Кристофер Дембик: «Око за око», или чем могут обернуться подходы Трампа для экономики США и ЕС — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кристофер Дембик: «Око за око», или чем могут обернуться подходы Трампа для экономики США и ЕС

Мир
873
Любимая цитата Трампа из Библии – «Око за око, зуб за зуб» – на многое открывает глаза. Практически нет никаких сомнений в том, что президентство Трампа ознаменуется новыми конфликтами, как внутри страны, так и за ее пределами. Американский президент прежде всего бизнесмен. Он оппортунист, который будет выступать за оппортунистические альянсы – как это делает Китай – что изначально может серьезно запутать европейских партнеров.
Трамп проявляет себя как истинный протекционист. Вопреки распространенному мнению, это не просто поза, он действительно в это верит. В конце 1980-х он уже открыто высказывался против соглашений о свободной торговле.
Протекционизм неразрывно связан с политической историей США. Экономическое развитие страны в 19 веке во многом строилось именно на протекционизме. С 1812 по 1849 годы средние таможенные пошлины выросли с 25% до 40%, что, однако, не остановило стремительный рост благосостояния. Успешный опыт США в этом отношении можно объяснить теорией размера наций.
Она гласит, что крупные страны получают преимущества, обусловленные экономией от масштаба. Национальные компании работают лучше, если у них есть выход на внешние рынки, в США в 19 веке это привело к развитию высококонкурентного сектора обрабатывающей промышленности.
Однако в условиях глобализации этот подход уже не жизнеспособен. Протекционизм – это налог, который будут платить домохозяйства, покупая подорожавшие импортные товары. Утверждение о том, что развитая страна, такая как Соединенные Штаты, может производить все товары от А до Я без увеличения затрат – это чистой воды заблуждение.
Пока Трамп занимается Мексикой – это легкая мишень, поскольку 80% экспорта страны идет в США. Однако истинная цель нового президента – это Китай. Этот соперник уже посерьезнее. Вот цифра, наглядно демонстрирующая экономическую цену торговой войны между Пекином и Вашингтоном: на долю Китая и стран, экспортирующих товары в Китай, приходится 40% ВВП (3,1 трлн долларов).
При необходимости Китай может применить против США два средства:
1) покупать меньше казначейских облигаций, что приведет к росту процентных ставок и, таким образом, осложнит реализацию инфраструктурных планов Трампа;
2) в случае торгового спора (например, после введения таможенных пошлин) подать иск в Орган по урегулированию споров в ВТО. Это трудоемкий и долгий правовой процесс, но решение Органа будет обязательным к исполнению для США, и в случае несоблюдения требований может привести к выходу страны из этой международной организации. Это экономически опасный путь, потому что ВТО обеспечивает американским экспортерам неплохую защиту.
Экономическая политика Трампа (даже если она будет реализована частично) может привести к росту процентных ставок в сочетании с инфляционным давлением. Чтобы избежать этого, Штатам придется позволить своей валюте обесцениться и таким образом экспортировать инфляцию своим торговым партнерам.
Именно так поступили Никсон в 70-х и Рейган в 80-х под давлением со стороны американской промышленности.
Для Еврозоны это будет означать новый цикл повышения ставок, укрепление евро и рост инфляции, который ударит в первую очередь по покупательной способности домохозяйств, особенно в странах с низкими темпами роста, таких как Франция.
В этих условиях ЕЦБ будет вынужден поддерживать аккомодационный режим дольше, чем планировалось, что усилит противоречия между сторонниками Драги и Германией, а также другими странами, призывающими к отказу от стимулирующих мер.
Трамп – реальная угроза на 2017 год; но еще опаснее игнорируемый инвесторами риск открытого противостояния внутри ЕЦБ по поводу кредитно-денежной политики.
Кристофер Дембик, глава отдела макроэкономического анализа в Saxo Bank
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас