Декоммунизация экономики: правительство отменило сотни постановлений времен СССР — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Декоммунизация экономики: правительство отменило сотни постановлений времен СССР

Казна и Политика
711
Правительство сделало масштабный шаг в сфере дерегуляции. Буквально за час на заседании Кабмина были отменены 360 документов, большинство из которых были приняты еще во времена СССР, но проверки и штрафы по соблюдению этих нормативов применялись и сейчас. Некоторые из документов датировались 20-30 годами прошлого века.
Помимо законодательной декоммунизации, проведено упрощение процедур аренды госсобственности, автоматизация процесса нормативной оценки земли, отменена минимальная стоимость нотариальных услуг.
В декабре Кабмин планирует рассмотреть еще один пакет дерегуляционных законопроектов, что позволит Украине к 2018 году войти в ТОП-30 стран по легкости ведения бизнеса. Сможет ли бизнес воспользоваться новыми процедурами уже в следующем году, будет зависеть от парламента. Пока что, как показывает практика, дерегуляция не является топ-темой повестки депутатов.
Сто лет в обед
Кабмин взял на себя обязательство “пачками” отменять регуляторные акты, которые мешают украинскому и иностранному бизнесу работать и развиваться в Украине. Правительственные “дни дерегуляции” станут традиционными, а ввести новые правила, оставить или вернуть старые ограничительные нормативы станет сложно, пообещал вчера на заседании правительства премьер-министр Владимир Гройсман.
“Если министерство хочет что-то оставить, то пусть с трибуны скажет почему. Но, я думаю, что тяжело это будет доказывать, – заявил он. – Будем уничтожать регуляции, а тех, кто против, будем выводить из нашего правительства. Я 10 лет был в предпринимательстве, и понимаю, насколько непросто развиваются отношения бизнеса с государством. Государство создает искусственные барьеры, а бизнес начинает выдумывать, как их обходить, потому что любой чиновник может прицепиться, как к столбу, к любому бизнесу из-за того, что у него есть сотни, тысячи регуляций, и сказать, что бизнес нарушил такую-то норму”.
Вчера был принят ряд решений, которые можно разделить на два блока. Во-первых, речь идет об отмене “здесь и сейчас” 367 документов. Это нормы, постановления, инструкции приказы министерств и ведомств, действовавших при СССР. Весь этот перечень нормативно-правовых актов регулировал разные сферы деятельности страны и граждан – от выдачи мыла на дом для определенных категорий работников до инструкций по борьбе с вредителями хлебных запасов. Некоторые документы датированы еще 1923 годом. “Мы даже думали сохранить его, как историческую память”, – иронизирует первый замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов.
По словам Гройсмана, некоторые документы “из далекого прошлого” применялись и сейчас. “Тогда не было бизнеса, а сейчас есть и бизнес, и независимая страна, а регуляции остались еще с СССР. Если мы посмотрим, сколько по ним было проведено проверок и выписано штрафов, то мы за голову возьмемся! От каких бессмысленных вещей страдает украинский бизнес”, – возмущался премьер.
Например, до сих пор действовал запрет на хранение товара в вагонах и контейнерах. “Может, они и были актуальны 50 лет назад, но сейчас точно не соответствуют ситуации. Бизнес реально могут оштрафовать, если докажут, что товар лежит там не во время транзита, а за то, что его там хранят, – рассказал Нефедов. – До сих пор на АТС действуют нормы, как должны храниться и ремонтироваться старые запчасти, хотя мы понимаем, что сейчас никто не обтачивает эти карданные валы и в автомобилях они просто меняются”.
Был в силе и запрет на смешивание зерна разных сортов. Норма странная: зерно на экспорт может идти одной партией, но храниться, транспортироваться разными, чтобы не смешивалось. “Отмена – большой плюс. Нужно хранить зерно отдельно, а если хозяйство выращивает несколько сортов? Вы представляете сколько нужно хранилищ иметь, чтобы не смешивать его? – отмечает аналитик информационной компании “ПроАгро” Ярослав Левицкий. – А на более высоком уровне – уровне трейдеров – еще сложнее. Это все зерно мало того что нужно отдельно хранить, так еще и отдельно перевозить. А если партия в один вагон не влезает, то приходилось брать еще один вагон и он, полупустой, шел, что, конечно, сказывалось на цене”.
По оценкам МЭРТ экономия только на логистике составит около 15%. Замглавы стратегической группы советников при Кабмине Павел Кухта добавляет, что экономический эффект от одного решения по снятию запрета составит 10 млрд гривен до 2020 года или 0,5% от ВВП. “Если мы сможем ускорить все реформу дерегуляции, то это даст дополнительный экономический рост”, – считает Кухта.
Тем не менее, согласно постановлению о “законодательной декоммунизации”, отмена всех документов будет только с 1 января 2017 года.
Декоммунизация экономики: правительство отменило сотни постановлений времен СССР
В целом старые нормы не были столь “токсичны” для бизнеса, отмечает глава Офиса эффективного регулирования (BRDO) Алексей Гончарук. Но бывали случаи, когда ими пользовались нечистые на руку прокуроры, инспектора, которые использовали “странность” законодательства для административного давления на бизнес. “Мы знаем, например, о решении судов, которые применяли устаревшие нормы для определенного толкования и создавались условия, когда сделки признавались недействительными”, – рассказал Гончарук.
Нотариальный минимум и другие послабления
В рамках первого блока дерегуляции, правительство отменило минимальную цену на нотариальные услуги. Государственные нотариусы за заверку сделок взимают 1%, и эти деньги идут в бюджет. У частных нотариусов есть тот же 1%, но столько стоит сама услуга. В случае с крупными сделками, оказанная услуга могла стоить колоссальных денег. Нефедов напомнил, что при продаже “Криворожстали” государству пришлось заплатить за переоформление права собственности 250 млн гривен. “Регулирование цен приводит к появлению “серого” рынка. Какая-то часть денег возвращается плательщику, условно, “под столом”, – пояснил чиновник.
По словам руководителя сектора “Строительство” Офиса эффективного регулирования Елены Шуляк, при заверке сделок купли-продажи, мены, дарения объем “откатов” (нелегального возврата части сумм исполнителем заказчику) могут доходить до 70%.
“Бизнес обращается к нотариусу за заверением договора. И тут вступают в силу рыночные правила – спроса и предложения. Исходя из обычной экономической целесообразности, заинтересованный в экономии собственных средств бизнес начинает требовать снижения цены. А фактически – сколько от 1% вернется заявителю. И чтоб остаться на конкурентном рынке нотариальных услуг и не потерять клиента, нотариусы, как правило, уступают. А клиент заверял документы у того, кто мог предложить больший “возврат”. Конкуренция между нотариусами выстраивалась на принципе “кто больше вернёт клиенту”. Государство, грубо и неэффективно вмешавшись в ценовое регулирование рынка, создало условия для злоупотреблений. Рынок, в большинстве случаев, – это живой механизм, который сам определит границы цен. Государство в таких случаях – слон в посудной лавке”, – поясняет Шуляк. По оценкам МЭРТ, на отмене минимальной стоимости нотариальных услуг бизнес сэкономит 1 млрд гривен.
Также вчера правительство пересмотрело ставки аренды госсобственности для мобильных операторов, снизив ее с 40% до 18%, и упростило процедуру ввода в эксплуатацию легкосборных конструкций.
“Мобильные операторы – одни из наибольших инвесторов в экономику Украины. Мы хотим облегчить им жизнь в двух сферах, исправив несоответствие в законодательстве относительно того, как рассчитывается аренда помещений госсобственности для вышек мобильной связи. Иногда крыши домов считаются так же как и помещения для офисов, – пояснил Нефедов. – Также хотим упростить процесс введения в эксплуатацию легкосборных конструкций. Сейчас они нередко вводятся по такой же процедуре, как и полноценное строительство. Хотя мы понимаем, что они собираются три дня, а получение документов занимает в 10 раз дольше”. Таким образом, в правительстве рассчитывают, что государство станет более конкурентным на рынке аренды имущества, что позволит дополнительно привлечь в бюджет до 50 млн гривен в год.
Среди решений – автоматизация процесса нормативной оценки земли, пересмотр правил подготовки к эксплуатации газовых и нефтяных месторождений.
Дерегуляция 2.0
Второй блок дерегуляции требует изменений в законодательство и одного решения правительства недостаточно. Законопроект с изменениями уже разработан и сейчас стартует информационная кампания по его обсуждению с бизнесом. В декабре МЭРТ планирует его вынести на рассмотрение Кабмина.
Правительство решило упростить процедуру регистрации бизнеса: исключить требования о наличии печати на документах, упростить процесс регистрации новосозданных юрлиц-плательщиков НДС. Также Кабмин намерен инициировать пересмотр правил получения разрешительной документации на строительство. Планируется отменить паевое участие в инфраструктуре населенного пункта. Вчера на заседании Кабмина министр энергетики Игорь Насалик попытался заявить о нецелесообразности данного решения, так как эти средства являются дополнительными доходами местных бюджетов, однако Владимир Гройсман считает, что это повод для коррупции.
Действующее законодательство предусматривает дополнительный сбор с застройщика при строительстве или реконструкции объекта недвижимости – так называемое паевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта. Его размер колеблется в пределах до 10% от сметной стоимости для нежилой недвижимости и до 4% – для жилой. Предусмотрены также не менее 10 исключений, которые позволяют не платить такой взнос.
“Вот именно эти “до” и исключения, в совокупности с отсутствием четкой процедуры определения размера и необходимости уплаты паевого взноса, стали раем для коррупции. Один чиновник, в закрытом режиме, может определить, кто из застройщиков будет платить, а кого освободить. Паевое участие застройщика в развитии инфраструктуры города превратилось в средство контроля над “входом на рынок” и стало “кормушкой” для коррупционеров. А инфраструктуры как не было, так и нет. Но, главное, все меньше инвесторов хотят вкладывать деньги. По нашим оценкам, потери бизнеса от коррупции при начислении паевого участия превышают 2 млрд гривен в год. А по факту – страдает простой гражданин Украины, который вынужден смотреть на засилье “своих” для чиновника застройщиков, освобожденных от уплаты паевого участия”, – говорит Елена Шуляк.
Исключив этот компонент, стоимость строительства должна снизиться втрое. Также для строительной отрасли будет отменено требование получения информации у ГСЧС.
Также законопроектом предполагается усилить защиту прав миноритарных акционеров, расширить возможности получения кредитов путем открытия информации о добропорядочности заемщиков и введения института доверительной собственности как способа обеспечения выполнения взятых обязательств; упростить процедуру банкротства для предприятий, имеющих мажоритарного кредитора.
В целом все дерегуляционные нормы позволят Украине выйти в ТОП-30 стран по легкости ведения бизнеса в 2018 году. Чтобы Всемирный банк в следующем рейтинге Doing business уже зафиксировал улучшения, законопроект необходимо не только принять в парламенте, но и имплементировать до конца мая, добавляет Алексей Гончарук.
Однако, как показывает практика, для депутатов дерегуляция не является топ-темой. Ряд подобных изменений и от правительства, и от депутатов, получив статус законопроекта, так и не вносятся на рассмотрение в сессионный зал. По мнению народного депутата Оксаны Продан (Блок Петра Порошенко), одного из соавторов подобных инициатив, причины этому – “коррупционное сопротивление и безграмотность инициатив с отсутствием понятной депутатам системы работы”. “С основными сложностями мы еще столкнемся. До сих пор обсуждения велись камерно. Депутаты голосуют из-за недостатка коммуникаций, пытаются искать скрытые смыслы в нормах. Поэтому успех прохождения будет зависеть от того, как будет проходить коммуникация”, – отмечает Алексей Гончарук из BRDO.
Бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета считает, что принятие таких решений длится слишком долго, хотя при наличии политической воли технически такие изменения можно принять очень быстро. Он добавляет, что в его стране – Литве, например, отмена или пересмотр советских юридических актов также длился не один год.
Налоговый омбудсмен Тарас Качка считает, что дерегуляционная работа набирает обороты. Но при этом власти по-прежнему так и не подошли к важным и серьёзным проблемам – валютному регулированию, рынку земли. “Мы тихо пропустили очередной провал голосования проекта по защите прав кредиторов. Из-за него банки не пускают в экономику деньги, которые есть у них сейчас. Невнятная позиция по запрету экспорта леса, которая раздражает и ЕС, и рынок… Список можно продолжать. Правительство делает много, но этого очевидно недостаточно”, – поясняет Качка.
Вчерашние решения Кабмина – это только лишь первый шаг. В ближайшее время правительство намерено либерализовать рынок автобусных перевозок, объем которого оценивается в 50 млрд гривен, половина его находится в тени. Как рассказал РБК-Украина Алексей Гончарук, в планах – изменение правил работы с товарами двойного назначения и “наведение порядка в учете древесины”.
Наталья Непряхина
По материалам:
РБК-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас