Там, где нас нет. В каких странах проще всего зарегистрировать бизнес — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Там, где нас нет. В каких странах проще всего зарегистрировать бизнес

Фондовый рынок
2142
В конце 2013 года в офисе и квартире сооснователя IT-компании “908” Алексея Иванкина из Днепра прошли обыски. Силовики забрали серверы, ноутбуки и даже загранпаспорта сотрудников. Дело удалось замять, но в Украине предприниматель оставаться не захотел. Благо у Алексея Иванкина и его партнёра Андрея Хорсева уже была зарегистрирована компания в Польше. Несколько лет назад они открыли её для работы с сервисами, к которым украинский бизнес до сих пор не имеет доступа — PayPal, Google Play и Apple Store. Поэтому в 2014 году предприниматели решили полностью перенести офис в польский Вроцлав, забрав на новое место всех сотрудников. “Я ничего не смыслю в регуляторке, но понимаю, что ни один инвестор в украинскую компанию денег не вложит, интеллектуальную собственность на неё не повесит. IT в Украине как бы есть, но весь продукт и деньги уплывают в другие юрисдикции”, — поясняет Хорсев причину своего переезда из страны.
Однако рейдерство и “маски-шоу” — лишь верхушка проблем украинского бизнеса. По словам советника юридической группы LCF Татьяны Игнатенко, иностранные заказчики в целом предпочитают иметь договорные отношения с европейскими, а не украинскими компаниями. Причина этого — убеждение иностранцев в крайней нестабильности нашей страны и непредсказуемости её правового поля.
Впрочем, украинские предприниматели открывают в ЕС компании не только для того, чтобы перенести свой бизнес в благополучную страну. “Производственные компании создают структуры вне Украины для облегчения поставок сырья и экспорта готовой продукции. Энергетические компании привлекают инвестиции вне Украины, и для урегулирования взаимоотношений между инвесторами регистрируют международные холдинги”, — объясняет партнёр практики международного бизнес-администрирования компании Juscutum Лана Голян.
Одним словом, причин для открытия компании за границей может быть множество. Но перед выходом на глобальные рынки в любом случае нужно тщательно проанализировать бизнес-процессы в компании. Сначала их стоит довести до совершенства на локальном рынке и лишь потом двигаться вперёд. “Если компания не приносит прибыли и винит в этом не свою структуру, а клиентов или в страну в целом, для неё риски выхода на европейский рынок слишком велики, и затраты, скорее всего, не окупятся. Структуры компании должны работать как часы”, — советует руководитель таллинского офиса юридической компании “Ильяшев и Партнёры” Виталий Галицких.
У предпринимателей, которые всё же решили рискнуть и открыть собственное дело на чужбине, Фокус выяснил, в каких странах вести бизнес удобнее всего.
Сингапур
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 2 (85 баллов)
Открытие компании в Сингапуре — одно из наиболее популярных решений для работы на рынках Юго-Восточной Азии и Китая. “Страна предоставляет существенные преимущества в налогообложении. В частности, здесь действуют льготы для научно-исследовательских подразделений. Законодательство Сингапура построено на основе британского права, что также облегчает инвестиции”, — рассказывает соучредитель юридической фирмы Axon Partners Денис Береговой. Минус — для управления компанией в Сингапуре придётся привлечь директора-резидента.
США
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 8 (82 балла)
Последние несколько лет нашу страну не раз будоражили сенсационные сообщения о том, что очередной украинский стартап привлёк иностранные инвестиции и переезжает в США. Например, так поступили изобретатели гаджета для домашних животных Petcube, производитель LED-вспышек для смартфонов Concepter, создатель музыкального приложения Vox player — Coppertino, разработчик технологии дополненной реальности Augmented Pixels.
В США украинские стартаперы перебираются не ради сладкой жизни. К этому их подталкивает правовая незащищённость объектов интеллектуальной собственности дома. “Пока в стране не будет реализовано право на собственность и на справедливый суд, темпы переездов будут только нарастать, так как другие страны понимают выгоду привлечения к себе предпринимателей”, — считает Алексей Иванкин. Кроме этого, как объясняет Денис Береговой, американским инвесторам проще развивать компании, зарегистрированные в США.
Эстония
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 12 (81 балл)
Украинских предпринимателей эта страна привлекает в первую очередь либеральным налогообложением. “В Эстонии нет налога на нераспределённую прибыль. Если прибыль реинвестируется в развитие бизнеса, компания избегает уплаты корпоративного налога”, — объясняет преимущества страны юрист ICF Legal Service Валерия Мытюшина. В этом году Эстония запустила и программу стартап-виз — работающие в молодых компаниях специалисты могут рассчитывать на получение визы по облегчённой процедуре.
Все государственные сервисы Эстонии, включая оплату налогов и заполнение деклараций, переведены в электронный режим. Чтобы общаться с государством через интернет, достаточно обладать ID-картой, которую получают в том числе и иностранные работники.
Польша
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 24 (78 баллов)
Географическая близость страны позволяет поддерживать тесные связи с родиной. “Поляки даже без особо выгодной системы налогообложения или возможностей для привлечения инвестиций берут своё за счёт перспектив для релокации офисов, получения вида на жительство и других бытовых преимуществ”, — говорит Денис Береговой. Кроме того, с этого года налоговую ставку для малого бизнеса в Польше снизили с 19% до 15% прибыли.
Чехия
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 27 (77 баллов)
Регистрация компании в Чехии — один из самых быстрых и дешёвых способов заполучить корпоративный аккаунт в PayPal. Помимо прочего, в прошлом году Чехия вошла в десятку самых дружественных к экспатам стран.
Нидерланды
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 28 (76 баллов)
Именно в Нидерландах зарегистрировано большинство дочерних подразделений нефтегазовых концернов, созданных для разработки месторождений в развивающихся странах. “Там действует множество механизмов, упрощающих жизнь собственникам бизнеса, — от льгот для компаний, работающих над созданием интеллектуальной собственности, до возможности разработки внутри компании плана поощрения работников акциями предприятия (stock options)”, — поясняет Денис Береговой. Естественно, опционы сотрудникам компании никто не возбраняет раздавать и в Украине. Но правила ведения реестра акционеров и оценки капитализации компании делают этот способ поощрения сотрудников крайне трудоёмким.
Венгрия
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 41 (73 балла)
Привлекательность Венгрии для ведения бизнеса уже оценил Пётр Порошенко. Корпорации Roshen с 2012 года здесь принадлежит одна из крупнейших кондитерских фабрик страны — Bonbonetti Choco.
Главное достоинство Венгрии — низкие налоги. “С этого года здесь действует ставка корпоративного налога всего в 9%. Но под обложение этим налогом не подпадают дивиденды, полученные венгерскими компаниями. Также в Венгрии нет налога при выплате процентов, дивидендов и роялти иностранному юрлицу”, — рассказывает Валерия Мытюшина.
Кипр
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 45 (73 балла)
Не стоит воспринимать Кипр исключительно как офшор. Для привлечения IT-предпринимателей здесь действует специальный льготный налоговый режим IР-box и система стартап-виз, предполагающая получение вида на жительство основателями проекта, а при его успешной реализации — возможность переезда на Кипр всей семьёй.
Мальта
Позиция в рейтинге Doing Business 2017: 76 (65 баллов)
В прошлом году Мальта заняла второе место в рейтинге наиболее благоприятных стран для экспатов. Несмотря на довольно низкие позиции в рейтинге Doing Busines 2017, иностранцам вести бизнес на острове комфортно. “На Мальте действует так называемая система условного начисления налогов — базовая ставка корпоративного налога составляет 35%, однако за счёт возможности получить возврат до 6/7 уплаченного налога при распределении дивидендов реальная налоговая ставка снижается до 5%”, — поясняет Мытюшина.
Одним словом, с какими бы мотивами ни было связано желание открыть компанию за рубежом — будь то бегство от отечественных неопределённости, коррупции и кумовства или необходимость вывести бизнес на глобальный уровень, — двигаться есть куда.
Мария Бабенко
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас