0 800 307 555
0 800 307 555

Между МВФ и наковальней: где фонд уступил Украине


Между МВФ и наковальней: где фонд уступил Украине

Согласование меморандума с МВФ — на финальной стадии. На какие уступки готов пойти фонд и почему при выполнении программы кредитора тяжело будет избежать политической турбулентности.

“Проект меморандума с МВФ почти согласован. Остается доработать лишь технические моменты”, — заявил на днях министр финансов Александр Данилюк. Глава НБУ Валерия Гонтарева отметила, что транш в размере 1 млрд долл ожидается в конце февраля или в начале марта.

МВФ констатирует, что доволен ходом переговоров. Только вот в графике заседаний совета директоров фонда украинского вопроса пока нет.

Ситуация напоминает 2016 год. Тогда согласование документа зависело от строго скрываемых “технических моментов”, которые впоследствии оказались национализацией Приватбанка. В этот раз запросы не меньше: пенсионная реформа, земельный мораторий, пересмотр упрощенной системы налогообложения.

Журналисты выясняли, удалось ли правительству убедить МВФ смягчить рекомендации в отношении наиболее резонансных вопросов.

Что изменилось

Ранее СМИ уже публиковали один из первых проектов меморандума c жесткими требованиями кредиторов. В документе говорилось о повышении пенсионного возраста, сокращении количества госслужащих и бюджетников, отмене “упрощенки” и законе о земельном рынке уже в марте.

По информации источников, за время согласования было три рабочих редакции документа. В ходе переговоров с МВФ украинской стороне удалось частично смягчить наиболее жесткие требования и перенести сроки некоторых реформ.

Во-первых, переписан раздел, посвященный пенсионной реформе. МВФ настаивал на весьма конкретных ее параметрах: повышении пенсионного возраста до 63 лет, рабочего стажа — до 25 лет. Теперь этот раздел менее резкий, менее конкретный и оставляет больше возможностей для маневров.

По обновленной версии, до конца апреля Украина обязуется принять закон о комплексной пенсионной реформе, которая вступит в силу с января 2018 года.

Она предполагает новый набор вариантов выхода на пенсию с более широким диапазоном пенсионного возраста. У граждан будет большой выбор инструментов, чтобы определиться с моментом выхода на пенсию. Эти инструменты привяжут к общему трудовому стажу и пенсионным выплатам.

В документе говорится, что это будет стимулировать людей выходить на пенсию позже. В долгосрочной перспективе экономия расходов составит не менее 3% ВВП, в том числе за счет увеличения эффективного трудового стажа.

За исключением отдельных видов профессий, украинцы будут получать пенсии, которые будут соотноситься с уплаченными ими суммами ЕСВ.

Для профессий-исключений планируется ввести дополнительные ставки ЕСВ, которые будут накапливаться как на персонифицированных счетах, так и использоваться как промежуточное финансирование. Расширение базы ЕСВ — также в списке обязательств правительства перед кредитором.

Во-вторых, нормы потребления газа (учитываются для расчета субсидий) планируется снизить с нынешних 5,5 куб. м на кв. м до 5 куб. м. Это менее резкое снижение — МВФ настаивал на сокращении до 4,5 куб м.

В-третьих, к концу июня 2017 года Украина обязуется создать единую базу данных таможенной стоимости в ГФС под надзором Министерства финансов. Также должен быть создан потенциал для “обеспечения регулярного обновления и анализа цен на международных рынках”.

“Кроме вас нашим мнением о создании такой базы данных у нас не интересовался никто. В меморандуме Минфин обязуется создать такую базу. Если оно этого хочет — пускай делает. Порядок или механизм создания мне пока неясен”, — прокомментировал этот пункт глава ГФС Роман Насиров.

Сейчас это ведомство публикует среднюю расчетную стоимость товаров при импорте. По словам Насирова, важно, как будет администрироваться эта база.

“Мы не против, но мы считаем, что неправильно публично показывать декларантам все оформления”, — говорит он. По его словам, у импортеров всегда было желание увидеть, какое оформление в базе самое дешевое.

“Импортеры часто говорят, что узнали о завозе похожего товара по определенной стоимости. Им интересно завезти по такой же, но кто-то завозил маленькую партию, а кто-то большую, кто-то заключал контракт на три года вперед по фиксированной цене, а кто-то купил на споте”, — сетует глава ГФС.

Этот пункт меморандума рискует стать еще одной линией конфликта между Минфином и ГФС. В 2016 году министр финансов настаивал на передаче функций по администрированию баз данных от ГФС к Минфину.

Депутаты это не поддержали и теперь в Налоговом кодексе и меморандуме с МВФ прописано еще одно обязательство Минфина: провести до конца июня 2017 года аудит баз данных. Пока он не начался.

“Мы отрабатываем техническое задание. Думаем, кого привлечь. Считаю, что помимо внешних компаний нужно привлекать и органы власти, которые работают в этой сфере”, — заявил ЭП Данылюк.

По словам Насирова, его ведомство к аудиту готово.

“Аудит баз данных проводился несколько раз: Счетной палатой, СБУ, сотрудниками нашей службы. Также его проводили эксперты казначейства США и специалисты технических миссий МВФ. Мы с нетерпением ждем дополнительного аудита от Минфина”, — заявлял ранее Насиров.

В-четвертых, вместо отмены упрощенного режима налогообложения планируется “усилить в отношении него требования”.

Как отмечают собеседники ЭП в Минфине, речь идет о том, чтобы закрыть недобросовестным компаниям возможности уклоняться от уплаты налогов.

“Отмены упрощенной системы не будет”, — уверяет Данылюк.

Трансформация упрощенной системы налогообложения — это требование и текущего меморандума с МВФ, однако власть не решалась его выполнять.

Новые старые маяки

За последний месяц список “маяков” МВФ расширился с семи до девяти.

Появились два новые: о реформе налоговой милиции и пересмотре параметров коммунальных субсидий. Сейчас список выглядит так.

Целый раздел в меморандуме посвящен Приватбанку. Часть требований, например, назначение наблюдательного совета и правления, уже выполнена. Пункт об аудите баланса банка и создании спецподразделения для управления корпоративным портфелем займов связанным лицам выполняется.

“Долгое время аудитором Приватбанка была одна из компаний большой четверки — PWC, но мы получили дисквалификацию этой компании от НБУ. На конкурсе мы выбрали нового аудитора — компанию EY. Сейчас они работают в банке”, — сказал глава правления Приватбанка Александр Шлапак.

По его словам, компания завершила разработку технического задания и приступила к аудиту. “Согласно предварительным договоренностям, до конца марта мы должны получить от них информацию по капиталу, а аудит за 2016 год будет готов к концу апреля”, — отметил Шлапак.

Спецподразделение по работе с портфелем займов, выданных связанным лицам, создано, заверил банкир. Задача подразделения — в течение двух месяцев инвентаризировать портфель и выяснить перспективу каждого займа.

К самым спорным “маякам” относятся земельная реформа, реформа налоговой милиции и монетизация субсидий на уровне коммунальных предприятий.

Последний пункт предполагает, что средства на субсидии будут перечисляться не потребителям, которые, в свою очередь, обязаны их потратить на энергоэффективность и оплату услуг ЖКХ, а предприятиям.

Такой подход, отмечает собеседник ЭП в Кабмине, не решит проблему, “бюджет платит по нормативам, которые превышают объемы реального потребления”, но перераспределит финансы на эти цели по цепочке контрагентов.

В целом же большинство “маяков” сулит политическую турбулентность и межведомственные разногласия. В кулуарах правительства говорят: может повториться ситуация 2016 года, когда из 11 установленных на сентябрь-декабрь задач Киев выполнил только три — самые важные.

Резервы, сигналы инвесторам и Трамп

Транши МВФ всегда выполняли две основные функции: служили положительным сигналом для инвесторов и были залогом сохранения сотрудничества с крупными внешними кредиторами: Мировым банком и ЕС.

“Почти каждый визит международных финансистов в Украину для изучения ситуации начинается с вопроса, что происходит с программой МВФ”, — говорит старший советник “Альфа-банка (Украина)” Роман Шпек.

По его словам, без прогресса по программе МВФ нельзя ожидать, что Украине повысят суверенный кредитный рейтинг или в страну хлынет капитал.

Благодаря реструктуризации долгов в 2015 году Украина получила несколько лет отсрочки расплаты по коммерческим долгам, и эта отсрочка истекает.

“Долги нужно, по крайней мере, частично рефинансировать, их нельзя тушить исключительно за счет золотовалютных резервов. Национальный банк пытается пополнять резервы за счет выкупа валюты с рынка, но этого недостаточно для подготовки к росту долговых платежей”, — отмечает Шпек.

Уже в августе 2017 года, говорит он, Украине нужно начинать возврат долгов по стабилизационным кредитам МВФ, привлеченным в 2014 году. Если в 2017 году фонду нужно вернуть 0,85 млрд долл, то в 2018 году — уже 2 млрд долл.

Высокий уровень резервов — успокоительный сигнал для инвесторов. Сейчас резервы составляют 15,44 млрд долл, что, по оценке НБУ, покрывает 3,6 месяца исторического импорта и 3,4 месяца ожидаемого будущего импорта.

Генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала в разговоре с ЭП отметил, что когда ЗВР падают ниже уровня, покрывающего три месяца импорта, инвесторы начинают нервничать и сворачивают инвестиции. Для Украины критичный показатель ЗВР — 13,6 млрд долл.

“Запас у нас небольшой, желательно его поднять до 20 млрд долл. Подушка кредитов от МВФ придаст инвесторам уверенности вкладывать деньги в форме акционерного капитала в создание производственных мощностей”, — уверен он.

Вопрос сохранения стабильных отношений с внешними кредиторами для Украины особо важен. От того, насколько гладким будет сотрудничество с МВФ, зависят переговоры о предоставлении Украине 1 млрд долл гарантий США, два кредита DPL от Мирового банка и часть макрофинансовой помощи от ЕС.

“Нас ждут переговоры насчет этих кредитов. К МВФ будут привязаны третий миллиард госгарантий от США и еще от 500 млн долл до 1 млрд долл нового DPL от Мирового банка”, — говорит источник в Министерстве финансов.

Отношения Украины с внешними кредиторами в последнее время получили особый политический окрас. После президентских выборов и периода неясности с позицией Дональда Трампа по украинскому вопросу нет уверенности в том, что стране удастся получить финансовую поддержку США.

Однако после заявления Дональда Трампа о том, что он ждет от России содействия в деэскалации ситуации в Украине и возвращения Крыма, оптимизма по поводу будущего финансового сотрудничества с МФО у украинской стороны стало больше.

Галина Калачова

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua