1317
ГТС труба? Магистральные газопроводы могут стать грудой металлолома
— Энергетика
В последнее время бытует мнение, что у системы магистральных газопроводов нет перспективы, если в 2019 году не будет продлен контракт между Нефтегазом Украины и Газпромом по транзиту российского газа через территорию Украины.
Какие же перспективы ждут газотранспортную систему нашей страны, и что нужно сделать, чтобы не зависеть от политических настроений северо-восточного соседа?
Газпром идет в обход
В 2016 году Газпром экспортировал в Европу рекордный объем газа – 178,3 млрд куб. м, что на 13% больше показателя предыдущего года. 46% российского газа в страны ЕС поставлено через территорию Украины, то есть меньше половины.
Для сравнения, в 2005 году через ГТС нашей страны в Европу поставлено 84% российского газа, в 2003 году этот показатель составлял 90%.
Россия уже более десяти лет реализует план по снижению роли Украины как ключевого транзитера российского газа в страны Евросоюза, и нет никаких оснований считать, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону.
Политика РФ такова, что Газпром даже себе в убыток постарается достроить газопроводы Северный поток-2 и Турецкий поток, если не споткнется о противодействие со стороны ЕС, и у него хватит денег на строительство.
Потому роль нашей страны в поставке российского газа в Европу будет постепенно снижаться, независимо от дальнейшего развития событий. Вопрос лишь в том, до какого предела будет продолжаться снижение.
Скорее всего, даже в худшем для Украины случае, минимальный уровень транзита российского газа через нашу ГТС составит 20-30 млрд куб. м в год.

Транзитные риски
Потеря статуса важного транзитера российского газа в 2020 году, если ничего не предпринимать уже сейчас, несет для Украины не только экономические и финансовые потери, но и снижает статус нашей страны как значимого экономического партнера ЕС.
Также транзит газа для Украины приносит стабильный экономический доход около 2 млрд долл. в год. Потеря этих денег приведет к снижению валютных поступлений в страну, и снова сделает убыточным Нефтегаз, который впервые за последние 5 лет отчитался о годовой прибыли в 26,5 млрд грн.
Фактически, положительный результат достигнут именно за счет доходов, полученных от транзита газа. Без транзита газотранспортная система автоматически становится убыточной, поскольку нужно обеспечивать расходы на ее обслуживание и поддержку в рабочем состоянии.

Прекращение транзита может усложнить импорт газа с территории Евросоюза. Поскольку часть закупаемого в Европе газа является российским, ограничение транзита может привести к изменению работающего сейчас механизма реверсных поставок газа из ЕС и росту стоимости газа для Украины.
В 2016 году Украина импортировала 11,8 млрд куб. м газа, а разработка и внедрение программы самообеспечения страны газом за счет внутренней добычи, пока остается лишь планом на будущее.

Снижение поставок газа в ЕС через Украину может оказать негативное влияние и на статус Украины как ценного партнера для Евросоюза. Пока газ в больших объемах идет в ЕС через нашу газотранспортную систему, Европа, поддерживая Украину, также защищает интересы своей энергобезопасности.
Если газ пойдет в обход Украины, то уровень заинтересованности ЕС в скорейшем урегулировании украино-российского конфликта может снизиться.
Что может предложить Украина?
Нашей стране уже давно пора приложить усилия для того, чтобы привлечь Евросоюз и европейские газовые компании в совместные проекты по использованию ГТС Украины. Лучший способ – постараться максимально задействовать возможности украинской газотранспортной системы в реализации общеевропейских и региональных проектов.
Получая непосредственную выгоду, ЕС будет заинтересован в обеспечении надежной и бесперебойной эксплуатации ГТС, и поддержании ее в рабочем состоянии.
Страны Центральной и Южной Европы более всего заинтересованы в получении газа по украинскому газопроводу, поскольку это самый короткий и экономически выгодный для них маршрут.
Предварительное соглашение между Нефтегазом Украины и европейскими газовыми компаниями Snam (Италия) и Eustream (Словакия) направлено на обеспечение стабильной и безопасной транспортировки газа через территорию Украины, эффективную и безопасную работу газотранспортной системы. Но пока это лишь намерения, и до окончательных договоренностей о сотрудничестве еще далеко.
По оценкам экспертов, для обеспечения рентабельной работы газотранспортной системы, необходимо прокачивать от 40 млрд куб м газа в год. Чтобы не зависеть от политической ситуации и отношений с Газпромом, Украина может предложить ЕС задействовать ГТС в региональных проектах поставки и хранения газа.
Например, создание газового хаба на базе украинских газовых хранилищ с объемом 32 млрд куб м. Наша страна может дать возможность европейским газовым операторам накапливать и хранить газ в хранилищах. Это выгодно и удобно для европейских покупателей российского газа, поскольку на маршруте его транспортировки нет других хранилищ такой мощности, как у нас.
Выглядит перспективным и участие Украины в проекте Eastring. Газопровод в перспективе позволит поставлять до 40 млрд куб м газа из стран Северо-Западной Европы на Балканы и наоборот. Для этого на территории Румынии нужно построить около 1250 км газопроводов.
ГТС Украины в рамках этого проекта может обеспечить прокачку до 25 млрд кубометров в обоих направлениях. Это намного более выгодно с экономической точки зрения, в сравнении со строительством нового газопровода.
Без транзита не обойдутся
По мнению руководителя консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, несмотря на кризис в украино-российских отношениях, именно благодаря сотрудничеству с Нефтегазом, Газпром смог экспортировать рекордный объем газа в Европу. Около 80% прироста обеспечены за счет увеличения транзита газа через Украину. Только украинская ГТС имеет возможность реагировать на краткосрочные изменения спроса европейских потребителей.
А вот Северный поток может обеспечить равномерные поставки без учета сезонных колебаний спроса. Увеличить поставки газа через Северный поток сейчас нет возможности, потому что нет инфраструктуры для приема дополнительных объемов газа в Европе. Проект по расширению пропускной мощности наземной части Северного потока не получил разрешение со стороны ЕС.
Та же ситуация и с пропускной возможностью газопроводов из Турции в страны Евросоюза.
Поэтому, в обозримом будущем без возможностей украинской газотранспортной системы Газпрому не обойтись, считает Михаил Корчемкин.
Сергей Савенко
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью
Также по теме
МАГАТЭ приняла резолюцию с требованием немедленной деоккупации ЗАЭС
Для отопительного сезона Украине нужно еще до 1 млрд долларов на газ — Reuters
Украина уже закачала в хранилища больше газа, чем на те же даты 2024 года
США ввели санкции против международной сети, которая помогает Ирану продавать нефть
США планируют увеличить стратегические запасы урана для развития ядерной энергетики
Хранилища газа в ЕС заполнены рекордно низко за последние 3,5 года