Зачем «Ашану» «Караван» и как еще перекроят украинскую розницу — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Зачем «Ашану» «Караван» и как еще перекроят украинскую розницу

Фондовый рынок
2457
Крупные сетевые магазины начали скупать более мелких конкурентов. А в некоторых случаях съедают и коллег побольше, как это произошло с «Караваном», 9 магазинов которого приобрел один из крупнейших операторов розничного рынка «Ашан».
Сейчас ежегодно в Украине фиксируется по 1-2 сделки по поглощению розничных сетей. Хотя они, конечно, не столь масштабны, как нынешняя. Как рассказали эксперты, сделка Ашан/Караван — достаточно редкое для Украины приобретение одним крупным оператором другого.
Кто кого «съест»
Как правило, большие сети увеличивают свои площади и наращивают присутствие в регионах, выкупая локальных игроков или часть их сетей: АТБ купил Барвінок, на месте АМСТОР открылись Сільпо, VARUS приобрел активы Перекрестка, Караван получил часть помещений гипермаркетов Країна и т.д.
Поэтому, как рассказали в Ассоциации ритейлеров Украины, утверждать, что крупным операторам сейчас интересна покупка масштабных сетей неправильно: как раз наоборот, их привлекают небольшие операторы, которых можно скупить за небольшие деньги и оперативно интегрировать в уже существующую сеть (тот самый пример АТБ – Барвінок).
Активней всего развиваются традиционные лидеры продуктовых сетей Украины: АТБ и Fozzy Group, Таврия В. Сейчас к ним присоединился и Ашан.
Несколько магазинов открыли сравнительно небольшие сети: Брусничка, Рукавичка, Копійка, Наш Край и пр. Отдельно стоит отметить старого-нового игрока на украинском рынке продуктовой розницы — SPAR, в планах сети — до конца года открыть еще полтора десятка магазинов.
«Активно развивается сеть маркетов «АТБ» — они зашли во Львов и Одессу. Fozzy Group вышла в более дешевый сегмент дискаунтеров с магазинами «Thrash!» («ТРАШ!»), чтобы конкурировать с «АТБ». Развивается и сегмент «магазинов у дома» — для покупателя это удобно, хотя дороже», — рассказали нам в пресс-службе WOG, которые также активно осваивают направление ритейла.
Как пояснила нам директор Украинской торговой гильдии (UTG) Евгения Локтионова, активно сейчас развивается не только продовольственный ритейл, но и сфера общественного питания (рестораны, фудкорты), сети электроники. Тренд этого года — аутлет центры (стоковые магазины), аптеки, парфюмерные, бельевые, обувные магазины. А вот книжных магазинов становится все меньше.
Если нынешние владельцы розничных сетей готовы выйти из бизнеса, и не выставляют на свои активы завышенных ценников, возможны и другие поглощения в украинском FMCG (Мегамаркет, сети группы ЕВРОТЭК и т. д.).
Но, как показывает практика, цены продавцы как раз держат до последнего и опускают их очень неохотно.
«Продавцы хотят выручить за свои магазины хотя бы столько же, сколько они потратили на их открытие. Поэтому, не удивительно, что ценники сейчас завышены. Актив может выставляться за полмиллиарда долларов, хотя его рыночная стоимость всего $200 млн. Тем не менее, рассчитывать на то, что ценники в ближайшее время снизятся — не приходится», — рассказал нам директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины Алексей Дорошенко.
Покупатель выиграет
Уходят с рынка, во-первых, те, кто давно искал покупателей на свои активы (Караван), во-вторых, вынужденные скорректировать стратегии развития (BILLA покинула Харьков и Запорожье, ЕВРОТЭК продал часть магазинов АТБ), в-третьих, оказавшиеся в центре корпоративных конфликтов (АМСТОР), и, наконец, в-четвертых, сети, не сумевшие справиться с долговой нагрузкой и падением выручки в период кризиса (Країна).
«Сейчас на рынке осталось порядка 130 операторов — это очень много. В той же Польше их порядка 30. У нас уходят зачастую региональные игроки или мелкие столичные. В долгосрочной перспективе на рынке могут остаться только крупные сетевики. В то же время, востребованными остаются и магазины формата «у дома»», — заметил гендиректор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
Как правило, появление в регионах крупных международных операторов вынуждает местных игроков корректировать ценовую политику, чтобы выжить в конкурентной борьбе. За счет колоссального объема продаж и запаса прочности тот же Ашан может позволить себе работать с меньшей маржой, чем, к примеру, работал Караван. Это отразится и на других операторах.
Так что, особенно на первых порах, после начала работы «Ашана» в новых городах можно ожидать снижения цен на ряд продуктов, учитывая агрессивную маркетинговую политику французов и многочисленные акции и скидки, говорят эксперты.
Многие ритейлеры делают акцент на товарах первой необходимости — это развесной сахар, крупа, яйца без упаковки — на эти товары продавцы делают скидки себе в убыток, чтобы привлечь внимание клиентов и обеспечить их поток.
Вместе с этим, ничего не мешает поднимать цены, скажем, на мясомолочную группу — колбасы и сыр, да и все, что завязано на бензине и перевозках.
Как отметила Евгения Локтионова, цены на товары за полгода выросли в среднем на 10%, в меньшей степени это касается социальных продуктов. И к концу 2017 рост цен продолжится.
«Рынок не растет. Покупатель постоянно ищет где дешевле, поэтому у нас популярны рынки, где нет фиксированного ценника с НДС, где люди могут торговаться. В свою очередь, производитель пытается удешевить товар за счет сырья более низкого качества и за счет экономии на упаковке», — заметили нам в пресс-службе WOG.
Еще одной проблемой украинского ритейла является нехватка качественных торговых площадей. Если операторы ювелирного, косметического и фешн-ритейла ориентируются на сравнительно небольшие площади в ТРЦ или стрит-ритейле, то для больших сетевых магазинов найти помещение нужного размера непросто.
«Новые качественные площади найти проблематично, поэтому крупные операторы отчасти и ориентируются на поглощение небольших сетей, уже владеющих площадками в выгодных локациях», — сообщили в Ассоциации ритейлеров Украины.
Денис Вергун
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас