5%), что говорит о недостаточной информированности о том, какие угрозы может нанести кибер-преступник.
Поскольку опрос проводился до распространения в Украине вируса Petya, заблокировавшего работу многих компаний, сейчас мнение относительно кибер-угроз для компании может заметно измениться.
Остановить мошенника
На сегодняшний день практика предупреждения мошенничества в Украине заметно отстает от передового мирового опыта, который широко используется в других странах.
Наиболее частыми способами обнаружения случаев мошенничества остаются внутренний аудит (44%), неофициальные внутренние источники (38%), случайное обнаружение (33%) и фиксирование подозрительных операций (32%).
Наиболее важным фактором возникновения мошенничества, по мнению более половины компаний, является недобросовестность сотрудников. К другим важным факторам относят низкую эффективность внутреннего контроля (42%) и полное отсутствие внутреннего контроля в организации (37%).
К наиболее эффективным механизмам противодействия мошенничеству в организации можно отнести:
- Обеспечение регулярного внутреннего контроля высшего руководства и руководителей среднего звена (55%).
- Эффективный контроль среди младших сотрудников (42%).
- Ежегодный аудит финансовой отчетности (24%).
Как показывает практика, вовлечение собственника в активное управление компанией также способствует снижению уровня мошенничества в организации. Пресечение мошеннических схем для владельца бизнеса часто является вопросом принципа, напрямую связанного с доверием к руководителям и сотрудникам компании.
Контроль над сотрудниками со стороны владельца бизнеса необходим для того, чтобы пресекать манипуляции с отчетностью, и пресекать невыгодные для компании сделки с клиентами и партнерами.
Контроль над действиями менеджеров высшего звена со стороны собственника необходим для профилактики мошенничества в организации. Нередки случаи, когда доверие к топ – менеджеру приводит к крупным убыткам для владельца бизнеса, или к банкротству компании.
Еще один способ обнаружения мошенничества – горячая линия, это может быть как телефон, так и онлайн-канал. Как показывает мировая практика, это очень эффективный способ предупреждения мошенничества, приводит к уменьшению потерь и заметно ускоряет получение информации о мошеннических схемах. Однако в украинских компаниях этот способ сейчас применяется достаточно редко.
Также одним из эффективных способов предупреждения мошенничества является финансовое расследование с привлечением внешнего консультанта. Финансовое расследование проводится для проверки эффективности использования активов, правильности расходования средств, правильности проведения тендеров и закупок.
Как правило, причинами для привлечения внешнего консультанта могут стать: необоснованное снижение прибыли, анонимное сообщение или подозрение, что «что-то идет не так».
При этом стоит отметить, что мошенничество в бизнесе полностью искоренить невозможно, но его можно минимизировать и снизить риск появления в будущем.
Сергей Савенко
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью
Также по теме
США смягчили санкции трем белорусским компаниям по производству калия
Акции европейских оборонных компаний падают на фоне мирных переговоров Украины
Nasdaq планирует перейти на круглосуточные торги
Volkswagen впервые за 88 лет закрывает завод в Германии
В Раде зарегистрировали законопроект о лицевых инвестиционных счетах
Еврокомиссия отклонила иск Центробанка россии против Euroclear
