Коррупция под грифом "секретно": что мешает бороться с махинациями в ОПК Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Коррупция под грифом "секретно": что мешает бороться с махинациями в ОПК Украины

Казна и Политика
583
Раскрывать случаи злоупотреблений в оборонной промышленности Украины мешает неоправданная секретность и концентрация производства, экспорта и импорта вооружений в руках только одного государственного предприятия, говорят эксперты.
Дело о хищении на Львовском бронетанковом заводе, в рамках которого в конце прошлой недели арестовали пять человек, включая директора завода и начальника профильного управления Минобороны, стало первым громким делом Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) в сфере оборонной промышленности за все время работы агентства. Президент Украины Петр Порошенко, посетивший завод буквально через несколько часов после первых задержаний в пятницу, 14 июля, отметил, что над делом правоохранительные органы работали около двух месяцев и речь идет о хищении 28,5 миллиона гривен.
Во время выступления президент также высоко оценил работу Службы внутренней безопасности государственного концерна “Укроборонпром”. По словам Порошенко, благодаря ее работе возбуждено 41 уголовное дело, предупреждено хищение 631 миллионов гривен, а также отстранены 25 руководителей. “Как верховный главнокомандующий и как президент Украины я никому не позволю обворовывать армию”, – заявил президент.
Много работы
По словам Виктора Плахуты, координатора Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО), созданного украинским и британским офисами Transparency International, сделка, о раскрытии которой сообщила НАБУ, является не такой уж и масштабной по сравнению со злоупотреблениями, типичными для украинской оборонной промышленности. “Если у них будет желание и дальше выявлять случаи коррупции в этой сфере, их ждет еще очень много работы”, – говорит эксперт. Он говорит, что детективы работали над поиском нарушений в “оборонке” еще с 2016 года, впрочем, до последнего безуспешно.
На то, что небольшое количество антикоррупционных расследований в оборонной сфере вовсе не означает, что здесь злоупотребления меньше по сравнению с другими секторами экономики, указывает и эксперт группы “Реформа национальной безопасности и обороны” Реанимационного пакета реформ и бывший работник проектного офиса реформ Минобороны Максим Мураткин.
Он отмечает: закрытость оборонного сектора делает невозможным общественный контроль за работой чиновников и поиск прямых доказательств коррупции. Впрочем, по словам эксперта, опосредованных свидетельств в виде несоответствия низкого качества работ и продукции их неоправданно высокой цене можно найти множество.
Совершенно секретно
Впрочем, понять реальный масштаб злоупотреблений в “оборонке”, отмечают эксперты, нет никакой возможности, пока в Украине сохраняется старый, «советский» подход к тому, какая информация должна получать гриф государственной тайны. И государственный оборонный заказ, и государственная целевая программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2021 года являются совершенно секретными, рассказывает Плахута. К тому же со стороны государства финансами для ОПК занимается министерство экономического развития, добавляет эксперт. “Но при заключении контрактов и приемке работ министерство проверяет только финансовые документы и наличие приобретаемой продукции. Тщательно же проверять все суммы на финансирование предприятий оборонки министерство не в состоянии”, – говорит Плахута.
В современных реалиях попытки закрыть всю информацию о оборонный сектор не несет никакой пользы, считает Мураткин. “Об увеличении личного состава на 500 человек узнают не благодаря планам приобрести 500 шляп, а благодаря мобильным телефонам воинов”, – иллюстрирует свое мнение эксперт. Поэтому перевод значительной части закупок в публичную плоскость, по его мнению, не будет иметь для обороноспособности Украины никаких негативных последствий. Впрочем, военные, по словам Мураткина, в своем подавляющем большинстве продолжают думать категориями прошлого, создавая питательную почву для сделок, которые затрудняют армии жизнь.
Оборонный монополист
И, кроме личной заинтересованности отдельных чиновников и военных в коррупционных прибылях и секретности, которая способствует их намерениям, злоупотреблениям в “оборонке” способствует сама структура управления этого сектора, уверяют эксперты. По словам Мураткина, государственный концерн “Укроборонпром” совмещает в себе функции производителя, экспортера и импортера вооружений, имея в придачу еще и некоторые регуляторные полномочия. “Учитывая монопольное положение по импорту и экспорту, это создает множество конфликтов интересов, за счет чего очень часто в работе концерна побеждает вопрос не качества, а чьих-то меркантильных интересов”, – говорит эксперт.
Плахута вообще называет государственный концерн “независимым государством” и “благоприятной для развития коррупции средой”. Именно поэтому опрошенные DW эксперты настаивают не только на снятии секретности с государственных закупок в оборонной сфере, но и на немедленной институциональной реформе всего военно-промышленного комплекса, которая бы включала упрощение процедур для всех желающих стать исполнителями государственного оборонного заказа. “Сейчас, чтобы сделать это, необходимо пройти все круги ада”, – говорит Мураткин. По словам эксперта, все эти шаги уже давно назрели, ведь в этом году Государственный оборонный заказ был выполнен лишь на пять процентов, и шансов полностью успеть до конца года уже не осталось.
Александр Голубов
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас