250 миллионов Лазаренко: США - в шаге к конфискации активов экс-премьера — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

250 миллионов Лазаренко: США - в шаге к конфискации активов экс-премьера

Криминал
973
В 13-летней судебной тяжбе США приблизились к конфискации активов Павла Лазаренко. Львиная доля замороженных 250 миллионов долларов – деньги, переведенные со счетов компаний Юлии Тимошенко.
Ивану Лазаренко исполнилось 13 лет. Младший сын экс-премьера Украины Павла Лазаренко – ровесник одного из самых сложных в истории США судебных процессов, связанных с отмыванием средств и конфискации коррупционных активов за рубежом. Иван родился в Сан-Франциско вскоре после того, как его отца освободили под домашний арест после почти пяти лет в калифорнийской тюрьме.
В 2009 году, спустя почти десять лет после задержания в США, Павла Лазаренко приговорили всего к восьми годам за решеткой за коррупцию и отмывание средств. Он вышел на свободу в 2012 году. Сегодня беглец из Украины живет в пригороде Сан-Франциско вместе со второй женой – своей бывшей переводчицей – и тремя детьми. Кроме воспитания детей, главным делом жизни для экс-премьера стала борьба в суде за выведенные из Украины коррупционные деньги.
Сложный процесс
На Павла Лазаренко в США работает целая армия адвокатов. Их главная задача – поставить под сомнение, что все замороженные счета находятся под контролем именно Лазаренко. Не только в оффшорных юрисдикциях, но и, в частности, в Швейцарии доказать это оказалось делом многих лет для американских следователей. Значительная часть денег Лазаренко находится на счетах трастов, созданных подразделением банка Credit Suisse. Швейцарцы не раскрывают бенефициаров трастов, однако у американских следователей есть немало доказательств того, что именно Лазаренко осуществлял контроль счетов.
Вторая юридическая битва между США и Лазаренко касается того, подлежат ли конфискации все зарубежные активы экс-премьера – даже те, которые никогда не переводились в США и в отношении которых нельзя применить нормы об отмывании денег. Американцы ссылаются на экстратерриториальные законы США о борьбе с коррупцией. Здесь следователям нужно доказать, что коррупционные действия, в каком бы уголке мира они ни были совершены, подпадают под американское антикоррупционное законодательство, то есть для совершения их были использованы хоть какие-то ресурсы в Соединенных Штатах – к примеру, американские серверы для электронной переписки с преступными намерениями.
Встречная жалоба Лазаренко
Судебная тяжба продвигается крайне медленно. Ожидается, что процесс закончится не ранее конца следующего года. Украинская прокуратура уже заявляла, что после конфискации ожидает возвращения денег в Украину. В конце апреля суд округа Колумбия принял первое решение, которое приближает американских правоохранителей к иностранным деньгам Лазаренко. Суд, как следует из решения, окончательно снял вопрос, распространяется ли на деньги Лазаренко за рубежом американское законодательство.
Таким образом суд дал ответ на решающий для конфискации денег Лазаренко юридический вопрос: можно ли считать, что переводы украденных в Украине средств в долларах США из одной страны мира в другую через корреспондентские счета в Соединенных Штатах являются достаточным основанием для признания американской юрисдикции в этом вопросе.
Подсудны ли США переводы взяток из Гернси в Антигуа?
Павел Лазаренко и его адвокаты настаивают, что переводы, скажем, с острова Гернси в Антигуа и Барбуда только “транзитом” проходят через корсчета в США и к ним нельзя применять нормы об отмывании денег и прочее американское законодательство о трансграничной коррупции. Зато американские правоохранители рассматривают каждый перевод через корсчет в Соединенных Штатах как два отдельных: один перевод – из Гернси на счет в США, а второй – с американского счета на Антигуа.
Решение суда округа Колумбия расстроило Павла Лазаренко. Ведь суд решил, что речь идет о двух отдельных переводах. Таким образом признана юридическая основа для последующей конфискации замороженных средств Лазаренко за рубежом. Вместе с тем, указал судья, только использование американских корсчетов было бы недостаточным для конфискации в пользу США. Решающим в деле украинского коррупционера стало то, что часть средств преступного происхождения он отмывал непосредственно в Соединенных Штатах.
Деньги от “схемы Тимошенко”
Анализируя допустимость применения законодательных норм США для конфискации средств на счетах Лазаренко за рубежом, суд округа Колумбия принял к сведению четыре криминальные схемы, деньги от которых поступали на ныне замороженные счета украинского экс-премьера. Речь идет, как указано в материалах судебного процесса, в частности, о 35 миллионах долларов “за крышевание бизнеса”, полученных от деятельности компаний “Агроснабзбут” Павла Кириченко и “Днепронефть” Александра Дитятковского, более 23 миллионов долларов от схемы растраты государственного имущества через агрофирму “Наукова”, а также через мошеннический контракт на полтора миллиона долларов на строительство сборных домов. Однако главный источник нелегальных доходов, о конфискации которых ныне говорится – “газовые схемы” при участии компаний “Единые энергетические системы Украины” (ЕЭСУ) и “Итера”.
Согласно материалам процесса, суд проанализировал транзакции со счетов ЕЭСУ, подконтрольной Юлии Тимошенко. ЕЭСУ перевела на подконтрольные Лазаренко счета минимум 162 миллиона долларов, указано в материалах дела. Речь идет, как ранее установило следствие, об “откатах” за содействие в деятельности энергокомпании. Будучи премьером, Павел Лазаренко, в частности, выдал государственную гарантию на 200 миллионов долларов по контракту ЕЭСУ и “Газпрома” на поставку газа. Компания Тимошенко не заплатила российскому газовому монополисту за газ, и в итоге пришлось рассчитываться государству. А деньги от продажи российского газа сначала оказались на оффшорных счетах Тимошенко, а затем и Павла Лазаренко. Последний признает, что в отношении “схемы ЕЭСУ” в иске США содержатся существенные доказательства международной коррупции, которая подпадает под американское законодательство. В то же время экс-премьер, как и в других случаях, отмечает, что деньги от “газовых схем” никогда не поступали в Соединенные Штаты. Суд, впрочем, не счел это препятствием для их конфискации.
Взяточничество и отмывание денег
Более того, суд констатировал наличие достаточных фактов, чтобы рассматривать вывод денег от Тимошенко в контексте законодательства США относительно межгосударственного перемещения и получении краденого имущества, а также в контексте законодательства об отмывании средств и о трансграничном взяточничестве. Аналогичное решение касается и схемы незаконного обогащения из-за деятельности газовой компании “Итера”, через которую на счета Лазаренко поступили 53 миллиона долларов.
Одновременно суд принял аргументацию адвокатов Лазаренко, признав, что в его случае можно применить американские законодательные нормы относительно вымогательства и электронного мошенничества, поскольку соответствующие преступления совершались в Украине и не подпадают под американское законодательство о борьбе с международной экономической преступностью.
“Живет на зарплату жены”
У неудачной попытки Павла Лазаренко пойти в контрнаступление в американском суде может быть банальная причина: у него заканчиваются деньги. Экс-премьер утверждает, как сообщала в прошлом году The New York Times, что живет на зарплату жены и должен адвокатам уже 100 тысяч долларов.
А вот бывшая прокурор Марта Берш, которая в свое время посадила украинского коррупционера за решетку, убеждена, что с голоду Лазаренко не умрет. “Он вывел налево и спрятал много денег”, – сказала Берш в интервью NYT. После конфискации в 2013 году бывшей виллы Эдди Мерфи в Новато, Павел Лазаренко поселился не в общежитии для безработных, а в поместье за 1,8 миллиона долларов. Оформленном, как отмечает NYT, на его жену. Бывшая переводчица Лазаренко Оксана Цикова сейчас работает в адвокатской конторе, защищающей интересы ее мужа.
Евгений Тейзе
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас