Финансовый цейтнот возобновляемой энергетики — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Финансовый цейтнот возобновляемой энергетики

Энергетика
1011
Китайская государственная компания CNBM после двух лет переговоров завершила оформление права собственности на 10 крупнейших солнечных станций в Украине. В то же время ─ несмотря на ожидаемый оптимизм относительно прихода на украинский рынок возобновляемых источников энергии (ВИЭ) крупной международной компании ─ на нем только усилилась турбулентность и пессимистические тенденции. Главная проблема ─ отсутствие достаточного финансирования «зеленого тарифа», который и делает альтернативную энергетику привлекательной для бизнеса.
Старые новые китайцы
В Украине возобновляемая энергетика не успела развернуться на полную мощность. Успехи 2010-2013 гг. завершились в 2014-м, когда экономический и военно-политический кризис заставили правительство нарушить условные международные правила на рынке ВИЭ и снизить ставки «зеленого тарифа». В 2014 году в стране и бюджете царила неопределенность, поэтому другого выхода не было. С другой стороны, следует признать, что во многих европейских, латиноамериканских, азиатских странах прибегали к пересмотру ставок «зеленого» тарифа и уменьшения доли ВИЭ в энергобалансе. Но обычно инвесторы были проинформированы об изменениях заранее.
Поэтому в такой ситуации приход нового игрока в виде китайской CNBM (China National Building Materials Group Corporation) вызвал позитив и ожидания новых инвестиций, новых объектов солнечной или ветровой генерации, рабочих мест. Скорее всего, китайская компания именно таким образом и видела свою деятельность в Украине.
Китайская национальная группа компаний по строительным материалам (СNBM) ─ государственная корпорация КНР, созданная в 1984 году; ее владельцем является Комитет по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете Китая. В 2015-м годовой доход компании составил $31,71 млрд CNBM ─ крупнейший в мире производитель цемента, гипсокартона и стекловолокна, а также она владеет предприятиями по производству солнечных батарей и ветровых лопастей.
Китайская CNBM выступила кредитором и поставщиком оборудования для солнечных электростанций (СЭС) в Украине, в частности на территории Крыма. В Крыму Activ Solar реализовал проекты СЭС мощностью 407 МВт, а в южных областях Украины ─ СЭС мощностью 267 МВт.
Генеральный директор CNBM New Energy Engineering Юнчжи Чен подтвердил именно такую историю взаимоотношений с Activ Solar: «В целом нами было вложено около $1 млрд в виде инвестиций и финансирования, в том числе ─ в виде товарных кредитов. Более 168 млн евро были конвертированы в капитал 10 солнечных электростанций. Приобретение контроля над указанными активами было осуществлено в обмен на погашение невозвращенной и безгарантийной задолженности на эту сумму по товарным операциям поставки оборудования», ─ заявил он.
По имеющейся в распоряжении у Forbes информации, с 2014 года компания Activ Solar начала переговоры о фактической продаже своих объектов в Одесской и Николаевской областях, и именно сейчас окончательно завершен юридический процесс передачи собственности. В переговорах участвовали как представители украинской власти, так и представители России. В результате CNBM получила гарантии, что «зеленый тариф» будет действовать в ныне существующих параметрах 10 грн за 1 кВт-ч.
«Зеленых» денег не хватает
Однако китайская сторона, похоже, не ожидала, что рынок возобновляемой энергетики будет стагнировать и дальше, а представители парламентской и исполнительной (правительственной и президентской) ветвей власти не будут проявлять особого расположения к «зеленому тарифу» для СЭС и ВЭС. Дискуссии о возможном понижении «зеленого» тарифа для СЭС и ВЭС на уровне комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса уже идут давно. В частности, в 2017-2019 годах тариф для солнечных электростанций могут снизить до уровня 6-8 грн за 1 кВт-ч.
Причина такого отношения – в отсутствии достаточных средств в бюджете энергорынка на выплаты по «зеленому» тарифу, ставки которых колеблются в коридоре 3-12 грн за 1 кВт-ч.
Из позиции китайской стороны можно сделать вывод, что для них рынок Украины не является перспективным. Поэтому солнечные электростанции, теперь официально принадлежащие CNBM, будут только отрабатывать вложенные средства, а не выступать основой для дальнейшего наращивания новых мощностей.
«В прошлом году, когда тариф был незаконно снижен только нашим компаниям, это объяснялось необходимостью снижения нагрузки на рынок, чтобы избежать роста тарифов и так далее. И что изменилось за полтора года? Мы недополучили деньги ─ деньги остались в рынке. Однако тарифы не только не уменьшились, а значительно возросли. То есть денежные средства были перераспределены между другими игроками. Все очень просто. CNBM ─ не частная, а китайская государственная компания, и мы не можем терпеть такого отношения к государственным инвестициям. Мы оставляем за собой право и все способы для защиты китайских государственных инвестиций», ─ заявил Юнчжи Чен, добавив, что не исключает подачу исков в международные суды и решения по дипломатическим каналам.
Риторика китайской компании о возможных судебных исках или дипломатическом воздействии ─ это скорее отголосок уже принятого решения о замораживании деятельности на рынке Украины. Компания не считает борьбу за него экономически эффективной.
Ведь по сравнению с 2012-2013 годами украинский энергорынок в денежном эквиваленте сократился вдвое ─ с $10-11 млрд до $4,0-4,5 млрд. А доля возобновляемой энергетики уменьшилась с $700 млн в 2013 году до $270 млн в 2015-2016 гг. При этом солнечные электростанции получают 60% от этой суммы ($170 млн), а китайские СЭС соответственно имеют $80 млн ежегодного дохода.
Финансовый цейтнот возобновляемой энергетики
В то же время, и в гривневой массе сумма выплат по «зеленому» тарифу растет и будет расти дальше. Но увеличиваются также выплаты «перекрестного субсидирования» в треугольнике АЭС-ГЭС-ТЭС. Словом, живых денег на всех не хватает. В финансовом цейтноте находятся как возобновляемые источники энергии, так и традиционные.
Государственное предприятие «Энергорынок» все больше наращивает задолженность перед производителями электроэнергии. По состоянию на начало ноября 2016 долги составляли 30 млрд грн. Из них 1,2 млрд грн ─ это долги перед ВИЭ. По имеющейся информации, в 2017 году производителей «зеленой» энергии будут активнее принудительно ограничивать в производстве электроэнергии или будут формировать переходную задолженность.
Внутривидовая конкуренция ВИЭ
Еще раньше ─ и не только для китайской стороны ─ было понятно, что рынок ВИЭ Украины «просел» и в дальнейшем может подвергнуться многолетней стагнации. По состоянию на 2014 год установленная мощность ВИЭ приближалась к 1,5 ГВт. Но с потерей крымских СЭС (400 МВт) Украина «откатилась» назад и только в 2016-м начала постепенно восстанавливать утраченные позиции.
На сегодняшний день мощность ВИЭ составляет 1,1 ГВт. В то же время, если до 2013-го ежегодно инсталлировались мощности по 300-500 МВт, то за I полугодие 2016 года было реализовано 14 проектов всего лишь на 40 МВт. Не спасают ситуацию и домашние «солнечные» электроустановки, которые только в текущем году выросли с 300 до 625 единиц. Но общая установленная мощность составляет всего 8 МВт.
Однако конкуренцию солнечной генерации может составить не электрогенерация в виде ветровой, малых ГЭС, биомассовой или биогазовой энергетики. Речь идет о попытке власти пролоббировать наращивание и дотирование альтернативной энергетики для производства тепловой энергии. В течение 2014-2016 годов существенно возросли показатели ввода мощностей, производящих тепло из древесины, пеллет, щепы. Суммарно будет реализовано проектов на 1,6 ГВт.
Правда, внутривидовая конкуренция между возобновляемыми источниками также имеет свои «границы». В случае электроэнергии ─ это ограничение энергосистемы Украины, которая не способна принять более 2,5 ГВт из возобновляемых источников. При замене газовых теплокоммунэнерго на альтернативные придется переоборудовать работу газовых сетей и выстроить гарантированную бесперебойную систему производства и поставок сырья. А это также требует дополнительного финансирования, которое, в итоге, может быть включено в тариф на тепло для потребителей.
Юрий Корольчук
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас