Андрей Попов: Всем выйти из сумрака, или «Ночной дозор» по-украински


Андрей Попов: Всем выйти из сумрака, или «Ночной дозор» по-украински

Детенизация экономики является базовым условием для успешных реформ. В условиях, когда в тени находится до половины экономики Украины, невозможно ни бороться с коррупцией, ни составлять сколько-нибудь обоснованные экономические прогнозы.

Неофициальный фонд оплаты труда – это краеугольный камень теневой экономики. Уход от зарплат «в конвертах» – один из основных компонентов борьбы с коррупцией, наряду с законопроектом о «нулевой декларации» или законодательством о трансфертном ценообразовании.

Проблема теневых доходов возникла не вчера. В условиях, когда государство десятилетиями бесплатно присваивало труд своих граждан (ещё со времён конфискационных денежных реформ в СССР), население отвечало государству тем же, при любой возможности стараясь утаить от государства и доходы, и сбережения.

В независимой Украине ситуация достигла апогея, когда возникла фактически круговая порука – государство в лице контролирующих органов по большей части закрывало глаза на зарплаты «в конвертах», население прощало государству коррупцию и власть олигархии.

Изменения, произошедшие в общественно-политической жизни страны за последние два года, а также исчерпание ресурсной базы постсоветской экономики, создали в Украине запрос на реальные реформы, в том числе борьбу с теневой экономикой.

Первый шаг в этом направлении уже сделан: с 1 января 2016 года ставка ЕСВ (единого социального взноса, перечисляемого работодателем с зарплат работников) была снижена с 36,76–49,7% до единой ставки в 22%, а начисления для работника в размере 3,6% были отменены вовсе.

Несмотря на критику, данное решение уже привело к росту средней зарплаты. Согласно данным Госстата, за январь-июнь 2016 года средняя официальная заработная плата в Украине составила 4 838 грн, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Разумеется, существенным фактором в повышении средней зарплаты стала очень высокая инфляция за 2014-2015 гг. Но и роль снижения ЕСВ также следует учитывать – согласно опросам, снижение налоговой нагрузки позволило работодателям перенаправить часть средств на увеличение заработной платы. Прежде всего, это касается работодателей с традиционно «белой» зарплатой: госсектора, банков, крупных производственных предприятий, а также компаний с иностранным капиталом.

Платой за снижение ставки ЕСВ стало увеличение дефицита пенсионного фонда. Планируется, что по мере вывода доходов из тени дефицит должен быть перекрыт за счёт увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ, ставка 18%). Но ввиду длительности процесса детенизации, дефицит бюджета пока будет покрываться, по-видимому, за счёт внешних займов от МВФ и других организаций – хотя это как раз тот случай, когда они оправданы.

Считать, что детенизация – это быстрый процесс, и что снижение ЕСВ должно сразу привести к уходу от зарплат «в конвертах», было бы неправильно. В вопросах налогового планирования бизнес-среда консервативна и осторожна во всех странах, и наша страна здесь не исключение. К тому же, налоговое законодательство в Украине до этого менялось настолько часто, что нынешний «пряник» в виде снижения ЕСВ вызывает закономерный вопрос: надолго ли эти изменения?

Кроме того, изменения в Налоговый кодекс позволили снизить налоговое давление на фонд оплаты труда из расчёта для средней зарплаты с 55% до 38,4% (ЕСВ + НДФЛ + военный сбор, за вычетом необлагаемого налогом минимума). Это значительное снижение, но это по-прежнему выше, чем во многих других странах, и это по-прежнему существенно дороже, чем пользоваться услугами соответствующих фирм и выплачивать зарплаты «в конвертах».

Подводить итоги можно будет только по прошествии времени, ориентировочно, через 2-3 года. За это время бизнес осознает, что изменения произошли всерьёз и надолго, налоговая нагрузка по мере расширения базы налогообложения снизится и станет соизмерима по стоимости с услугами по уходу от налогообложения, а борьба с коррупцией в налоговых органах будет сдерживать злоупотребления «сверху». Подтверждением служит и мировой опыт успешных налоговых реформ, который подтверждает, что детенизация – процесс длительный и поэтапный, где главный принцип – терпение и последовательность.

К счастью, это понимает и руководство Украины – во всяком случае, в публичной плоскости. Недаром председатель парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина недавно заявила о невозможности возврата к предыдущим ставкам единого социального взноса, призвав даже не поднимать вопрос о возвращении к старым ставкам ЕСВ в 41%. Впрочем, отмечу, что даже дискуссия на тему возвращения к старой ставке ЕСВ может оказать медвежью услугу.

Таким образом, важнейшим условием для успеха реформ является их последовательность, которая невозможна без политической и экономической стабильности.

Андрей Попов, партнёр Kreston GCG

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Архивы:2018 2017 2016 2015
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua
Опросы