Не дотягиваем до НАТО: почему Украина затягивает военный импорт — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не дотягиваем до НАТО: почему Украина затягивает военный импорт

Казна и Политика
638
Реформа украинской военной логистики, которая должна была подготовить тыловые службы армии к стандартам НАТО, безмерно затягивается. Сроки проекта, который должен был реализован еще в 2014-2015 годах, перенесены на 2020 год.
Южная Корея, Пакистан и Египет еще до всеобщей компьютеризации управились с аналогичной задачей всего за год-полтора. Они построили заводы лицензионной сборки оружия и оснащения армии. Украина же рискует пролететь мимо из-за кадровой неразберихи и торможения реформы военной логистики.
Не мешает нашей стране замедлять темпы выполнения своих обязательств перед НАТО по реформированию тыловой службы армии даже растущая внешняя военная угроза. Речь идет о сроках реализации задач трансатлантического Трастового фонда по реформированию систем логистики и стандартизации снабжения украинских вооруженных сил. Проект предусматривает стартовый пакет финансирования до $5,5 млн., а его кураторами являются Чехия, Польша и Нидерланды.
В реформу служб тыла украинской армии упирается, пожалуй, самый важный элемент обороны — способность страны в случае обострения военного конфликта начать эффективный, а не «показушный», импорт оснащения и военной техники. Пользуясь поддержкой со стороны Канады, США и ЕС, Киев может добиваться поставок под льготные кредиты. Но без хотя бы минимальных усилий, получать оснащение или вооружение все равно не выйдет.
Их импорт, во-первых, подразумевает систему гарантий и послепродажный сервис. Во-вторых, по сотням, если не тысячам, военных товаров эффективный импорт невозможен без последующей поставки комплектующих.
Разнообразие технических стандартов, отсутствие унификации идентичных продуктов снабжения и межведомственная путаница, сдерживают поставки в Украину военного оснащения и техники из государств НАТО сильнее, чем действия вражеских ДРГ. Или скрытый саботаж транспортных коммуникаций.
Редакция попыталась разобраться, какие барьеры на пути оборонного импорта воздвигаются в самом Киеве.
Кое-что работает
Фонд медицинской реабилитации и протезирования военных, куратором которого является Болгария, называют самым быстро реализованным атлантическим Трастовым фондом. Он был учрежден в пожарном порядке в 2014 году. Планировалось, что работа трастового фонда продлится год, но затем он был пролонгирован. Ведь дефицита раненых на восточном фронте в Украине, по известным причинам, уже давно не наблюдается.
Той же специализации в работе с демобилизованным личным составом придерживается Трастовый фонд под эгидой Норвегии. Он снимает часть нагрузки с украинского госбюджета в сфере социальной адаптации военнослужащих.
Успешным принято считать и учрежденный в короткие сроки трастовый фонд, ведающий вопросами кибербербезопасности. Он был открыт в минувшем году и сейчас активно разворачивает свою деятельность. Причиной тому послужил тот факт, что менее чем за год Украина подверглась двум массированным кибератакам, которые, как ожидается, могут повториться. Курирует этот фонд Румыния.
Без видимых срывов сроков развивается трастовый фонд НАТО — С4 Fund. Его деятельность сосредоточена на модернизации систем связи и обмена информацией. Фонд курируют Канада, Германия и Великобритания. Благодаря его усилиям Украина проводит модернизацию систем военной связи и обучает персонал работе с новыми видами техники. На это фонд возложена также задача реагирования на возможные инциденты в воздушном пространстве в рамках RASP (Regional Airspace Security Program — программы безопасности регионального воздушного пространства).
Все перечисленные фонды НАТО созданы недавно. Впрочем, хорошими темпами развиваются и некоторые старые атлантические финансовые инициативы, которые работали в Украине еще до 2014 года. Например, действующий под эгидой США Трастовый фонд уничтожения непригодных обычных боеприпасов, ПЗРК и стрелкового оружия. Трастовый фонд утилизации радиоактивного излучения в местах бывшей дислокации войск бывшего СССР на территории Украины, работающий под эгидой Германии.
Логистика забуксовала
А вот с Фондом логистики и стандартизации все обстоит иначе. Изначально планировалось, что его работа продлится всего один год. Переход на стандарты НАТО тогда выглядел нехитрой задачей. Предполагалось изменить систему учета, и поменять маркировку на сотнях типов советской техники и предметов снабжения, хранящихся на складах украинской армии. Для создания нового секретного складского каталога Украине надо было внедрить единую для всех стран НАТО 13-разрядную систему кодификации продуктов военного снабжения.
Но военных складов и товаров хранения у Украины оказалось так много, что года для такой работы не хватило. Очевидно, именно из-за этого реформа логистики, стартовавшая еще в 2014 году по настоянию НАТО, приобрела формат эксперимента по автоматизации всего нескольких складов.
Фактический же старт реформы вместо первоначального плана начался только минувшей зимой. Тогда ведущий в США производитель систем закрытой связи и электронного учета Black Box Corp., сообщила, что получила от правительств двух стран задачу переоснастить все склады и системы снабжения украинской армии. Срок реализации проекта был отодвинут с 2014-15 годов на 2020 год. По крайней мере, такие временные параметры предусмотрены в Стратегическом Оборонном бюллетене — ключевом документе военного планирования для большинства стран атлантического оборонного блока.
Но несмотря на активные боевые действия, а также, на провал миротворческих и «деблокадных» инициатив, постановка задач украинской армии затягивалась. И указанный выше ключевой исполнительный документ власти был проработан и одобрен Украиной только в 2016 году. Откуда такая медлительность?
Два «черных ящика»
В недавнем заявлении Black Box Corp о начале реформы военной логистики в Украине, корпорация отметила, что проект «Украина» является важным решением, которое Пентагон поручил ей в поддержку сил США и союзников в Европе и странах АТР.
Кроме Украины, Black Box ведет еще два крупных проекта. Это оснащение нового Командного центра Миссии США в Висбадене (Германия), который нужен для начатого в 2014-15 годах наращивания военного присутствия США в ЕС.
А также поставка логистической информационной системы и инжиниринг системы управления C4I американскими войсками в Южной Корее. Последняя сейчас срочно обновляется и передислоцируется на новое место. Поскольку корейский ракетный кризис перешел в острую и неконтролируемую фазу.
Учитывая же, что в ходе оккупации украинских приграничных территорий РФ провела переоснащение базы хранения ядерного оружия в Крыму под Феодосией, а также, развернула в ОРДЛО серийное производство российских переносных ракетных систем, украинский приграничный конфликт также несет в себе «ракетный потенциал».
Киевским политикам в 2014-2016 гг. следовало бы вместо того, чтобы пугать население «скорым нападением Путина», подспудно делая бизнес на приграничном конфликте, усиливать взаимоотношения с военными партнерами. А также безотлагательно начать реформировать систему армейской логистики, чтобы иметь за спиной опцию «аварийного» массового импорта из стран НАТО военных товаров в случае обострения конфликта. Но как уже отмечалось, главный директивный документ реформы был принят только в 2016 году.
Вместе с тем, вокруг проекта Black Box начались какие-то странные инсинуации. Например, пока реформа украинской военной логистики откровенно затягивалась, в Киеве появилась тезка американской корпорации, компания Вlack Box Capital. Не имеющая никакого отношения к оборонной корпорации США. Более того, создал ее ряд связанных с РФ инвесторов, которые до 2014 года вообще не были известны украинскому рынку.
Не исключено, что в случае достижения между политиками Москвы и Киева некоего — сейчас абсолютно нереального — договора, скажем, «О мире и дружбе», НАТО будет вынуждена откорректировать свою политику в части реформирования украинской армии. Кто может гарантировать, что в таком, абсолютно невозможном сценарии, на модернизированных североатлантическим альянсом украинских военных складах, не начнут орудовать «двойники» американской Вlack Box?
Конечно, это невероятный, даже фантастический сценарий. Однако такие невинные совпадения в названиях двух компаний поневоле вызывают недоверие и настороженность между Украиной и ее партнерами. В то время как на усиление взаимного недоверия Москва уже много лет тратит огромные кадровые и финансовые ресурсы.
Реформаторов испортил кадровый вопрос
Загадки и проволочки, то и дело происходящие с реформой украинской военной логистики, могут быть проиллюстрированы и другими примерами. Украина обращается к НАТО за средствами на подготовку специалистов для обновленной системы снабжения. И одновременно с этим начинает беспрецедентную чистку кадрового состава логистических служб. В то время как специалистов этой отрасли в нашей стране очень мало. Если ускорение реформ служб тыла является стратегической задачей и она поддержана политической волей, то специалистов нужно беречь, поднимать их квалификацию.
Но если у Киева есть установка на затягивание военной логистической реформы, тогда хоть объективные, хоть «притянутые за уши» кадровые чистки сектора — очень эффективный инструмент. Ведь за ними последует рекрутинг необученного персонала, на подготовку которого уйдет несколько лет. Но есть ли у украинской армии это время, учитывая тот факт, что РФ намерена продолжать агрессию?
Кадровая неразбериха в службах тыла украинской армии, стартовавшая вместе с проектом американской Вlack Box, все более очевидна. Что порождает вопрос о состоятельности озвученных прежде сроков реформы военной логистики. Невзирая на тот факт, что обозначенные верховным командованием три года и без того непозволительно много для обновленной системы военного снабжения. Еще в середине и конце ХХ века некоторые государства сумели начать массовый импорт из стран НАТО военного оснащения и техники за год-полтора. При этом ключевые производства были локализованы за 2-3 года.
На следующем же этапе развития инфраструктуры импорта, они смогли развернуть новые арсеналы и оборонные заводы узловой сборки. В результате современные Южная Корея, Египет и Пакистан обладают опытом создания мощных технопарков, в которых доминируют компании ОПК. Украина же при переходе к стандартам снабжения НАТО в 2014 году оказалась в начале этого сложного пути. Исходя из целей обороны и логики войны, он не имеет права быть долгим. Тем более, не должен встречать искусственных преград из затянутых сроков, кадровой неразберихой, или путаницей с торговыми марками.
Андрей Старостин
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас