Единый билет на транспорт обещают в 2017-м: что осталось сделать и как это будет работать
Единые электронные билеты для проезда в городском транспорте могут внедрить уже в следующем году — в четверг, 17 ноября, соответствующий законопроект должна рассмотреть Верховная Рада в рамках “инфраструктурного дня”. Если документу дадут зеленый свет, украинцы смогут передвигаться по городу с помощью специальной электронной карты, которой можно будет рассчитаться за поездки в автобусах, трамваях, троллейбусах, городских электричках, метро и даже маршрутках. Карту можно будет пополнять наличными в специальном терминале или с помощью кредитной карты.
Как объяснили в Мининфраструктуры, уже сейчас по меньшей мере 15 украинских городов (среди которых Киев, Одесса, Днепр, Львов) готовы присоединиться к новшеству. Ожидается, что ежегодно е-билетом будут пользоваться более 560 млн пассажиров. А вот как будет выглядеть проездная карточка, какие виды транспорта будет охватывать и где взять на это деньги — каждому городу предстоит решать самостоятельно. Цена вопроса для одного города — 8—15 млн евро в зависимости от инфраструктуры и населения. За эти деньги нужно разработать программное обеспечение, закупить и установить специальные валидаторы (аппараты для считывания карт) и турникеты. Пока что каждый из городов рассчитывает внедрить систему за счет привлечения инвесторов, международных доноров либо получить деньги в кредит от международных организаций.
Некоторые города тем временем уже на низком старте: к примеру, во Львове уже договорились о кредите с ЕБРР, а в Харькове специально созданная рабочая группа уже разработала концепцию билета и техзадание. В октябре объявили конкурс на поиск инвестора, который профинансирует внедрение е-билета на всех этапах: проектирование, создание, установка, проведение пуско-наладочных работ, а также введение системы в эксплуатацию. Как рассказал “Сегодня” директор гордепартамента инфраструктуры Сергей Дульфан, сейчас заканчивается оформление его результатов. “Инвестора нашли. Какую-то часть запланированных работ по проекту мы успеем завершить в этом году, но сам запуск электронного билета состоится в следующем”, — заверил Дульфан.
В Одессе о внедрении е-билета заговорили еще три года назад. Тогда чиновники говорили, что программа одобрена, единственная загвоздка была в поиске подрядчика. В декабре 2015 года в одном из трамваев в тестовом режиме даже установили валидатор для оплаты проезда, но на этом переход на единый билет и закончился. Однако в мэрии Одессы заверили, что процесс идет, и уже в 2017-м горожане и туристы смогут воспользоваться единым билетом в любом виде транспорта. “В течение недели-двух будет готово пакетное предложение со всеми техническими подробностями проекта. Затем его рассмотрит группа профильных специалистов”, — пояснил советник мэра Одессы Сергей Дубенко.
В Днепре тоже заявляют, что сделали наработки и даже готовы стартовать еще в этом году, но ждут закона: “Это возможность отследить пассажиропотоки и вывести значительную часть перевозок из тени — до 20%, а это масштаб, сравнимый с 3—4% бюджета города”, — считает заммэра Днепра Яника Мерило.
Билет может стать универсальным
Эксперты отмечают, что е-билет в перспективе может стать более универсальным и существенно облегчить жизнь горожан. “Карточка может использоваться не только для проезда, но и быть карточкой жителя данного города. Функциональность может быть разной — пропуск в школах, оплата за паркинг и прокат велосипедов, получение льгот и дисконтов города (аптеки, музеи, рестораны и т.д.), доступ к электронным услугам и возможность подписать документы с ЕЦП. Карточка горожанина не дублирует государственную ID-карточку, так как функции билета на последней не предусмотрены”, — считает Мерило.
По предварительным подсчетам Мининфраструктуры, единый билет поможет повысить доходы перевозчиков на 25% (за счет сокращения расходов на организацию сбора платы за проезд). При этом скептики уверены: несмотря на отрицание местных властей, из-за новой системы проезд может подорожать. “Проезд будет перманентно дорожать, но в основном из-за цен на бензин и электричество. Конечно, в отличие от работы с наличными, электронная система требует затрат на администрирование, но в долгосрочной перспективе это добавит не более 2—3 копеек к стоимости билета”, — объяснил нам транспортный эксперт Роман Хиль.
Ирина Крикуненко
По материалам: Сьогодні
Поделиться новостью