Что ждет украинскую экономику в 2017 году — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что ждет украинскую экономику в 2017 году

Казна и Политика
1012
В нынешнем году украинская экономика впервые показала положительную динамику после 2013 года. По итогам 2016 года ожидается 1,5% прироста ВВП. По данным НБУ, в следующем году экономика Украины вырастет на 2,5%, а в консенсус-прогнозе Минэкономразвития значится, что ВВП может вырасти от 1,9% до 4%.
Шаткий позитив
Но рост в 2,5-3%, по мнению экономистов, недостаточен для восстановления экономики. Ведь в 2014–2015 годах ВВП Украины упал на 17%.
“С нынешними темпами роста в 1,5% в год мы выйдем на уровень 2014 года, через 12-15 лет”, — прогнозирует исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Этот рост, как отмечает исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский, будет связан в основном с макроэкономической стабильностью.
Рост реального ВВП в третьем квартале 2016 года в Украине составил 2%
В следующем году правительство ожидает снижения инфляции до 8% (против 12% по итогам 2016-го). Одновременно минимальная зарплата вырастет до 3,2 тыс. грн. Оба фактора, как ожидается, подстегнут внутреннее потребление.
Например, уже в этом году продажи бытовой техники и электроники в среднем выросли на 17,2%.
“В первую очередь возрастет спрос на товары повседневного потребления массового производства. Это будет стимулировать выпуск продукции пищевой и легкой промышленности”, — заметил президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
Но сила этого эффекта будет сильно зависеть от доступа предприятий к средствам, необходимых для наращивания и модернизации производства, а также повышения производительности труда, которая позволила бы сохранить прибыльность бизнеса после удорожания рабочей силы.
Также ожидается рост производства стройматериалов в связи с наметившимся прогрессом в строительстве, в том числе, дорожном, что стимулируется бюджетными деньгами. За счет бюджетной поддержки может вырасти аграрное машиностроение, производство железнодорожных вагонов, оборонно-промышленный сектор.
Однако, по словам старшего экономиста Центра экономической стратегии Александра Жолудя, повышение соцстандартов и бюджетная поддержка одних отраслей означает отток средств, например, из медицины и образования.
Тем временем мировая экономика все быстрее уходит вперед. В 2016 году она росла в среднем на 3,5%. Такой же темп роста (3-4%) сохранится и в следующем году. Чтобы не отставать, Украина должна расти со скоростью минимум 5% в год. Это важно также с точки зрения обслуживания нашего внешнего долга, на который тратится именно 5% ВВП.
“То есть, чтобы сохранить ресурс хотя бы на текущем уровне, мы должны расти, минимум, на 5% в год”, — говорит Олег Устенко.
Если этого не случится, страна может оказаться в полосе нестабильности, а отток экономически активного населения и капиталов за границу лишь усилится.
Основные риски
Среди главных рисков, которые ожидают экономику Украины, эксперты выделяют несколько ключевых.
Ухудшение мировой конъюнктуры для традиционного украинского экспорта (продукция АПК и металлургии), который дает примерно половину ВВП.
Возможное ослабление притока прямых иностранных инвестиций, что также негативно отразится на экономическом росте и курсе гривны.
Неполучение ожидаемых доходов госбюджета и увеличение дефицита Пенсионного фонда. Что вынудит правительство покрывать бюджетный разрыв через увеличение заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Это может быть, как скрытая эмиссия, так и новые иностранные займы под коммерческий процент, особенно если финансирование от МВФ задержится, как минимум, до лета.
Падение курса гривны ниже запланированного уровня, например, из-за сокращения экспортных поступлений и отсутствия внешнего финансирования. Как следствие — усиление инфляции, рост стоимости обслуживания госдолга, подорожание энергоресурсов.
Риск принятия международным арбитражем решений не в пользу Украины по кредиту РФ на $3 млрд и платежам “Газпрому”.
Сырьевой придаток
По словам Олега Устенко, существующая экспортная модель экономики не может обеспечить ее устойчивый рост.
“Сто лет назад у нас была такая же структура экспорта, в которой 85% приходилось на сельхозпродукцию и 14% на металлургию”, — говорит эксперт. Как отмечает Ярослав Жалило, несмотря на экономическое оживление, баланс внешней торговли Украины ухудшился, сопровождаясь негативными изменениями в структуре украинского экспорта.
С одной стороны, в структуре экспорта увеличивается доля еды, цены на которую в мире сейчас невысоки. В частности, экспорт аграрной и пищевой продукции (группы 1–24 ТН ВЭД) вырос за девять месяцев на 2,1%, и в основном, за счет масложировой промышленности. Доля такой продукции увеличилась до 40,2% товарного экспорта.
Одновременно экспорт высокотехнологичной продукции падает: по машиностроению он уменьшился на 10,5%, а доля этой продукции — до 12,1%. По словам Александра Жолудя, ставку на экспортные отрасли делают потому, что они не зависят от внутреннего спроса.
“Можно произвести в два раза больше товара, но этот объем надо еще реализовать на внутреннем рынке. Если же оценивать ВВП по объему добавленной стоимости, то ее создают не экспортеры”, — отметил ведущий аналитик МЦПИ Александр Жолудь.
Наиболее перспективный источник для ускорения экономического роста — прямые иностранные инвестиции. Но, к сожалению, вокруг Украины сложился очень негативный информационный фон. Прежде всего, в связи с коррупцией. По оценкам Олега Устенко, объем “тени” составляет примерно половину экономики Украины или около $90 млрд.
Поэтому европейский и американский капитал сюда не идет. А три четверти инвестиций в 2016 году пришлось на банковский сектор, где материнские конторы докапитализировали свои украинские дочки. В итоге в реальный сектор экономики (в основном, в энергетику и АПК) пришло чуть более $1 млрд. При ежегодной потребности в $10 млрд на энергетику и $5 млрд на АПК.
Что касается прочих вложений, то иностранцы не видят, куда можно инвестировать в Украине, потому что не понимают ее законодательного поля, утверждает экономист Александр Жолудь.
Долги тянут вниз
После реструктуризации внешнего долга 2016 год прошел относительно спокойно. Однако уже в 2017 году расходы на обслуживание внешнего долга вырастут более чем вдвое, до $4,5 млрд. Плюс вырастет внутренний госдолг за счет выпуска ОВГЗ на 148 млрд грн ($5,5 млрд) для докапитализации Приватбанка. В результате уровень госдолга может вырасти до уровня в 100% ВВП.
Несоблюдение параметров бюджетного дефицита, госдолга и прочих макропоказателей может полностью закрыть кредитование от МВФ и других международных кредиторов. Поэтому Олег Устенко не исключает, что уже к лету 2017 года правительство выйдет на рынок внешних заимствований, чтобы одолжить денег по 7-8% годовых, что вдвое дороже, чем кредиты МВФ.
“К концу 2017 года необходимо за счет проведения структурных реформ выйти на темп в 3% и уже за счет ускорения в 2018 достичь роста в 5-6%”, — считает эксперт.
Только в этом случае, считает аналитик, у Украины есть возможность избежать финансового кризиса в 2018 году.
Константин Симоненко
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас