12829
Андрей Зинченко: эхо ПриватБанка, или будет ли государство наносить удар по «микротеневикам»?
— Казна и Политика
Событием 2016 года в финансовом мире Украины можно бесспорно назвать переход крупнейшего банка страны, небезосновательно именуемого в околопрофессиональных кругах «бегемотом», в государственную сферу. И пока нет окончательной публичной ясности в вопросе «что же именно физически получило государство в результате?» (инвентаризация хитросплетений организационно-правовых и имущественных форм и оснований осуществления конечных видов деятельности займет время), обратим внимание на то, что же, собственно, государство может теоретически извлечь из того, доступ к чему получен по умолчанию уже сегодня.
Не будет преувеличением сказать, что Приватбанк создал мощнейшую расчетно-платёжную инфраструктуру. И если по разветвленности сети в некоторых вопросах эта инфраструктура могла иметь теоретических конкурентов в лице Ощадбанка и в глубокой теории Укрпочты (существовали планы получения банковской лицензии, которые в дальнейшем трансформировались в идею модификации закона «О почтовой связи»), то по фактической доступности, автоматизации, скорости проведения расчетов и ликвидности – конкурентов нет и не предвиделось.
Банк много лет назад принял расчетную стратегию основной и значительно инвестировал в это направление финансово и, что более важно, организационно.
Агрессивный маркетинг Приватбанка обеспечил наличие доступа к расчетно-платежной системе практически всему населению страны.
На сайте НБУ можно найти статистику эмитированных карт по банкам.
На сайте НБУ можно найти статистику эмитированных карт по банкам.
Для Приватбанка это 29 330 433 карт всего в обращении из которых 16 866 762 активные, 20 282 банкомата и 121 603 терминала. Редкий посетитель Приватбанка уходил оттуда без набора карт на все случаи жизни…
Для справки отметим, что по данным Госслужбы статистики, экономически активное население Украины в 2016 составляло более 17 млн человек.
Естественно, что такие широкие расчетные возможности пользователи не могли обойти вниманием.
Оставив бизнес-клиентов, обратим наше внимание на привлечение в рассматриваемую сферу физических лиц и самозанятых микропредпринимателей.
Последние – это обобщенное условное название тех, кто организовал онлайн бизнесы по торговле (и не только) чем угодно: от услуг до китайских товаров с интернет-аукционов.
И тем и другим была предоставлена возможность мгновенных дешевых расчетов для личных нужд и мелкой (а иногда и не очень) торговли с возможностью дальнейшего вывода и использования средств в интересующих направлениях.
Отдельно здесь стоит упомянуть даже уголовные дела о даче взяток (по более современной терминологии – уголовные производства о получении неправомерной выгоды) в безналичной форме т.е. путем передачи взяткополучателям доступа к балансам карточных счетов (это узкоспецифический вопрос, к которому мы еще вернемся).
Развитие национальных торговых интернет-площадок с одной стороны расширило сферу применения созданной Приватом расчетной системы, а с другой – интенсифицировало собственное продвижение благодаря этой системе. Образовался финансовый симбиоз. Редкое объявление о продаже чего-то не имело приписки «(пред)оплата на карту Привата». Система наполнилась многомиллионными оборотами.
Нужно ли говорить, что среди сотен и тысяч таких микроконтрагентов регистрировали сделки и фактический бизнес официально далеко не все. А те, кто регистрировал, далеко не всегда показывал реальные обороты.
Таким образом в стране образовался достаточно крупный в денежном выражении, но максимально распределенный и децентрализованный фактический бизнес, который ввиду законодательных ограничений для фискальной службы был слабодоступен, т.е. фактически – теневой микробизнес.
В сети можно встретить разные оценки доли Привата в этих расчётах. Но по самым скромным подсчетам это от трети до двух третей, а по отдельным субъективным оценкам даже более.
Финансовая сторона этого бизнеса выглядела как тысячи переводов межу физическими лицами, а иногда и «ФОПами», но вся статистика для фискальной службы была недоступна.
А между тем, подавляющее большинство таких платежей формально (да и фактически) подпадает под действие раздела 4 Налогового кодекса Украины – Налог на доходы физических лиц.
Здесь же можно отметить «полутеневых ФОПов», которые забыли о некоторых доходах в отчетности, особенно третьей группы.
А также зачисления денег по системным переводам, которые Приватбанк выплачивал через карты и которые без вывода на карту для фискальной службы видны не были.
Возвращаясь к криминально-уголовной теме, хотелось бы отметить, что согласно статье, пункту, подпункту 164.2.12 Налогового кодекса базой налогообложения для налога на доходы физических лиц является средства или имущество, в т.ч. украденное и полученное в качестве взятки.
Что в итоге?
Государство получило (с рядом оговорок) монопольный доступ (пока это доступ в режиме только для чтения) к крупнейшему каналу, вольно или невольно обслуживающему теневой микро- (а иногда и не только) бизнес, и, что самое главное – его архивам, анализ которых может привести к очень разным последствиям.
В одном случае это может быть законодательная инициатива, которая прольет свет на теневиков путем приоткрытия зонтика банковской тайны и усложнит им жизнь или уменьшит количество, обеспечив правовые основания работе фискалов.
Обоснования могут быть любыми. Сомнений в том, что такая инициатива может найти поддержку в парламенте, немного.
В другом – масштабная кампания по доначислению неуплаченных налогов в рамках сроков исковой давности. Доказательная база будет бесспорной, но для этого нужна будет опять же законодательная инициатива, которая позволит законно использовать доступ и такие данные как доказательство.
О суммах таких доначислений в условиях бюджетного дефицита и значительного внешнего долга можно только догадываться, но… сомнений в том, что такая инициатива может найти поддержку в парламенте, опять же немного.
Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью