Утилизировать старый автомобиль: почему это так сложно сделать в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Утилизировать старый автомобиль: почему это так сложно сделать в Украине

Технологии&Авто
1851
В Украине самые старые автомобили в Европе. Средний возраст украинских авто вырос в 2016 году до 19,6 лет. Одна из причин: в Украине негде утилизировать ненужные машины. По словам экспертов, за время действия закона об утилизации транспорта, ни одной машины не переработано. Зачем утилизировать старый транспорт и почему в Украине не поддерживается переработка авто.
Закон есть, утилизации – нет
В Украине 27% автомобилей старше 30 лет и 47% автомобилей возрастом от 10 до 30 лет. Чем старее автомобиль, тем больше вреда окружающей среде он наносит: в грунт попадает свинец, ртуть, машинное масло, остатки топливно-масляных веществ, ржавчины. В 2013 году в Украине вступил в силу закон об утилизации транспортных средств, согласно которому в стране должна была появиться сеть утилизационных центров. Планировалось, что государство будет возмещать стоимость утилизации предприятиям и для этого на все новые автомобили ввели утилизационный сбор. Но уже в 2015 году новый налог отменили из-за давления автомобилистов и бизнеса, а система так и не заработала, хотя лицензию на утилизацию авто в 2015 получило более 280 предприятий по Украине.
“После вступления в силу закона, мы получили лицензию. Мы все зарегистрировали, составили договора – 70% планировали сдавать на Запорожский автозавод для переработки. Денег из бюджета нет, а машину нужно разбирать и перевозить. Мы и отказались от лицензии”, – объясняет гендиректор “Харьков-Авто” Сергей Семерня.
По словам директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, когда отменили утилизационный сбор, закон решили просто не трогать. Из-за отсутствия источника финансирования на утилизацию, за два года действия закона, не переработан ни один автомобиль.
“На сегодня в Украине не утилизировано ни одного автомобиля. Мы пытались попасть на лицензированные утилизационные центры, там ничего об утилизации не знают”, – говорит Олег Назаренко.
Украинцы делают из шин клумбы
К тому же у украинцев нет стимула избавляться от старых машин. Например, во Франции, если гражданин не сдаст автомобиль на утилизацию, ему грозит штраф 75 тыс. евро и два года заключения. Норвежцы платят 350 долларов при покупке авто, деньги возвращаются при сдаче транспорта на утилизацию. В Германии производитель должен использовать не менее 95% материалов, которые поддаются переработке. А в Украине старый автомобиль, в лучшем случае, разбирают, что-то сдают на металлолом, а из шин делают клумбы или обустраивают ими детские площадки.
“Украинец даже самый старый автомобиль не выбросит на улицу. Единственное, в чем есть потребность утилизации – это шины и аккумулятор. Другие элементы автомобиля люди растаскивают на запчасти, что осталось – сдают на металлолом, что-то выбрасывают, а шины – на клумбы пускают”, – отмечает Олег Назаренко.
По словам экспертов, те утилизационные центры, которые есть – не соответствуют никаким нормам. К тому же закон запрещает таким предприятиям брать с украинцев деньги. Но, как рассказал сотрудник утилизационной компании “Современный центр утилизации”, они принимают автомобили, но платит клиент. По его словам, в среднем предприятие утилизирует 10 машин в год. Это обходится собственнику автомобиля в среднем в восемь тысяч гривен – все зависит от параметров автомобиля.
Эколог и эксперт Реанимационного пакета реформ Алла Войцеховская отмечает, в стране есть законодательство об утилизации, но нет инструментов для его реализации.
“Предприятия, которые утилизируют автомобили, прежде всего, занимаются утилизацией аккумуляторов. Таких предприятий в Украине мало. Есть проблема с отсутствием технологий, оборудования для утилизации опасных отходов”, – отмечает эколог.
После принятия закона к утилизации транспорта должна была присоединиться и корпорация “Богдан”. По словам пресс-секретаря компании Сергея Красули, “Богдан” отказался от лицензии на утилизацию, поскольку в Украине нет процедур и условий для переработки автомобилей, а население не готово избавляться просто так от автохлама. К тому же в законе не регламентировано, в каких условиях автомобиль уже не может эксплуатироваться, и когда подлежит утилизации.
“Это больно ударит по определенной категории населения и вызовет недовольство, но во всех развитых странах этот путь проходили. Эксплуатация старых неисправных авто опасна для жизни”, – говорит Сергей Красуля.
Что делать?
В 2013 году планировалось выдавать украинцам сертификат на 12 тыс. грн на покупку нового отечественного авто за сдачу старой машины на утилизацию. Но это все осталось на уровне идеи. В “Богдане” считают, собственник автомобиля должен утилизировать машину за свой счет, когда транспорт выйдет из эксплуатации в результате износа или ДТП.
“Более правильно, когда владелец платит за утилизацию при необходимости: в результате ДТП или износа. Но такой подход требует жесткого контроля, поскольку существует риск получить завалены ломом лесополосы. Для стимулирования продаж новых авто, нужен другой подход, при котором собственник получает компенсацию в виде скидки на новую машину, например, украинского производства”, – говорит Сергей Красуля.
Глава организации “Живая планета” Светлана Берзина отмечает, в Украине нет правил поведения с опасными отходами вообще, а не только с автомобилями, вышедшими с эксплуатации. А все попытки изменить ситуацию оставались на уровне идей. Из-за этого в Украине всего 6-7% территории – природно-заповедный фонд, и больше 12% – в критическом экологическом состоянии под несанкционированными свалками.
“У нас вообще не работает законодательство в сфере поведения с отходами. Есть попытки принять программу о поведении с отходами, но для этого нужна политическая воля. Об этом говорят министры, но когда вопрос доходит до дела, то все затормаживается”, – отмечает она.
В Министерстве экологии отмечают, что из-за отсутствия оборудования на предприятиях реально работать из 280 может 20. Но информации о том, сколько утилизировано автомобилей за время действия закона в ведомстве не знают и переводят стрелки на Министерство экономического развития и торговли. В свою очередь, Минэкономики перенаправляет в Министерство экологии и природных ресурсов.
Виталий Андроник
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас