Андрей Зинченко: скрытые смыслы или семиотика денежных знаков (часть 4)
В прошлых публикациях (часть 1, часть 2, часть 3) мы подняли тему скрытых смыслов в дизайнах денежных знаков современности. Сегодня мы обратим внимание на одну интересную, но вместе с тем не имеющую прямого объяснения деталь дизайна украинской гривны.
Знак треугольника, вызвавший общественный интерес, будучи напечатанным на 500 гривнах 2006 года, присутствует и на других номиналах. На 500 гривнах нового образца он тоже остался.
Минимальный целый номинал украинской денежной единицы гривны представлен одновременно в виде банкноты и монеты. При этом монета номиналом в 1 гривну примечательна в первую очередь своеобразным дизайном реверса.
Здесь мы видим нетривиальную комбинацию растений и треугольных структур, что само по себе является оксюмороном. Официально это стилизованное изображение ветвей. Однако никаких данных о причинах изображения столь необычного видения ветвей нет. Между тем изображение сильно напоминает популярную геометрическую головоломку «Сколько треугольников?», международный знак радиоактивной опасности и не только их.
Причем если предполагать в дизайне аллюзию на радиоактивность, то может оказаться, что на монете запечатлен вполне достоверный биологический процесс. Изучив документальную литературу о ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, можно узнать, что для захоронения некоторых видов зараженных объектов использовались котлованы, дно которых устилалось бетоном для предотвращения заражения грунтовых вод, а сверху захораниваемого укладывался грунт, который, как предполагалось, должен был снизить интенсивность излучения. В первом приближении концепция работала, но в дальнейшем радиоактивные элементы частично «поднимались» на поверхность корневой системой растительности, выросшей сверху такого котлована. В общих чертах это более соответствует действительности, чем описание неопознанных стилизованных ветвей.
Тема треугольников в дизайне встречается и на обиходной монете 70 лет победы.
И на юбилейной монете 70 лет победы номиналом в 5 гривен (темы идентичны).
Знакомый элемент явно бросается в глаза на монете номиналом в 2 гривны, посвященной М. Грушевскому. (Существует мнение, что М. Грушевский был масоном, символическое подтверждение чему можно при желании найти на приведенном фото).
Официальное объяснение НБУ гласит, что это «стилизованный орнамент, расположенный по диагонали», хотя данное решение сильно схоже с головоломкой американского шахматиста и любителя танграма – С. Ллойда. (Есть мнение, что на монете изображено 56 треугольников, включая 2 с прилегающим орнаментом).
Конечно же, господин Ллойд был не первым человеком, интересовавшимся занимательной геометрией и вероятнее всего не он впервые решил сформулировать задачу подсчета треугольников с подвохом. И уж совершенно точно геометрия не имеет отношения к М. Грушевскому в историческом контексте.
Но что же тогда символизирует орнамент из треугольников раскрашенных шахматным порядком? Таковой мы еще встретим в дальнейшем.
Следующий треугольник находим на юбилейной монете посвященной математику А. Ляпунову. НБУ описывает решение как «геометрическое изображение задачи небесной механики».
Также специфически изображены треугольники на монете, посвящённой общественному, политическому и церковному деятелю И. Огиенко. Здесь НБУ прямо указывает, что на монете изображен не крест (как можно было бы предположить при беглом осмотре – Авт.), а именно 4 треугольных сектора!, которые украшены растительным орнаментом в стиле барокко. Растения с треугольниками мы уже видели выше, а вот годы жизни И. Огиенко оформлены тоже треугольниками. К содержанию растительного орнамента в стиле барокко мы еще вернемся.
Треугольники содержит и монета «Спортивное ориентирование», хотя здесь они вроде как уместны. Из описания мы узнаем, что видим изображение маршрута и стилизованный компас. Компас почему-то стилизован в виде символа напоминающего геральдическую розу ветров.
Не меньше треугольников на тематической монете о Л. Ландау. Здесь НБУ нам сообщает, что мы видим функцию распределения электронов и ионов в неизометричной плазме на фоне солнца (с маленькой буквы). Треугольники, Солнце. Все это мы еще увидим.
Следующая монета с треугольниками – 5 гривен с изображением геодезической дуги В. Струве. (Существует мнение, что В. Струве также был масоном).
Учитывая фундаментальность треугольника как символа, очень хотелось бы прочитать официальные пояснения такой приверженности художников и НБУ к финансовой геометрии на официальном сайте регулятора, но таковых нет.
От юбилейных монет, которые практически не встречаются в обиходном обороте, перейдем к более массовым номиналам, имеющим в дизайне треугольник в том или ином виде.
Ничего не привлекало бы внимание, если бы это были единичные случаи, но правильные геометрические объекты слишком часто фигурируют в, казалось бы, художественных решениях, призванных в т.ч. усложнять подделку и отразить исторические этапы на фоне преобладания витиеватых орнаментов.
20 гривен являются популярной обиходной купюрой. При этом текущая оборотная банкнота решена значительной мерой в треугольной тематике.
На первый взгляд может показаться, что треугольный знак для слабовидящих использовался для этого номинала и раньше, сетка по краям является треугольником лишь ситуативно, а треугольники с числом 20 в центре символизируют хвойный лес.
Однако для визуализации концентрации совпадений обратимся к оборотной стороне купюры. Дело в том, что исполнение данной купюры находится на очень высоком техническом уровне и не менее высоком уровне детализации макета. Так изображение Львовского театра на реверсе полностью выполнено из цифры 20 разной толщины линий. Не сказать, что великое достижение в век компьютерных технологий, но тем не менее отличный элемент защиты от подделок. Цифра 20 на реверсе и вертикальная полоса номинала на аверсе выполнены аналогично.
При этом при такой высокой детализации статуя Славы с фронтона театра, изображенная крупным планом на реверсе купюры, имеет на правой руке всего три пальца, образующие вершины треугольника.
Треугольные мотивы можно найти на 20 гривнах всех образцов. Получается переходящий треугольный мотив купюры. И он встретится нам не только здесь. Существует спорное мнение, что И. Франко тоже был масоном (якобы прочтение его произведения «Каменяры» слишком буквально свидетельствует в пользу этого – Авт.), а знак треугольника имеет к этому течению прямое отношение. Франковеды же утверждают, что это не так.
Также хотелось бы обратить внимание на треугольный мотив по периметру 50 гривен 1992 года с изображением М. Грушевского, которые были напечатаны в виде образцов, но в оборот введены не были.
Как мы видели выше треугольники на платежном средстве с М. Грушевским таки были реализованы в монете. Причем с аналогичным дизайном расположения в «шахматном порядке».
Актуальный образец купюры номиналом 200 гривен так же не лишен треугольного мотива. Официально это «разноцветные ленты украинского венка».
Причем ленты венка циклически уходят за пределы купюры вниз и «выглядывают» сверху. Получается, что купюра охвачена символом целиком: как вверху, так и внизу. Флористика в соединении с треугольниками нам уже встречалась на монете номиналом в 1 гривну.
В первом материале, посвященным символам на деньгах, мы ознакомились со знаком в виде глаза в треугольнике и круге на 500 гривнах образца 2006 года.
Знак был спорным и, хотя исторические документы связывали его с Г. Сковородой, тем не менее на 500 гривнах нового образца в явном виде он в дизайн включен не был.
Однако неявно в нем остался. И судя по причинам, изложенным ниже, на купюре образца 2006 года он был помещен не случайно. Как и в случае с дизайном 2006 года исторические корни у элемента будут, но теперь они станут вызывать несколько больше вопросов, чем ранее. Внимательное изучение 500 гривен образца 2006 года легко визуализирует наличие стилизованного изображения корпуса Киево-Могилянской академии с латинским текстом вокруг.
Это изображение в светлых тонах находится правее центра над рисунком и обычно не привлекает внимания на фоне такого явного знака треугольника в круге левее. В официальном описании реверса купюры на сайте НБУ элемент не значится. Изображение фоновое и поэтому частично перекрыто как вверху, так и внизу.
Между тем это печать Киево-Могилянской академии, которая в полном, контрастном и хорошо читаемом виде выглядит вот так.
Сравнение показывает, что на старой купюре солнце, изображенное на печати, перекрыто словом «гривень», а его лучи читаются слабо.
Да, Вам не показалось – солнце на печати Киево-Могилянской академии треугольное. Солнце и глаз в треугольнике это в некотором смысле тождественные символы. Т.е. в дизайне 2006 года, буквально скрыв этот символ на печати, художник вынес его на реверс в явном виде, но в другой форме, связав историческим обоснованием с философом.
Как мы помним, на купюре 2015 года спорный глаз в треугольнике уже явно отсутствовал, что несколько ослабило общественный интерес к истории появления этого элемента на деньгах, но внимательное изучение реверса 500 гривен образца 2015 года показывает, что треугольное солнце на печати стало явным.
Слово «гривень» в художественном решении теперь не перекрывает элемент печати с треугольным солнцем.
Таким образом новая купюра в 500 гривен сохранила тождественный треугольный солярный символ на реверсе, несколько ослабив на нем акцент.
При этом обоснования знака в случае изысканий будут вполне историческими – печать академии, а почему солнце треугольное, уже вопрос в 18 век.
Здесь уместно ознакомиться с одним из предварительных дизайнерских решений 500 гривен, которые в тираж не пошли.
Как видим, на месте и корпус Киево-Могилянской академии и треугольники (аналогичные таковым на невведенных в оборот 50 гривнах) и даже облака с печати. Свеча заслуживает отдельного внимания.
Занимательный пример художественной настойчивости. Художественной ли?
Рассматривая ситуацию шире, можно констатировать, что по стечению неизвестных обстоятельств треугольный символ открывает, находится в середине и закрывает линейку номиналов украинской денежной единицы. С чисто статистической точки зрения такие совпадения имеют относительно низкую вероятность произойти с такой частотой.
Исходя из изложенного можно предположить, что на ожидаемой купюре номиналом в 1000 гривен, как самом крупном номинале, закрывающем линейку существующих, можно с некоторой вероятностью ожидать наличия треугольных элементов в дизайнерском решении.
Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения, магистр государственного управления (МРА)
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью