Экономическое чудо за одно поколение: Южная Корея - пример для Украины
Может ли стать процветающей страна, не имеющая нефти, газа, и других полезных ископаемых, с бедным, необразованным населением, находящаяся в состоянии непрекращающейся войны, не имеющая сухопутной границы ни с одним дружественным государством? На этот вопрос можно ответить утвердительно на примере Южной Кореи.
Какие же полезные выводы из корейского опыта реформ может сделать Украина, которой пока никак не удается твердо стать на путь успешных экономических преобразований.
С чего начинались реформы
После установления военного перемирия в Корейской войне, стартовые позиции Южной Кореи, как независимого государства, были не просто плохие, а очень плохие:
- В стране отсутствуют полезные ископаемые. Поэтому вариант экспорта ресурсов для пополнения бюджета не рассматривался изначально.
- Из-за небольшой по площади территории и, преимущественно, гористой местности, активно развивать сельское хозяйство также затруднительно. Сельскохозяйственными продуктами страна не могла обеспечить даже себя, не говоря об их экспорте.
- Почти вся промышленность осталась на территории КНДР. В Южной Корее для развития экономики хронически не хватало высококвалифицированных инженеров и рабочих.
- Почти все население страны было бедным и безграмотным.
- Южная Корея фактически была островом, что резко сужали ее экономические перспективы. Она не имела сухопутной границы ни с одной страной мира, кроме КНДР, с которой до сих пор находится в состоянии войны.
Корея в 50-х годах 20 века была одной из беднейших стран мира, ВВП на душу населения составлял всего 65 долларов. Для сравнения, в 2016 году ВВП на душу населения превышает показатель середины прошлого века в 428 раз. Феноменальный рост благосостояния корейцев и есть главный показатель успешности реформ.
Что удалось достичь
Сейчас Корея – высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного вмешательства государства в экономику.
Результаты успешных экономических реформ не могут не поражать:
- ВВП в 2016 году – 1432 млрд долл. (11 место в мире);
- ВВП на душу населения в 2016 году – 27,8 тыс. долларов;
- Средний класс составляет 45% от взрослого населения страны. Уровень безработицы – 3,5%;
- Прямые иностранные инвестиции в экономику страны в 2016 г. составили 198 млрд долл;
- Долгосрочный рейтинг кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте: по шкале Fitch – «АА-» / прогноз стабильный, S&P – «АА» / стабильный, Moody’s – «Аa2»/ стабильный;
- По легкости ведения бизнеса страна занимает 5 место в мире (согласно рейтингу Doing Business);
- В рейтинге Глобального индекса инноваций страна занимает 14 место в мире;
- Расходы на НИОКР – 4,5% от ВВП;
- В индексе восприятия коррупции Южная Корея занимает достаточно высокое 36 место из 167 стран.
Три причины успеха
По мнению профессора университета в Сеуле Джаспера Кима, достижению таких феноменальных экономических результатов при ограниченных природных ресурсах страны и крайне неблагоприятных стартовых условиях, способствовали 3 фактора:
- Упор на собственные силы. Страна сделала ставку на свой единственный ресурс – людей. Все усилия были брошены на повышение уровня образования и профессиональной грамотности. Стране удалось подготовить армию высококвалифицированных инженеров и рабочих, которые и стали основой для экономического роста.
- Цель оправдывает средства. Основоположник корейских реформ, президент Пак Чон Хи, пришел к власти в результате военного переворота в 1961 году. Президент Пак воспользовался своей властью для того, чтобы заставить богатых корейцев инвестировать в промышленность страны, в том числе в судостроительные верфи. Подобный стиль управления, возможно, вызывает много вопросов, но именно он и был нужен для того, чтобы восстановить разрушенную войной экономику.
- Бизнес – дело семейное. Экономический успех Южной Кореи трудно представить без крупных конгломератов, получивших название “Чеболь”. Речь идет о группе формально независимых и самостоятельных фирм, фактически находящихся в собственности одной семьи и под единым административным и финансовым контролем. Глубоко укоренившийся в корейском менталитете принцип наследственной передачи власти обеспечивает стабильность, которую многие считают важным фактором корейского чуда. Самая известная южнокорейская корпорация “Самсунг” находится в руках одной семьи Ли с самого дня основания в 1938 году.
Главная цель реформ – экономический рост
У Южной Кореи также имеется и неудачный период реформирования в 1953-1961 годах. Тогда правительство поставило перед собой цель. Этот период был, в некоторой степени, похож на ситуацию в Украине: высокий уровень коррупции, низкий экономический рост, высокие импортные тарифы, в стране одновременно существовало несколько валютных курсов.
Оказалась неудачной политика импортозамещения, попытка обеспечить страну товарами за счет внутреннего производства провалилась, но она дала возможность нажиться приближенным к власти бизнесменам.
В этот период очень важной поддержкой стала американская финансовая помощь: 50% бюджета Южной Кореи финансировалось за счет американских кредитов, 70% оборонных расходов оплачивались при поддержке США. За счет американских денег покрывалось 70% импорта и 80% капиталовложений в Южной Корее.
С приходом к власти президента Пак Чон Хи в 1961 году, резко изменился подход к реформированию экономики: вместо политики импортозамещения, ставка была сделана на увеличение экспорта, и подчинение интересов крупного бизнеса государственным целям и задачам. Кардинальное отличие корейских реформ от украинских в том, что в Украине олигархи оказывают влияние на правительство, а в Южной Корее все наоборот.
Правительство оказывало широкую поддержку любому бизнесмену, который мог обеспечить расширение международных рынков сбыта для продукции корейского производства. Постепенно компании-неудачники отсеивались, зато шел бурный рост активов успешного бизнеса.
Крупный бизнес был подотчетен правительству с точки зрения выполнения планов по экспортной экспансии на мировой рынок. Выводить капиталы за границу не разрешалось, государственные ресурсы и частные капиталы были направлены на развитие промышленности и расширения экспорта. Власти активно поддерживали крупный бизнес, обеспечили их льготными кредитами, налоговыми послаблениями и госзаказами, и все ради быстрого роста производства и экспорта.
Изменение политики экономических реформ привело к ошеломляющему результату, корейское правительство смогло «построить все из ничего».
На протяжении более двух десятилетий ежегодный рост ВВП составлял 9-10%, иногда поднимался и до 14% за год. ВВП на душу населения вырос с 65 до 27800 долларов.
Экспорт корейских товаров рос даже быстрее, чем ВВП — за 54 года он увеличился в 7000 раз. Сегодня Корея занимает восьмое место в мире по экспорту продукции. С каждым годом корейцы получали все больше валюты, что помогло развитию экономики страны. В 2015 году доходы Кореи от международной торговли составили 735 миллиардов – это половина ВВП страны.
По экспорту высокотехнологической продукции Корея занимает 5 место в мире, уступая Китаю, Германии, США и Сингапуру. В 2015 году экспорт технологических товаров принес корейским компаниям 142 млрд долл.
Корея – мировой лидер судостроения. Корейские судостроительные компании контролируют 40% мировых заказов на строительство морских судов.
Один из важнейших факторов корейского экономического чуда – высокие показатели трудоотдачи и производительности труда корейцев. В период бурного экономического роста у корейского работника было 1-2 выходных в месяц. В 90-е годы количество выходных увеличилось до 4-5 дней за месяц.
Сейчас у корейцев, как правило, 8 выходных дней в месяц. Снижение количества рабочих дней связано не только с ростом доходов и социальных стандартов в стране, но и с резко выросшей производительностью труда корейских рабочих. Даже японцы, которых считают трудоголиками, не могут сравниться с Кореей по производительности труда.
Суть корейского экономического чуда
Создать такие экономические условия, при которых товары и услуги национального производителя смогут захватить у конкурентов внешние рынки сбыта. Упор был сделан на крупный бизнес семейного типа, рост квалификации работников и производительности их труда.
Выводы для Украины
Многое из первого (неудачного) этапа реформ Южной Кореи можно наблюдать и в Украине. Неконтролируемая коррупция, лоббирование и необоснованный протекционизм для «своих». Правительство больше учитывает интересы олигархов и крупного бизнеса, часто вопреки интересам страны. Из-за неблагоприятного экономического и инвестиционного климата из Украины ежегодно выводится 10-15 млрд долларов. Если из страны бегут внутренние инвесторы, как можно рассчитывать на приход иностранных инвестиций?
Опыт корейских реформ показывает, что при желании нет ничего невозможного. Корея начинала свои реформы в условиях на много более тяжелых, чем те, в которых сейчас находится Украина. Но для проведения реформ нужна политическая воля, и стремление добиться поставленной цели не взирая на сложности.
Правительство Украины не должно прикрывать свое бездействие войной на востоке страны. Корея до сих пор находится в ситуации незавершенной войны с КНДР. Но это не помешало провести эффективные экономические реформы и добиться разительных результатов в росте экономики и повышении жизненного уровня населения.
Корейский опыт вполне можно применить и в Украине. Задача выхода экономики Украины на быстрый и устойчивый экономический рост может быть решена за счет:
- Снижения уровня налогов. Ставка налогов в Корее остается долгие годы на рекордно низком уровне в 10%, что привело к росту иностранных инвестиций.
- Жесткого государственного контроля над вывозом капиталов из страны. Украинский бизнес при поддержке государства вкладывает капиталы в производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг. Превращение Украины в производственную площадку для Евросоюза.
- Повышение качества образования и профессионального уровня инженеров и работников. Деньги, вложенные в НИОКР, образование и рост профессиональной квалификации, принесут стране намного больше выгоды, чем попытка реанимировать неэффективные и неконкурентоспособные предприятия, построенные еще в советский период.
Сергей Савенко
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью