Богдан Данилишин: по вопросу отмены государственного регулирования цен на продовольствие — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Богдан Данилишин: по вопросу отмены государственного регулирования цен на продовольствие

Казна и Политика
632
В последнее время журналисты и представители политических, научных кругов спрашивают о моем отношении к планам правительства об отмене государственного регулирования цен на некоторые виды продовольственных товаров. После консультаций со специалистами экономического дискуссионного клуба мы пришли к следующим выводам :
Начиная с 1996 года, местные органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными Кабинетом Министров Украины, имели право осуществлять регулирование цен на продовольственные товары через:
а) установление предельных торговых надбавок;
б) установление предельных уровней рентабельности производства;
в) декларирование изменений оптово-отпускных цен производителями.
Де-юре постановление Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 № 1548, которым установлены вышеупомянутые полномочия, не отменено. Однако де-факто с 2014 года оно не работает, потому что:
  • во-первых, был введен мораторий на осуществление проверок субъектов хозяйствования, который действует и сегодня;
  • во-вторых, расформирован специальный орган (Госценинспекция), который контролировал правильность формирования цен на товары, подлежавшие государственному регулированию.
То есть введение Правительством с 01.10.2016 так называемого пилотного проекта по временному ограничению государственного регулирования цен на продовольственные товары (постановление от 22.09.2016 № 656) носит чисто декларативный характер.
Следовательно, фактически государственного регулирования цен в Украине практически не существует уже 3 года. Какие же ценовые тенденции мы наблюдаем на продовольственном рынке?
В 2014 году индекс потребительских цен на продукты питания (декабрь к декабрю предыдущего года) составил 124,5%, в 2015 году – 140,1%, в 2016 году – 103,2% (при этом в прошлом году потребительские цены на хлеб выросли на 7,4%, а молочные продукты поднялись в цене почти на треть).
В январе 2017 мы также наблюдаем стремительный рост цен на социально значимые виды продовольствия: хлеб в течение месяца вырос в цене на 4%, говядина и молочные товары – в пределах 5%, овощи – на 8%, картофель – на 16%.
Сразу отметим, что такой рост цен, какой мы наблюдаем в последние 3 года, не следует связывать с дефицитом продовольствия. Согласно балансовым расчетам, Украина производит его достаточно для удовлетворения внутреннего платежеспособного спроса и имеет потенциал к наращиванию производства.
Что же мы имеем с платежеспособным спросом?
По данным органов статистики, в период с 2014 года реальные располагаемые доходы населения стремительно падали: 2014 – на 14,9%; 2015 – на 22,2%; в 2016 году (по нашим оценкам) индекс реальных располагаемых доходов не превысит 100% к предыдущему году.
Следует отметить, что в среднем Украинцы 57% всех своих потребительских расходов тратят на продовольствие, а у населения с самыми низкими среднедушевыми доходами расходы на еду превышают 80% всех совокупных расходов.
То есть фактически они находятся в продовольственной опасности (по международным критериям продовольственная опасность наступает тогда, когда 60% от общих расходов – это расходы на продовольствие).
Справка Finance.UA: в структуре потребительских расходов стран-членов ЕС-28 расходы на продовольствие составляют 12%, в России – 32%, в Беларуси – 39%.
С нашей точки зрения, современная социально-экономическая ситуация не может быть аргументом в пользу целесообразности устранения государства от процесса регулирования цен на основные виды продуктов питания. При этом это могут быть не только административные методы.
В действующем в настоящее время законодательстве закреплены нормы, позволяющие осуществлять ценовое регулирование рыночными механизмами (осуществление интервенционных операций, применение норм антимонопольного законодательства). Но за последние 3 года государство указанные механизмы фактически не задействовало.
Также не в пользу целесообразности отмены государственного регулирования цен может служить тот аргумент, что, как правило, в нестабильной политико-экономической ситуации активизируются недобросовестные предприниматели, которые пытаются искусственно повышать цены.
Кроме того, по нашему мнению, процесс отмены административного регулирования цен на продовольствие даже в стабильных условиях развития страны должен сопровождаться введением адресных программ продовольственной поддержки для наиболее уязвимых слоев населения.
Практики социальной продовольственной помощи существуют во многих странах мира независимо от уровня их экономического развития (Бразилия, ЕС, Великобритания, США). Такие программы, как правило, предусматривают предоставление адресных денежных выплат на приобретение продовольствия или непосредственное обеспечение продуктами питания.
Богдан Данилишин, Председатель Совета Национального банка
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас