Автодорам мало денег. А меньше "химичить" не пробовали? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Автодорам мало денег. А меньше "химичить" не пробовали?

Казна и Политика
453
В водовороте весенних дорожных хлопот все уже и забыли, как месяц назад СБУ громогласно заявляла об обысках в Киевавтодоре, обвиняя коммунальную корпорацию в многомиллионных злоупотреблениях. Не вспоминают и о том, как еще чуть раньше гендиректор Киевавтодора пытался отстоять свою профессиональную честь добровольной отставкой в связи с разрушением Шулявского путепровода. «Забылось», как киевский мэр Виталий Кличко разрывался между двумя огнями – не зная, то ли сердиться и наказывать директора Киевавтодора за бездействие, то ли защищать его от позора несправедливых обвинений Службы безопасности. СБУ, кстати, тоже молчит после такого громкого заявления. В результате сложилась более чем странная ситуация. Несмотря на скандалы, крупнейшим коммунальным «автодором» – киевским продолжает руководить Александр Густелев. Обвинения? Обыски? Добровольная отставка? Ну, поговорили… А теперь – забудьте?
Шла 7-ая неделя увольнения директора Киевавтодора…
Александр Густелев в начале марта (после обвала на Шулявском путепроводе) подавал в отставку. Но с тех пор его заявление никто больше не видел. Как и аналогичное заявление его «коллеги» по несчастью Ильи Сагайдака, заместителя председателя КГГА, который тоже положил «бамагу» Кличко на стол и скромно не стал настаивать на ее удовлетворении.
Потом обвинения СБУ в хищении чиновниками Киевавтодора «сотен миллионов гривен из государственного и городского бюджета», такое впечатление, что тоже легли под сукно. Кажется, туда же отправились и выводы Государственной аудиторской службы о завышении стоимости дорожных работ в Киеве на 11 млн гривен и о нарушении законодательства в сфере госзакупок.
И никто, конечно, не стал ни перед кем извиняться за тот непонятный «шухер» с обысками, или пытаться дальше распутывать дело, доводя его до логического конца. По версии следствия, руководители “Киевавтодора” по сговору с коммерсантами во время тендеров закупали материалы и работы по значительно завышенной цене. Затем деньги переводились на фиктивные фирмы, обналичивали и присваивали. Приводилась даже шокирующая цифра в 300 миллионов только за 2016 год.
«Антикоррупционная» Комиссия столичного горсовета, которая грозилась устроить Густелеву публичную «исповедь», провела уже второе свое заседание с того времени. И при этом с ее повестки дня вопрос о ситуации вокруг Киевавтодора и состояния ремонта столичных автодорог странным образом исчез. Хотя депутаты и успели публично «попиариться» на неуважении к себе со стороны главного «фигуранта», который на несколько дней исчез от бдительного ока общественности (официально – в отпуск).
Однако затем господин Густелев, как ни в чем не бывало, появился и, как говорится, приступил к исполнению. И вот мы уже видим ролик, где он вместе с Кличко инспектируют ход ремонтных работ на киевских дорогах, демонстрируя высочайшую степень ответственности и озабоченности. Хотя ответственностью за поступки, действия и слова здесь и не пахнет. Причем не пахнет со всех сторон…
Непосредственно в столице для наведения порядка на дорогах нужно около 20 млрд грн. Однако запланировано на это направление в 2017 году примерно 2 млрд грн. «Понятно, что этого недостаточно, чтобы работы выполнить качественно и в полном объеме. На эти запланированные 2 миллиарда гривен, в том числе, ляжет коррупционная составляющая, которая составляет, как правило, 20-30%, соответственно уже получается ориентировочно 1,4 миллиарда. Плюс вопрос, связанный собственно с неэффективностью строительных работ, которые идут не в сезон, с нарушениями и тому подобное. Это еще минус около 30% эффективности», – отмечает эксперт по транспортным вопросам Виктор Медвидь.
«Дорожные» миллиарды уходят, как вода в песок
У нового главы “Укравтодора” Славомира Новака, бывшего министра транспорта Польши, объяснения плохого состояния украинских дорог те же самые, что и у его многочисленных предшественников – катастрофическая нехватка средств на катастрофически убитые украинские дороги, которых в Украине 90%. По его словам, финансирования ремонта дорог в течение последних десяти лет хватало лишь на 3-5% от объема всей сети – это несколько миллиардов гривен из необходимых 130 млрд грн. Но есть и другое объяснение плохому состоянию дорог. Из 100% средств, которые попадают в “Укравтодор”, лишь 60% идут на дороги, а остальное, в виде “откатов”, возвращается и распределяется между заинтересованными лицами”, – говорит экс-заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.
Эксперты предполагают: на ремонте дорог коррупционная составляющая может достигать трети от общей стоимости работ. И система электронных закупок Prozorro перед этим почти бессильна. Довольно часто в тендерах на капитальный ремонт дорог участвует только ограниченный пул компаний. А цены на ремонтные работы и материалы часто завышаются на 40-50%, а то и все 200%.
«Схема заработать денег на дорогах фактически всегда одна: это записать, будто ты сделал вот столько, забрать деньги, а на самом деле сделать гораздо меньше. И как подвид этого – заменить что-то хорошее на что-то плохое, к примеру, бетон одной марки на бетон худшей марки. Разницы на глаз вообще нет, ее могут показать только лабораторные испытания… И речь о том, что так вот можно заработать до четверти, трети от стоимости всего», – утверждает редактор сайта «Наші гроші» Юрий Николов в программе «Схемы». То есть, в основном способы зарабатывания кроются в банальном несоблюдении технологий строительства и ремонта. Например, вместо природного гранитного щебня кладут менее прочные искусственные материалы, керамзит, вместо 5 см асфальта кладут 3 см. Вместо 10 проездов катком (это же какая экономия солярки!) делают 3-4 и так далее.
Украинские дороги и «светлое будущее»
В дорожном хозяйстве Украины разгар ремонтных «весенне-полевых» работ, за которыми пристально наблюдает общественность. Все ожидают, что позорные тенденции в такой традиционно коррупционной сфере, как содержание и строительство автодорог, наконец будут усмирены. В всяком случае, такие обнадеживающие заявления звучат со всех уровней – начиная от президента, председателя правительства, до министров и мэров разных калибров. По словам Президента Порошенко, на строительство дорог в Украине в этом году дополнительно будет выделено 15 миллиардов гривен. Кроме того, дороги будут отстраивать за счет облигаций внутреннего госзайма. Президент заверил, что в 2017 году в Украине должно быть построено 2,5 тысячи километров дорог.
В свою очередь премьер Владимир Гройсман – тоже за строительство новых дорог. Во время прошлогодних инспекций дорог по центральной части Украины он пообещал выделить на автодороги рекордные 35-40 миллиардов гривен.
Правительство убеждает, что в этом году наконец будет сломлена тенденция хронического недофинансирования и некачественного выполнения работ в дорожном строительстве. Все надежда на «прозрачные» тендерные процедуры и личную ответственность топ-менеджеров. Премьер уже пообещал, что о «халтурщиках из “Укравтодора” будет знать вся страна». Хочется верить. Однако коррупционные схемы, корпоративные сговоры, завышение цен на дорожные работы пока не исчезли. Их не могут полностью «вытравить» ни хваленые электронные торги, ни заключения ревизоров, ни громкие уголовные дела. Да и с персональной ответственностью пока не все складывается…
Марина Нечипоренко
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас