Фонд гарантирования вкладов меняет схему продажи активов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фонд гарантирования вкладов меняет схему продажи активов

Кредит&Депозит
733
В Фонде гарантирования вкладов (ФГВФЛ) решили оптимизировать механизм продажи активов обанкротившихся банков. Кроме того, Фонд намерен не допустить незаконного вывода активов из «банков-зомби», и ищет способы эффективного противодействия судебным решениям, замораживающим ликвидацию обанкротившихся банков.
Что удалось сделать
По мнению директора-распорядителя ФГВФЛ Константина Ворушилина, Фонд выполнил две важные задачи:
  • Запущена автоматизированная система выплат вкладов. Ликвидирована монополия на выплаты гарантированных сумм, особенно это касается ситуации в регионах. Банки-агенты не смогут пользоваться своим монопольным положением, и навязывать вкладчику невыгодные для него условия. Теперь вкладчик сам сможет выбирать банк, через который он будет получать выплаты гарантированной суммы вклада.
  • Все активы продаются только через Prozorro. Убрали возможность манипуляций в процессе торгов. Теперь цену определяет рынок, и к нам нет претензий, что решение о стоимости активов было принято необоснованно.
Проблемой остается низкий уровень взаимопонимания с правоохранительными органами по возврату выведенных из банков активов. Нужно найти способы, в том числе и с активным участием правоохранительных органов, чтобы заемщики начали активно гасить свои обязательства перед банками-банкротами.
Оживление «банков-зомби»
К массовому выводу такого количества банков с рынка оказались не готовы ни государство, ни ФГВФЛ, ни другие госорганы, комментирует ситуацию заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Виктор Новиков. Суды не принимают активного участия в защите интересов государства. Это касается решений судебных органов о признании недействительными решений НБУ о ликвидации банков. Судебные инстанции часто становятся на сторону банков-банкротов.
Уже вступили в силу судебные решения по 10 банкам, которые отменяют решения НБУ об их ликвидации и выведении с рынка. Фактически, ситуация с этими финучреждениями вышла за рамки правового поля. Нет правового механизма, что делать после судебного решения, отменившего ликвидацию банка.
С другой стороны, собственники банков-банкротов пока не подали ни одного иска к ФГВФЛ о компенсации убытков за проданные активы. Также нет ни одного иска к НБУ о возмещении убытков в связи с ликвидацией банка.
Подобные решения судов приводят к потере оперативного контроля со стороны Фонда над активами ликвидируемого банка. Что сейчас происходит с этими активами, мы не знаем.
Собственники банка не ставят цель реанимировать банк, а пользуясь ситуацией, просто выводят из него стоящие активы. Главной целью их судебных исков остается доступ к активам, а не восстановление работоспособности банка.
Сейчас на рассмотрении парламентариев находятся изменения в закон «О системе гарантирования вкладов». Внесение правок даст возможность Фонду продолжать ликвидацию банка даже при наличии решения судов нижних инстанций, отменяющих решение НБУ о выводе банка с рынка. Это позволит не терять контроль над активами ликвидируемого банка, и даст полномочия не допустить незаконного вывода активов.
Заемщики не спешат отдавать долги
По данным Фонда, после банкротства банка свои обязательства продолжают оплачивать только 5% заемщиков. Более 90% обязательств перед банками относятся к юридическим лицам, связанным с банками-банкротами или собственниками этих банков. Именно крупные заемщики и связанные с банками лица чаще всего отказываются гасить свои обязательства.
Практически весь кредитный портфель банков-банкротов, а это около 95% от общего объема выданных банками кредитов, сейчас не обслуживается и является проблемным с точки зрения его погашения.
Общая балансовая стоимость активов банков, находящихся под управлением Фонда, составляет 460 млрд грн, при этом оценочная стоимость этих активов не превышает 100 млрд гривен.
Деньги из банков выводились под залог активов, сильно переоцененных, либо «мусорных ценных бумаг», имеющих нулевую рыночную стоимость.
За счет чего обесцениваются активы банков-банкротов:
  • 180 млрд грн – кредиты, выданные крупным корпоративным заемщикам и связанным с банками лицам.
  • 37 млрд грн – кредиты выданы под залог «мусорных ценных бумаг», которые ничего не стоят.
  • 40 млрд грн – кредиты заемщиков, объявивших о банкротстве с целью не возвращать долги.
  • 50 млрд грн – активы в Крыму и на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской области.
  • 40 млрд грн – курсовая разница. Из-за девальвации балансовая стоимость валютных кредитов выросла, при этом снизилась вероятность их возврата.
Чтобы подстегнуть крупных должников возвращать долги банкам, ФГВФЛ планирует передать информацию о заемщиках в Бюро кредитных историй. В течение двух месяцев планируется передать в Бюро данные о всех «злостных неплательщиках», которые отказываются гасить обязательства перед ликвидируемыми банками, комментирует Константин Ворушилин.
После начала работы с Бюро кредитных историй банки получат информацию обо всех должниках, как юридических, так и физических лицах. Работающие банки будут понимать, кого можно кредитовать, а кого нельзя.
Чтобы не попасть в «черный список» и не испортить свою репутацию, у должников банков-банкротов осталось всего два месяца, дальше данные о них уйдут в Бюро кредитных историй, предупредил Константин Ворушилин.
Активы будут продавать быстрее
По словам заместителя директора-распорядителя ФГВФЛ Светланы Рекрут, пришло время упростить и ускорить процедуру продажи активов ликвидируемых банков. Это нужно для того, чтобы максимизировать денежные потоки от продажи активов, сократить сроки продажи и ускорить процедуру перехода активов в собственность покупателя на аукционе.
Фонд принял решение отказаться от продажи банковских активов по их оценочной стоимости. Теперь все активы буду выставляться на продажу по их номинальной стоимости. Это балансовая стоимость на момент ликвидации банка. Стоимость многих банковских активов по балансу явно завышена, поэтому и возникает необходимость снижения цены, чтобы стоимость продаваемого имущества стала интересна для покупателей.
При существующем механизме активы банков продаются за 7-8 месяцев и больше. За это время продажу могут заблокировать через суд, или вывести активы из банка. Поэтому ускорение реализации даст возможность нарастить денежный поток, снизить риски увода активов. Упрощение процедуры продажи сэкономит около 5 месяцев.
Выросло и количество проводимых аукционов. После перевода всех аукционов с торговых площадок в систему Prozorro, удалось увеличить количество аукционов с 200 до 800 в месяц. С изменением принципа продаж, Фонд рассчитывает качественно улучшить результаты торгов.
Новый механизм планируется опробовать на продаже активов 70 банков из 87, находящихся в стадии ликвидации.
От услуг независимых оценщиков ФГВФЛ полностью отказываться не планирует. Установленные ними цены и дальше будут ориентиром, ниже которых фонд снижать цену не будет.
Как поясняет начальник отдела организации и мониторинга процессов департамента консолидированных продаж ФГВФЛ Илья Михайлов, изменится и формат проводимых торгов. Раньше аукционы проводились в смешанном формате, с использованием элементов и голландской, и английской системы продаж.
Сейчас планируется перейти на схему голландских аукционов. Если покупателей на актив нет, через равные промежутки времени цена будет снижаться на равный процент, начиная от ее номинальной стоимости. Все участники аукциона смогут купить актив на любом этапе торгов. Стоимость актива может быть максимально снижена до 30% от начального уровня.
Не проданные во время аукциона активы, цену на которые снизили до 30% от номинала, будут сниматься с продаж и переводиться в пул. Как вариант, в пул могут объединять все непроданные активы банка. Аукционы по реализации пулов также будут проводиться через систему Prozorro.
Сергей Савенко
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас