0 800 307 555
0 800 307 555

А как у них? "Прозрачная" Германия, или Немецкая реакция на панамский скандал


А как у них? "Прозрачная" Германия, или Немецкая реакция на панамский скандал

Если в ближайшем будущем вы в Германии заплатите за товар или услугу наличными более 10 тысяч евро, то будьте готовы к тому, что информация об этом вскоре станет известна “компетентным органам”. Таково одно из нововведений, предусмотренных законопроектом о борьбе с отмыванием денег, который в среду, 22 февраля, инициировало правительство ФРГ.

Помимо усиления контроля над обращением наличных, документ призван в целом помочь бороться с отмыванием денег и даже с финансированием терроризма. По крайне мере так утверждают его сторонники, а также главный автор и вдохновитель, министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble). Как он заявил в среду, новый закон станет в арсенале властей “мощным инструментом”.

Инструменты

“Инструментов” на самом деле даже несколько. Например, уже упомянутая обязанность сообщать о “подозрительных” клиентах. Сообщать должны ювелиры, нотариусы, автодилеры, сотрудники аукционов, маклеры, любые финансовые организации, налоговые советники и другие. То есть от работника автосалона на соседней улице до работников Deutsche Bank. “Подозрительных клиентов” законопроект поделил на три группы. Первая – те, кто приобретает в Германии недвижимость, украшения, автомобили, золото или предметы искусства на крупные суммы. Вторая – именно те, кто расплачивается наличностью на сумму свыше 10 тысяч евро. До сих пор граница пролегала на 15 тысячах. Наконец, третья группа – так называемые PeP, то есть лица, которых можно отнести к политическим деятелям в любой стране мира.

Другой “инструмент” – новый банк данных, который будет создан в Германии и получит название “реестр прозрачности” (Transparenzregister). Здесь правительство ФРГ реализует общеевропейское решение, которое предписывает создать в каждой стране ЕС национальную базу с информацией о подлинных бенефициарах фирм и фондов, а не о формальных держателей долей в них.

В перспективе национальные базы начнут обмениваться информацией друг с другом. Доступ к “реестру прозрачности” получат “компетентные органы” вроде налоговых инспекций и следственных органов, а также лица и организации, имеющие к этому “обоснованный интерес”. Детали этой формулировки не раскрываются, но уже известно, что к этому кругу относятся также неправительственные организации и журналисты.

Наконец, еще одним “инструментом”, которым законопроект вооружает власти, является переподчинение министру финансов ФРГ центрального штаба по мониторингу финансовых транзакций, расширение его штата и финансирования. А кроме того – резкое и существенное увеличение штрафов за нарушение новых норм или невыполнение предписаний. Именно штрафы стали одной из основных причин критики в адрес министра финансов Шойбле и его замыслов – но при этом причиной не единственной.

Требование есть, но оно невыполнимо

Обязывая сообщать о “подозрительных клиентах”, законопроект не раскрывает способов выявления таких лиц. Например, существующие базы данных политических деятелей являются на сегодняшний день платными услугами частных компаний, и услугами очень дорогими. И если крупным банкам оплатить их по плечу, то для автодилера или налогового советника эти расходы неподъемны.

В итоге, как заявили в Федеральном объединении торгово-промышленных палат Германии (DIHK), это приведет к тому, что часть лиц, обязанных информировать власти, просто не сможет это делать и начнет нарушать закон с момента его вступления в силу. Более того, за обращения за информацией из нового “реестр прозрачности” правительство также предполагает взимать сбор. Так что получать данные оттуда захотят далеко не все. Но это не единственная проблема с реестром. Наиболее решительную критику он вызывает у владельцев семейных предприятий в Германии.

Как заявил глава Объединения семейных предприятий Лутц Гёбель (Lutz Goebel), “каждый человек и каждая фирма имеет право сама определять, когда и в каком объеме информировать общественность о своих личных делах”. Он также отметил, что раскрытие бенефициаров сделает “предпринимателей и их семьи легкими жертвами злоупотреблений информацией, похищений и шантажа”.

Некоторые хотят погорячее

Впрочем, критика раздается и с другой стороны – для ряда политиков законопроект обеспечивает недостаточную прозрачность. По мнению министра юстиции ФРГ, социал-демократа Хайко Маса (Heiko Maas), “реестр прозрачности” следовало в принципе делать доступным для всех желающих.

Представители немецких “зеленых” вообще сочли, что в Германии недостаточно проработана концепция борьбы с отмыванием преступных доходов. В любом случае никаких серьезных препятствий на пути превращения законопроекта в его нынешнем виде в закон нет. Ведь скандал с “панамскими досье” все еще свеж в памяти всех политических сил в ФРГ.

Тогда, весной 2016 года, из похищенных с серверов панамской фирмы Mossack Fonseca документов стало известно о многочисленных офшорных компаниях, используемых политиками, знаменитостями и известными спортсменами со всего мира. В России, в Украине, в Китае, Исландии и многих других странах в этом оказались замешаны даже высшие представители государственной власти. В Германии таких эксцессов не было – но мирового скандала все же оказалось достаточно для нынешнего ужесточения законодательства.

Павел Лось

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua