Газовые окольные пути. Как Путин уничтожает украинскую трубу — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Газовые окольные пути. Как Путин уничтожает украинскую трубу

Энергетика
2878
Построив три газопровода в обход Украины, Москва наполовину уменьшила загруженность нашей ГТС
Приказ Путина о начале строительства «Турецкого потока» свидетельствует о том, что Кремль и «Газпром» готовы серьезно рисковать, лишь бы наказать Украину. При этом россияне прилагают очень серьезные усилия, обрабатывая Турцию, Германию и другие европейские страны, идя им на уступки, которые ранее считались нереальными. И несмотря на определенные успехи в противодействии этому, Москва может-таки через несколько лет начать транспортировать газ по новым трубопроводам. Особенно если после постройки обходных «потоков» на нашей ГТС начнутся инциденты. Конечно же, из-за ее «изношенности», а не из-за диверсии.
Основой украинской ГТС являются два магистральных газопровода. «Уренгой – Помары – Ужгород» (построен в 1983 г.), проложен от северной части Западной Сибири, и «Союз» (1980 г.), проложенный из Оренбургской области РФ. Как утверждает сайт «Нафтогаза», максимальная ее пропускная способность на входе составляет 287,7 млрд куб. м в год, на выходе, в направлении европейских стран, – 151,4 млрд куб. м» (по другим данным, «выход» может составить 178,5 млрд куб. м. ежегодно). Однако она уже давно не эксплуатируется на полную мощность. Вследствие введения Россией в эксплуатацию обходных газопроводов в прошлом году через украинскую трубу было экспортировано всего 82,2 млрд куб. м. российского газа. А в позапрошлом – даже на 23% меньше.
Россияне не скрывают намерений вообще прекратить использование нашей ГТС после 2019 года, когда, с одной стороны, завершится срок действия подписанных контрактов, а с другой – они достроят два новых газопровода («Турецкий поток» и «Северный поток – 2»), которые могут сделать их полностью независимыми от украинской трубы.
В начале текущего года просматривались позитивные для Украины тенденции, связанные с нежеланием ЕС попадать в большую газовую зависимость от РФ, строительством альтернативных российским газопроводов из Азербайджана и даже требованием к «Газпрому» предоставить гарантии эксплуатации украинской ГТС и после построения новых газопроводов. Однако и Кремль осознает эти угрозы и активно противодействует, приспосабливаясь к требованиям европейцев и используя против ЕС одну из его основ – гражданское общество. Ведь именно из-за требования экологических организаций итальянский суд по крайней мере приостановил строительство Трансадриатического газопровода, который должен поставлять югу Европы (и, возможно, украинскому «реверсу») азербайджанский, а в перспективе туркменский, иранский или даже израильский газ.
Результат этой борьбы зависит от значительного количества факторов, но одним из самых мощных российских аргументов должна стать система газопроводов, которая обеспечит богатой Старой Европе надежную транспортировку природного газа. В обход «ненадежных» транзитеров, к которым относят не только Украину, но и Польшу, страны Балтии и даже Беларусь.
Газовые окольные пути. Как Путин уничтожает украинскую трубу
«Турецкий поток». Третья попытка обойти Украину с юга
Газовые окольные пути. Как Путин уничтожает украинскую трубу
Мощность: на первом этапе две нитки по 15,75 млрд кубометров газа в год (одна – для турецкого, вторая – для европейского потребителя), с перспективой постройки еще двух и увеличения годовой прокачки до 63 млрд куб. м.
Маршрут: Анапа (к ней уже протянуто две нитки из Новгородской и Воронежской областей РФ) – акватория Черного моря – европейская часть Турции – турецко-греческая граница, где должен появиться хаб для дальнейшего распределения газа между европейскими странами.
Стадия готовности. 7 мая «Газпромом» объявлено о начале строительства морской части газопровода, который, по словам Алексея Миллера, уже к концу 2019 года должен доставить российский газ и турецким, и европейским потребителям. «Российская» часть построена еще как часть «Южного потока», который также создавался с целью поставок российского газа Турции и Южной Европе, но провалился.
Сторонники: итальянская компания Eni и, возможно, серьезная часть итальянского истеблишмента, которую связывают с Берлускони. А также ряд руководителей Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции, которые 7 апреля 2015 года подписали декларацию об энергетическом сотрудничестве в создании «экономически оправданного пути диверсификации маршрутов и источников» природного газа, которую считают юридической базой «Турецкого потока».
Противники: кроме Украины и ее европейских союзников, серьезное противодействие проекту могут оказать страны и компании, которые планируют поставлять в ЕС газ по «Южному газовому коридору»: через турецкий Трансанатолийский трубопровод сначала из Азербайджана, а впоследствии из Казахстана, Туркменистана, Ирана, Израиля, Катара и тому подобное.
Проблемы и перспективы: вполне может повторить судьбу «Голубого потока», то есть стать поставщиком газа только для Турции, без выхода на европейские рынки.
«Северный поток – 2». Попытка повторить успех «Северного потока»

Мощность: 55 млрд куб. м газа в год.
Маршрут: Усть-Луга (Ленинградская обл.) – по дну Балтийского моря – район Грайфсвальда (земля Мекленбург – Передняя Померания, ФРГ).
Стадия готовности. Технико-экономическое обоснование было готово еще в октябре 2012 года, но из-за серьезного сопротивления проекту только в апреле 2017-го Nord Stream 2 AG подписала с пятью европейскими компаниями соглашения о финансировании «Северного потока – 2» (они должны предоставить около 50% стоимости проекта и получить 49% его акций). Строительство еще не началось, хотя «Газпром» уже анонсирует его окончание в 2019 году.
Сторонники: компании Engie (Франция), OMV (Австрия), Royal Dutch Shell (Великобритания и Голландия), Uniper и Wintershall (Германия).
Противники: Дания, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия, Греция, Литва, Латвия и Эстония (Швеция еще не объявила свою позицию). Но чаще всего СМИ пишут о сопротивлении проекту со стороны Польши, в частности
ее антимонопольного органа (Офис защиты конкуренции и потребителей), который считает, что реализация проекта ослабит конкуренцию на польском газовом рынке, усилив влияние «Газпрома»;
министра иностранных дел Витольда Ващиковского, который назвал проект «эгоистическим стремлением» отдельных стран ЕС к самостоятельности в вопросах энергетической политики и угрозой стабильности в Украине;
президента Анджея Дуды, который считает, что газопровод нарушит равновесие в диверсификации поставок газа и навредит ЕС.
Проблемы и перспективы. Строительство может быть начато, так же как и в случае с «Турецким потоком». Но продолжение газопровода на территории Германии может быть заблокировано Третьим энергопакетом. Особенно, если европейцы будут дотошно следовать букве и духу этого документа. В частности, пожелают допустить к поставкам газа из РФ реально независимых игроков, а не формально частные, но контролируемые Кремлем российские олигархические холдинги.
«Северный поток». Результат успешного запугивания

В этом проекте Россия достигла успеха с помощью газовых войн с Украиной 2006 и 2009 годов, которые изрядно напугали европецев.

Мощность: 55 млрд кубометров газа в год.
Маршрут от Выборга (Ленинградская область РФ) – по дну Балтийского моря – Любмин близ Грайфсвальда (ФРГ).
Стадия готовности: действующий. Строительство началось в апреле 2010 года, а первые поставки – в ноябре 2011-го (первая нитка) и в октябре 2012-го (вторая нитка).
Сторонники: компании Wintershall и E. ON (Германия), Gasunie (Нидерланды) и GDF Suez (Франция).
Противники: страны – транзитеры российского газа и страны Прибалтики.
Проблемы и перспективы. «Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов», – заявил президент Беларуси Лукашенко. Также может проявиться вред экологии от данного проекта (этот вопрос поднимала, в частности, Швеция, которая долго препятствовала его реализации). Не исключено также, что ухудшение отношений между ЕС и РФ стимулируют европейских потребителей активнее искать новых поставщиков голубого топлива. Однако в краткосрочной перспективе поставкам по этой трубе ничего не грозит. И хотя они до сих пор и не вышли на проектную мощность – в прошлом году было прокачано всего 43,8 млрд кубометров газа (80%), – приближение к ней продолжается. В 2015 году по трубопроводу было экспортировано 39,1 млрд (71%), в 2014-м – 35,5 млрд (65%), в 2013-м – 23,8 млрд (43%).
«Голубой поток». Первая неудачная попытка «Газпрома» добраться до Европы через Турцию.
Мощность: 16 млрд кубометров газа в год.
Маршрут: от города Изобильное Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края – акватория Черного моря до восточнотурецького города Самсун – турецкая территория до Анкары.
Стадия готовности: построен в начале 2000-х годов.
Сторонники: власти Турции и итальянская компания Eni – частый адвокат Кремля в его газовых спорах с Украиной и странами ЕС.
Противники: страны-транзитеры российского газа.
Проблемы и перспективы. Несмотря на намерения выйти на проектную мощность в 2010 году, приблизиться к ней удалось лишь в 2014-2015 гг., а в прошлом году объем прокачки упал до 12,99 млрд куб. м газа. Кроме того, проект стал неким унижением России, которая начинала его с твердым намерением экспортировать около 32 млрд кубометров. И не только Турции, но и дальше, до самой Италии и Израиля. Но Анкара, получив нужные ей одну нитку и объемы газа, дальше развивать проект отказалась.
К построенной во времена СССР ГТС сделали ответвление через Беларусь
Мощность: 32,9 млрд куб. м газа в год (иногда называются немного большие цифры).
Маршрут: г. Торжок (Тверская область РФ) – территория Беларуси и Польши – немецкая компрессорная станция «Малнив» (в районе г. Франкфурт-на-Одере вблизи немецко-польской границы).
Стадия готовности: действующий. Работа над проектом началась в 1992 году, строительство велось в 1994-2006 гг.
Сторонники: в Польше – АО «Европолгаз» (учредители – польское предприятие нефтяной и газовой промышленности – PGNiG, «Газпром» и АО «Газтрейдинг»), в Германии – фирма «Вингаз», учрежденная «Газпромом» и компанией «Винтерсхалл АГ».
Проблемы и перспективы. Согласно сообщению прокуратуры Швейцарии, руководство компании Siemens Industrial Turbomachinery (Швеция) признало, что платило взятки в период с 2004 по 2006 гг., чтобы участвовать в сооружении газопровода. Однако подобные случаи не препятствуют «Газпрому» и его европейским партнерам эксплуатировать газопровод практически на полную проектную мощность, на которую он вышел в 2006 году. Это связано с тем, что данный газопровод воспринимается как неотъемлемая составляющая европейской энергетики.
«Ямал – Европа – 2». Перемычка на зло Украине
Перемычка от ответвления, которая должна была бы в обход Украины соединить через Польшу белорусскую и словацкую ГТС.
Мощность: не менее 15 млрд кубометров в год.
Маршрут: Кобрин (Брестская обл. Беларуси) – через Польшу – Вельке-Капушаны (Восточная Словакия, на границе с Украиной).
Стадия готовности: заморожен. Предложение по его строительству было высказано Ремом Вяхиревым польскому правительству еще в 1999 году, но в 2002-м «Газпром» отложил строительство этой перемычки на неопределенный срок. Приоритетом стал «Северный поток». В апреле 2013-го Путин поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру вернуться к проекту. Однако 20 марта 2015 года заместитель последнего Андрей Круглов заявил, что «Газпром» не рассматривает возможность строительства второй нитки газопровода «Ямал – Европа» (уведомление о возможном отказе «Газпрома» от проекта из-за разногласий с польской стороной были еще в начале февраля 2014-го – пока на Евромайдане продолжалось последнее затишье).
Сторонники: «Европолгаз» или по крайней мере его тогдашний генеральный директор Мирослав Добрут, который 5 апреля 2013 года подписал с Миллером меморандум относительно проекта МГП Ямал – Европа – 2».
Противники: Польша, в частности главы правительств:
Ежи Бузек, который отказался от предложения Вяхирева;
Дональд Туск, который в апреле 2013 г. заявил: «Польша несколько лет активно работает над диверсификацией поставок и источников газа, поэтому мы не заинтересованы в радикальном увеличении объема газа, закупаемого у «Газпрома».
Проблемы и перспективы. В общем не на пользу проекту идут современные тенденции в польско-российских и белорусско-российских отношениях, а также его маршрут (вызывает протесты историков и экологов). Однако его возрождение не исключено.
Угрозы для Украины
В первую очередь это, конечно же, потеря 2 млрд в год долларовых поступлений от транзита российского газа. Не слишком утешительными являются и имеющиеся заявления россиян о желании продолжать использовать украинскую ГТС после 2019 года. «Мы можем говорить о гораздо меньших объемах, возможно, около 15 млрд куб. м в год, для стран, которые граничат с Украиной», – заявил Миллер. Шестикратное уменьшение объемов транзита приведет к примерно такому же уменьшению платы за него, а следовательно, и к «дыре» в украинском бюджете в более чем $1,5 млрд.
Но в этом контексте потеря транзита – лишь часть проблем для Украины. «Дело в том, что на сегодня Словакия является главным поставщиком реверсного газа нашей стране. Фактически это выглядит так: часть российского газа, который мы транзитируем, возвращается словацкой стороной нам в соответствии с заключенным договором. И если в нашей ГТС газа не будет, то и возвращать будет нечего», – пишет УНИАН. Поэтому снова будем закупать газ у России, на продиктованных ею условиях.
Также украинская ГТС иногда называется экспертами одной из возможных гарантий от широкомасштабного вторжения российских войск. Страх ее повредить и потерять деньги от «Газпрома» может оказаться более серьезным аргументом для Кремля.
Выводы
Построив три газопровода в страны, которым ранее газ поставлялся через Украину, Москва уже наполовину уменьшила загруженность нашей ГТС. Этим она лишила Киев бюджетных поступлений. Построение и ввод в действие еще двух («Турецкого потока» и «Северного потока – 2») может нанести очень серьезный вред Украине.
Мало кто отрицает значительные усилия новой украинской власти в противодействии этим угрозам, как, например, договоренности президента Украины со шведскими чиновниками о совместном противодействии «Северному потоку – 2» от 10 мая текущего года. Однако экспертная среда считает, что она использует не все возможности. И если требование приравнять «Газпром» к энергетическому оружию и налагать санкции на те западные компании, которые с ним сотрудничают (по аналогии с компаниями российского ВПК), выглядят слишком фантастическими, то замечание, что, сотрудничая по обходным газопроводам с Кремлем, ЕС нарушает статью 274 Соглашения об ассоциации с Украиной, вполне обоснованное. Оно демонстрирует, что наша дипломатия недостаточно использует имеющиеся механизмы противодействия агрессору.
Роман Сиринский
По материалам:
Главком
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас