"Денег нет, но вы держитесь". Пять неутешительных цифр для жертв "банкопада"
Ни вкладчики, чьи средства в банках превышали 200 тысяч гривен, ни бизнес не смогут получить возмещение. Почему? Средств, вырученных от продажи активов, фонду едва хватит, чтобы рассчитаться по кредитам с государством.
Более 100 миллиардов гривен. Именно такую сумму потеряло население и бизнес в неплатежеспособных банках.
Она была бы значительно больше, если бы Фонд гарантирования вкладов не возместил почти 78 млрд грн, заняв эти средства у государства.
Далее единственным путем для возвращения средств остается продажа активов и имущества обанкротившихся учреждений.
Правда, средств, вырученных от продажи активов, фонду едва хватит, чтобы рассчитаться по кредитам с государством, не говоря о вкладчиках.
В распоряжении ЭП оказалось письмо на имя президента Петра Порошенко, где Фонд гарантирования объясняет ситуацию, сложившуюся с активами неплатежеспособных банков.
Из письма следует, что вкладчики, чьи средства в банках превышали 200 тыс. грн, и бизнес вряд ли получат возмещение. Единственный шанс вернуть эти средства — активизация работы правоохранительных органов.
Сумма 400 млрд грн, часто фигурирующая при упоминании общих активов в управлении фонда, не имеет ничего общего с реальной стоимостью этих активов.
В среднем соотношение оценочной стоимости к балансовой составляет 24%. То есть все активы фонда можно смело делить на четыре, и в реальной жизни в управлении учреждения являются активы лишь на 100-120 млрд грн.
Однако даже эти средства не достанутся вкладчикам. Фонд занял у Министерства финансов около 52 млрд грн. Еще около 10 млрд грн он задолжал НБУ. Эти средства фонд привлекал, чтобы рассчитаться с населением по гарантированным вкладам.
Вырученные от продажи активов средства в первую очередь пойдут на погашение долгов перед государством.
Есть еще один деликатный момент, который также не в пользу вкладчиков банков. Фонд делал заимствования примерно под 12,5% годовых. Как следует из письма фонда в адрес президента, расходы по обслуживанию долга до 2029 года составят около 74 млрд грн.
Эти средства должны быть выплачены вкладчикам. Однако процедура построена так, что фонд берет средства у государства, чтобы одолжить их неплатежеспособным банкам, которые выплачивают гарантированные суммы вкладчикам. Затем фонд продает активы банков и удовлетворяет свои требования.
Здесь возникает еще больше проблем — с качеством активов неплатежеспособных банков. В упомянутом письме фонд выделяет несколько причин, свидетельствующих о низком качестве этих активов.
№1. Качество кредитного портфеля.
Как оказалось, из кредитного портфеля всех банков, 356 млрд грн, 180 млрд грн выдано лишь 600 лицам. Из них половина — связанные с банками лица.
Этот кредитный портфель преимущественно не обслуживается, что, конечно, влияет на стоимость кредитного портфеля.
Суды обычно встают на сторону заемщиков, а органы Государственной исполнительной службы не обеспечивают принудительного исполнения судебных решений.
№2. Крым и зона АТО.
Более чем 50 млрд грн — это балансовая стоимость активов в Крыму и зоне АТО. Кредиторам не стоит рассчитывать на эти активы до возвращения территорий под контроль Украины.
№3. Девальвация.
Девальвация национальной валюты в течение 2014-2016 годов привела к переоценке валютных активов, однако стоимость залога практически не изменилась. Так, по данным ФГВ, теперь курсовая разница составляет около 40 млрд грн.
№4. Искусственное банкротство.
Фонд приводит список из семи банков, в частности, “Таврика”, “ВиЭйБи”, “Дельта банк”, банк “Форум”, “Финансы и кредит”.
Общая сумма банкротств заемщиков этих банков достигает почти 40 млрд грн. Как известно, после начала процедуры банкротства взыскать актив с заемщика становится гораздо сложнее.
№5. Технические ценные бумаги.
Кредиты, где залогом были технические ценные бумаги, составляют около 38 млрд грн, то есть более 10% от общего кредитного портфеля банков.
Также против вкладчиков играет то, что наиболее качественные активы банков, в залоге у НБУ в рамках рефинансирования.
По кредитам рефинансирования неплатежеспособные банки задолжали около 57 млрд грн. Оценочная стоимость по этим займам составляет около 34 млрд грн. То есть если оценочная стоимость всех активов составляет 100-120 млрд грн, то львиная доля от их реализации пойдет на удовлетворение кредиторских требований НБУ, а не вкладчиков.
Итак, у большинства вкладчиков, начиная с четвертой очереди кредиторов, почти нет шансов получить свои средства от реализации активов неплатежеспособных банков.
Единственным механизмом возврата средств может быть их взыскание с собственников и менеджеров неплатежеспособных банков, которые доводили финучреждения до банкротства. На данный момент фонд подал более 3200 заявлений в правоохранительные органы о совершении уголовных преступлений на общую сумму 256 млрд грн.
Однако, как следует из письма фонда главы государства, эффективность таких обращений очень низка.
Итак, разрекламированная ответственность владельцев банков в Украине — вещь довольно эфемерная.
К тому же, в расследовании финансовых преступлений важна скорость. Даже если некоторые дела и будут доведены до суда, то вряд ли это поможет вкладчикам, поскольку найти их деньги будет нелегко.
Поэтому, вероятно, бизнес и вкладчики могут попрощаться со своими 100 миллиардами гривен навсегда.
Александр Моисеенко
По материалам: Економічна Правда
Поделиться новостью